Что произошло
15 августа 2018 года прошло внеочередное заседание совета директоров ПАО "ЗВЕЗДА", где избирался новый состав совета. По информации издания "Деловой Петербург", ныне обновленный состав представляют только сотрудники екатеринбургской транспортной группы "Синара", а прежний владелец завода Павел Плавник полностью вышел из акционерного капитала и лишился всех постов.
Около 71% акций, которые контролировал Плавник и связанные с ним фирмы, были проданы екатеринбургской группе. Помимо этого, Павел Плавник лишился должности генерального директора управляющей компании завода — АО "НПК "Звезда", на его место был назначен глава АО ""Синара-Транспортные Машины" ("СТМ") Виктор Леш.
История взаимодействия "Синары" со "ЗВЕЗДОЙ" началась еще в конце 2017 года. Тогда завод совместно с предприятием группы "Уральским дизель-моторным заводом" ("УДМЗ") организовали компанию НПК "Звезда", которая ныне управляет петербургским заводом. Цель создания - объединение компетенций для разработки универсальных двигателей нового поколения М-150 и ДМ-185.
Тогда в конце декабря прошлого года в СМИ появилась информация об объединении компетенций "ЗВЕЗДЫ" и "УДМЗ" для разработки двигателей. Общий объем вложений в производство оценивалось в 19 млрд рублей со сроком реализации к 2025 году.
Было решено организовать выпуск продукции на площадках Санкт-Петербурга и Екатеринбурга, дав старт производству 1 января 2018 года. Уже тогда руководство предприятия было намерено довести мощность до 770 дизельных двигателей ежегодно к 2022 году.
Идею поддержал министр промышленности и торговли России Денис Мантуров, обозначив, что "принципиально важным в новом проекте является успешный опыт "УДМЗ" и "ЗВЕЗДЫ" в реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по заказу Минпромторга России в рамках Федеральной целевой программы по разработке новых семейств высокооборотных двигателей М-150 и ДМ-185. Линейка дизелей в широком диапазоне мощностей от 350 до 7500 кВт широко применяется в железнодорожном машиностроении, тяжелой колесной технике, автономной электроэнергетике, буровой, компрессорной и насосной технике".
После этих сообщений "ЗВЕЗДА" не переставала поставлять для ВМФ двигатели, дизель-генераторы и редукторы. Но проблема все-таки была. По словам исполнительного директора ПАО "ЗВЕЗДА" Кирилла Куклинского, который с мая руководил заводом, необходимость смены собственника и руководства предприятия обосновывается тем, что у "ЗВЕЗДЫ" возникли проблемы с исполнением госзаказа. Заводу, по его мнению, необходимо было привлечь крупного партнера, который бы имел доверие со стороны министерства промышленности и министерства обороны. Таким крупным партнером и стала группа "Синара". Куклинский обозначил, что сейчас основная задача завода — закрыть все долги по госзаказу. При этом процесс будет растянут на 2,5 года.
Куклинский подчеркнул, что разговоры о закрытии или даже смерти предприятия - надуманы, заверив, что в ближайшие два года "ЗВЕЗДУ" точно не закроют, даже если бы очень хотелось.
Уйдем в историю
"ЗВЕЗДА" была основана на базе машиностроительного отдела предприятия "Большевик" (сейчас "Обуховский завод") в Ленинграде в 1932 году. Сначала завод специализировался на производстве танков. Все довоенное и военное время выпускал именно их, а также занимался ремонтом в условиях блокады.
Морской профиль "ЗВЕЗДА" обрела в апреле 1945 года. Эта страница в истории предприятия начинается с производства главных судовых двигателей для катеров Военно-морского флота. Это направление развивалось стремительно и уже в 1947 году на торпедный катер "Комсомолец" был поставлен первый образец дизеля. В этом же году началось серийное производство дизельных двигателей М-50.
В 1950-е и последующие годы завод продолжал наращивать производство этих двигателей. Параллельно росло число проектов катеров и кораблей с их применением – ТД-200, "Шмель", "Бурундук", тральщики типа "Сокол", сторожевые катера "Москит", "Гриф" и др.
Начало 1960-х годов для предприятия - ключевое время. Завод освоил серийное производство принципиально новых сверхлегких, мощных звездообразных дизельных двигателей ЧН16/17, которые не имели аналогов в мире. Это стало поводом для присвоения предприятию названия "ЗВЕЗДА".
Уже тогда стало ясно, что судьба "ЗВЕЗДЫ" тесно связана с оборонной промышленностью страны. Звездообразные судовые двигатели завода сыграли решающую роль в создании отечественных скоростных кораблей ВМФ, а также флотов ряда иностранных государств. По проектам ведущих КБ судостроения на верфях СССР, Польши, ГДР крупными сериями строились пограничные и ракетные корабли, торпедоловы, морские тральщики и другие суда военного применения. Многие из них экспортировались по межправительственным соглашениям в более чем 30 стран.
Но на военном кораблестроении успехи "ЗВЕЗДЫ" не заканчивались. В 1957 году корабелы нижегородской области построили первое отечественное СПК типа "Ракета", оснащенное дизельным двигателем М50Ф производства завода "ЗВЕЗДА". Затем в 1960-х годах для пассажирского флота на подводных крыльях разрабатываются и выпускаются дизельные двигатели 12ЧН18/20 второго поколения. В результате, почти все пассажирские СПК, которые обеспечивают регулярное речное и прибрежное высокоскоростное сообщение в европейской части России, районах Сибири и Дальнего Востока, таких известных проектов, как "Ракета", "Метеор", "Полесье", "Комета", "Восход" и другие, стали оснащаться дизельными двигателями завода "ЗВЕЗДА".
За годы истории завод разработал и сдал в эксплуатацию более 200 модификаций двигателей типоразмеров ЧН18/20 и ЧН16/17, которыми оснащены практически все построенные на верфях России пассажирские СПК, значительная часть скоростных кораблей ВМФ и погранвойск. Для наглядного примера: созданные на базе двигателей "ЗВЕЗДЫ" размерности ЧН16/17 современные патрульные катера "Сокжой", "Меркурий", "Мустанг-2" достигают скорости 50 и более узлов, а пассажирское СПК "Ласточка-М" на речных акваториях, оборудованное двигателями ЧН18/20, развивала скорость до 90 км/час.
С 1945 года, когда на заводе зародилось морское и речное направление, по сегодняшний день было выпущено свыше 10000 судовых дизельных двигателей и дизель-генераторов для более чем 3000 кораблей и катеров ВМФ и водного транспорта по более чем 100 проектам.
Сегодня завод "ЗВЕЗДА" является ведущим российским разработчиком и производителем высокооборотных дизельных двигателей мощностью от 500 до 7400 кВт, а также тяжелых редукторов мощностью до 40 000 кВт. Предприятие производит поставки запасных частей, осуществляет сервисное обслуживание, ремонт, обучение персонала, оказывает услуги по литью и металлообработке.
В 2017 году ПАО "ЗВЕЗДА" и ООО "Уральский дизель-моторный завод" (входит в машиностроительный холдинг "СТМ") создали совместное предприятие по выпуску высокооборотных двигателей - научно-производственный концерн "Звезда", который управляет петербургским заводом.
О "Синаре"
Согласно информации на главной странице официального сайта транспортной группы, "Синара" — это диверсифицированная компания, которая объединяет 18 предприятий различной отраслевой направленности.
Приоритетными бизнес-направлениями Группы являются машиностроение, финансовые услуги, девелопмент. Центральный офис расположен в городе Екатеринбурге.
По последним сведениям, совокупно в группе предприятий "Синара" работают более 22,500 человек. По итогам деятельности группы в 2016 году выручка от реализации (без НДС) составила 51,79 млрд руб. (для сравнения в 2015 году – 51,75 млрд руб.). Объем инвестиций в 2016 году составил 11,31 млрд руб. (в 2015 году - 10,76 млрд руб.). Размер EBITDA (объем прибыли до вычета расходов по выплате процентов, налогов, износа и начисленной амортизации) – 1,67 млрд руб.
Глобально деятельность екатеринбургской "Синары" направлена на тяжелое машиностроение - последние крупные производственные успехи отражены в ЖД-транспорте.
Наша редакция обратилась за комментарием к "Синаре" об их приобретении завода. На вопросы ответил генеральный директор "СТМ" Виктор Леш.
В августе 2018 года в "ЗВЕЗДЕ" приступил к работе новый состав совета директоров, избранный акционерами, в котором наряду с независимыми директорами "СТМ" имеет своих представителей.
По словам Леша, группа обладает серьезными компетенциями по эффективному управлению промышленными активами и сегодня активно внедряет принципы и алгоритмы работы, успешно себя зарекомендовавшие. Так, уже в августе на предприятии приступили к реализации масштабной программы внедрения новой производственной системы, основанной на непрерывных улучшениях. Ее основной целью является доставка продукта заказчику точно в срок с высочайшим уровнем качества и максимально эффективным использованием всех ресурсов.
Известно, что система будет внедряться поэтапно. Сейчас оптимизируются все основные производственные процессы, выявляются резервы и реализуются необходимые улучшения системы планирования при строгом соблюдении заданных показателей по срокам выполнения текущих контрактных обязательств.
Гендиректор компании "Синара - Транспортные Машины" подчеркнул, что параллельно для утверждения Советом директоров разрабатываются перспективные планы по развитию предприятия и модернизации производства до 2024 года с возможностями для привлечения инвестиций.
- "ЗВЕЗДА" сохранит свой профиль деятельности и продолжит работу в рамках создаваемого национального лидера поршневого двигателестроения, - рассказывает Виктор Леш. - Наша задача выпускать российские двигатели нового поколения, которые по своим характеристикам не только не уступают лучшим мировым аналогам, но и по некоторым параметрам превосходят продукцию иностранных конкурентов.
"Мощнейший толчок для развития предприятия"
Глобально то, что происходит на "ЗВЕЗДЕ", сулит только положительные перемены. Планируется устранить недочеты в работе с госконтрактами, расширить производственные компетенции и вывести на рынок новую линейку судовых двигателей. И это, кстати, одна из важнейших тем в отрасли, потому что по мнению многих экспертов и эксплуатантов, сегодня Россия не имеет качественного собственного производства дизелей, которые могли бы посоперничать на рынке с импортной продукцией.
То, что "Синара" взяла под контроль "ЗВЕЗДУ", является хорошим и, возможно, вынужденным шагом, считают эксперты этой отрасли.
Коммерческий директор ГК "ТЕХ" Геннадий Пашинин убежден, что переход завода "ЗВЕЗДА" под контроль екатеринбургской группы даст предприятию мощнейший толчок для развития, причем не только технологического, но и в области маркетинга.
С притоком больших инженерных возможностей Синары, предприятие точно будет иметь возможность устранить технологические "недочеты" своего производственного процесса, и тем самым значительно повысить качество выпускаемой продукции. Но по словам Пашинина, каких-то видимых перемен в цене на продукцию вряд ли стоит ожидать.
Морское направление на "ЗВЕЗДЕ" точно останется, поскольку для определенного типа кораблей завод является безальтернативным поставщиком СЭУ, получая таким образом статус "Стратегического".
- Будет ли это направление развиваться в сторону гражданского судостроение покажет время, - рассказывает директор по развитию ГК "ТЕХ" Геннадий Пашинин. - Ведь в этой сфере достаточное количество уже зарекомендовавших себя импортных конкурентов.
Материалы по теме:
"Нет никаких прототипов, двигатель абсолютно новый" (интервью с бывшем гендиректором ПАО "ЗВЕЗДА")
Восходящая "Звезда" редукторостроения (репортаж с открытия центра редукторостроения на ПАО "ЗВЕЗДА")
Обошлись без Германии (о замене немецких двигателей MTU отечественными М470)
Дизелестроение сегодня. А завтра? (о проблемах отчественного дизелестроения)
Столкновение с неизвестным. Как "ОДК-Сатурн" разрабатывал новые морские двигатели (интервью с главным конструктором ОДК "Сатурн")
Отечественная энергоустановка для буровых платформ. Задаем 12 вопросов ее создателям (о ГТА-8 и ГТД Е70/8РД?)
Импортозамещение добралось до морских платформ (о новой разработке ОДК ГТА-8)