Оборот петербургского рынка страхования грузоперевозок последние несколько лет растет на десятки процентов ежегодно. И его потенциал далеко не исчерпан -- в текущем году, по мнению опрошенных Ъ экспертов, рынок вырастет еще как минимум на 30%. Впрочем, отмечают страховщики, темпы могли бы быть заметно выше, если бы не надежда экспедиторов на старое доброе "авось" и не пробелы в законодательстве.
Рынок страхования грузоперевозок в Петербурге начал интенсивно развиваться в конце 1999 года, после преодоления последствий финансового кризиса. В результате к 2002-2003 годам у отдельных страховщиков объем собираемых по этому виду страхования премий достиг докризисного уровня. В прошлом году рынок вырос еще примерно на 30%, что позволило ему окончательно восстановиться после провала 1998 года. По словам генерального директора страховой компании "Прогресс Нева" Сергея Ковальчука, текущий рост петербургского рынка страхования грузов составляет около 40% в год, а его совокупный годовой объем страховщик оценивает в 700 млн рублей. Лидирующими компаниями на рынке являются "РЕСО-Гарантия", "Русский мир", "Ингосстрах" и "Прогресс Нева". Старший андеррайтер центра обслуживания клиентов Северо-Западного регионального центра "РЕСО-Гарантия" (СЗРЦ "РЕСО-Гарантия") Игорь Исаев к числу заметных игроков также добавляет "Интеррос Согласие", Военно-страховую компанию и "Альфа-страхование". Он отмечает, что у компаний, интенсивно занимающихся этим видом страхования в Петербурге, ежемесячный объем премий по нему колеблется в пределах от $100 тыс. до $200 тыс.
По грузообороту львиная доля страхуемых перевозок приходится на автотранспорт -- около 60%. Еще 20% грузов транспортируется по железной дороге, 12% -- морским транспортом, оставшиеся 8% -- авиационным. Ведущий менеджер петербургского филиала "РЕСО-Гарантии" Олег Кулик уточняет, что перевозки автомобильным транспортом занимают первое место по количеству страховых договоров, морские -- лидируют по совокупной сумме страховых премий, а железнодорожные -- обеспечивают наиболее стабильную долю страхового портфеля. По видам грузов чаще всего, на его взгляд, страхуют импорт легковых автомобилей, а также экспорт и импорт промышленного оборудования: 30% объема перевозок и страховых премий. Из внутренних грузов, по его наблюдениям, грузовладельцы чаще всего предпочитают страховать контейнеры с товарами народного потребления и электроникой, следующие в Москву, и доставку продуктов питания и строительных материалов в Петербург.
Однако постепенно структура спроса на страховые продукты меняется. Господин Ковальчук считает, что заметно растет интерес к страхованию морских и железнодорожных перевозок. Директор центра страхования грузов и ответственности перевозчиков СК "Русский мир" Павел Евстратов подчеркивает, что сейчас речь все чаще идет не о единичном страховании отдельных грузов "на рейс", а о заключении генерального договора, по которому страхуется весь годовой объем перевозимых экспедитором грузов. Страхователю это позволяет значительно удешевить услуги страховщиков в расчете на одну перевозку. Кроме того, констатирует он, в таком случае экспедиторы могут предложить своим клиентам-грузовладельцам дополнительную услугу в виде предоставления страхового покрытия, имея при этом очевидную прибыль от разницы между стоимостью такой услуги и размером уплаченной страховщикам премии. Господин Кулик добавляет, что страховые компании сейчас все активнее заключают генеральные договоры не только с грузоперевозчиками, но и с грузовладельцами.
Генеральные договоры получили распространение во многом благодаря развитию страховой культуры экспедиторов, говорят специалисты. Если раньше страхование грузов происходило, как правило, по необходимости и только при международных перевозках или транспортировке дорогостоящих грузов, то сейчас все большее распространение получает добровольное страхование по собственной инициативе страхователя.
Господин Исаев причину более частого обращения перевозчиков за страховой защитой видит в том, что при возросшем грузопотоке риск случайной утраты или повреждения имущества также возрастает и экспедиторы больше не в состоянии покрывать возникающие убытки. По этой же причине службы безопасности владельцев грузов уже не могут полностью обеспечивать сохранность грузов в пути. Рост спроса со стороны экспедиторов приводит к обострению конкуренции среди страховщиков, которые сейчас стремятся завоевать как можно большую долю стремительно растущего рынка. Одним из основных инструментов этой борьбы являются тарифы.
Эксперт из "Русского мира" предупреждает коллег, что текущий уровень цен близок к критической отметке, после которой дальнейшее снижение ставок будет играть против страховщиков, каким бы сбалансированным ни был их страховой портфель. При этом он не исключает, что входящие на петербургский рынок компании все равно будут демпинговать, не задумываясь о последствиях. Господин Исаев из "РЕСО-Гарантии" отмечает, что заниженные тарифы характерны, прежде всего, для федеральных компаний, пытающихся закрепиться в Петербурге. Он утверждает, что зачастую такой демпинг не имеет под собой экономической базы. "Привлекая клиентов столь варварским способом, такие компании лишь мутят воду, и из-за подобных предложений клиенты, уже давно работающие с определенными страховщиками, начинают сомневаться в правильности своего выбора", -- сетует господин Исаев. Развитию демпинга, по мнению страховщиков, способствует и позиция страхователей, для которых определяющим фактором при выборе полиса является его стоимость, а не качество страховых услуг. В связи с этим представитель "РЕСО-Гарантии" призывает экспедиторов не ориентироваться при выборе страховой компании исключительно на стоимость договора, а обращать внимание и на его условия.
Страховые тарифы могут сильно отличаться в зависимости от типа груза, размера партии и дальности перевозки. В целом ставки по страхованию автоперевозки стандартного груза из Петербурга в Москву варьируются сейчас в пределах 0,09-0,45% от его стоимости. Впрочем, какими бы высокими страховые тарифы ни казались грузовладельцу, они меркнут на фоне тех выплат, которые приходится осуществлять компаниям при наступлении страхового события. В "Русском мире" вспоминают, что в прошлом году в результате разбойного нападения на страхователя лиц в форме сотрудников ГИБДД была похищена крупная партия мониторов, за которую страховщику пришлось выложить более 6,5 млн рублей. В другом случае из-за "самовозгорания транспорта" была полностью уничтожена бытовая электроника на сумму около 5 млн рублей. Еще один показательный пример -- выплата более $30 тыс. за повреждение груза при столкновении речного судна с железнодорожным мостом. В местном подразделении "РЕСО-Гарантии", так же как и в "Русском мире", самый большой ущерб возник при перевозке груза автотранспортом. Возмещение по страховому случаю составило $76 тыс. Общая же сумма заявленных убытков по похищенным грузам в СЗРЦ "РЕСО-Гарантия" в прошлом году превысила $400 тыс. Господин Ковальчук из "Прогресс Невы" отмечает, что крупнейшие убытки страховщиков, как правило, связаны с грабежами, разбоями и мошенничествами в сфере перевозок, -- общая сумма выплат компании по этим причинам в 2004 году составила более 15 млн рублей. Крупнейшей из них стала уплата $40 тыс. за два сгоревших железнодорожных вагона.
Однако даже столь внушительные убытки не останавливают страховщиков, которые прогнозируют уверенный рост петербургского рынка в этом году. По оценке экспертов "РЕСО-Гарантии", он составит минимум 20-30%, в "Прогресс Неве" считают адекватной цифру 30-40%, в результате чего емкость рынка увеличится до 1 млрд рублей в год. Прежде всего, полагает руководитель "Прогресс Невы", это связано с ростом общего объема перевозок за счет благоприятной макроэкономической ситуации, развития производства и увеличения потока экспортно-импортных грузов. Господин Евстратов из "Русского мира" основной предпосылкой для дальнейшего развития рынка считает рост экспедиторского бизнеса. Он поясняет, что отсутствие жестких требований на стадии организации такого бизнеса, лицензирования этого вида деятельности облегчает приход инвесторов в данную отрасль. К тому же капитал, требующийся для начала такого дела, как правило, невелик, в результате число участников этого рынка постоянно увеличивается, что и ведет к росту объема страховых транзакций.