В будущем не будет дешевого топлива — таков рефрен экспертов, работа которых анализировать поток информации вокруг путей декарбонизации для судовладельцев. Внимательно выбирайте свой путь, но не ожидайте, что цена будет релевантной в сравнении с ископаемым топливом.
Е-дата
Фактически ввод в действие судов с нулевым уровнем выбросов (если такое вообще возможно) потребует значительной модификации существующей цепочки создания стоимости в судоходстве. Необходимо будет привлечь новые формы сотрудничества, контрактных взаимоотношений; на начальном этапе декарбонизации нужно, чтобы эта новая цепочка создания стоимости существовала параллельно с традиционными видами судового топлива.
Согласно только что опубликованному отчету глобального морского форума Global Maritime Forum (GMF), подготовленному комиссией по энергетическому переходу Energy Transitions Commission (ETC), пилотные проекты, необходимые для разработки топлива с нулевым уровнем выбросов, на всех стадиях потребуют сотрудничества между производителями топлива, поставщиками услуг по бункеровке, сертификационными компаниями и регулирующими органами, поставщиками двигателей, оборудования для хранения топлива и судостроителями, операторами и владельцами судов, грузовладельцами, финансовыми учреждениями и правительствами.
Вопрос затрагивает практически всех. Между прочим, давайте не будем забывать, насколько хорошо эти заинтересованные стороны сотрудничали в прошлом. На этот раз, конечно, все по-другому. На этот раз камень преткновения — углерод, сделай или умри, останься на плаву или пойди ко дну. Как было отмечено на форуме GMF, разработка пилотных проектов по нулевому уровню выбросов создаст совершенно новый набор возможностей, инвестиций и эксплуатационных соображений для морской отрасли.
Форум GMF признает, что для первопроходцев на всех этапах цепочки создания стоимости переход на топливо с нулевым уровнем выбросов будет представлять собой значительную разницу в затратах. Первый анализ фокусируется на экологичном (то есть возобновляемом) аммиаке и экологичном метаноле в пилотных проектах, связанных с контейнерными судами.
Ключевым моментом в процессе станет снижение рисков по крупномасштабным пилотным проектам, но до достижения этой стадии придется пройти через некоторые прозаические трудности.
Первая часть вопросов связана с надежностью технологий нулевого уровня выбросов, которые находятся на разных стадиях разработки. За исключением сжиженного газа (который не рассматривается в отчете) и метанола, использование альтернативных установок и систем хранения пока еще не продемонстрировано на должном уровне для аммиачных и водородных вариантов, несмотря на то, что они регулярно рекламируются как "решения".
Оба показателя (технологическая и коммерческая оценка) пилотных проектов будут важны для подтверждения их надежности, для получения доступа к крупномасштабному внедрению. Лидеры отрасли, в частности, должны будут учитывать предполагаемые риски безопасности топлива и нормативные препятствия.
В отрасли существует понимание безопасности топлива, заключающееся в том, что физические свойства метанола, аммиака и водорода делают их либо более легковоспламеняющимися, либо более токсичными, чем обычные тяжелые дизельные топлива. Топливная безопасность и порядок обработки могут содействовать сдерживанию этих рисков: все три вида топлива уже, безусловно, транспортируются на судах, а метанол используется как топливо.
Четкие отраслевые руководящие принципы, а также более обширный опыт использования других видов топлива для коммерческих целей должны решить остающиеся проблемы. Правила безопасности и порядок обращения с топливом, установленные либо ИМО, либо национальными регулирующими органами, должны быть приняты для любого нового судового топлива. Это требование уже выполнено в отношении метанола. Что касается аммиака и водорода, хотя они уже перевозятся в качестве грузов, эти правила еще не введены в действие и должны будут учитывать риски токсичности и воспламеняемости каждого вида топлива.
Поставщики топлива обладают несколькими разными рычагами для существенного снижения капитальных затрат, связанных с производством судового топлива с нулевым уровнем выброса. Один из вариантов — перепрофилирование существующих производственных мощностей и использование оборудования с наименьшими издержками (в частности, электролизаторов для производства экологичных видов топлива) от международных поставщиков.
Наибольшее значение для общей стоимости первопроходческих пилотных проектов будут иметь механизмы, предоставляющие поставщикам судового топлива доступ к более дешевой возобновляемой электроэнергии. Сократив вдвое стоимость доступа к электроэнергии, вы можете снизить стоимость топлива с нулевым выбросом на треть. Это может быть достигнуто за счет оптимизации местных затрат,
долгосрочных соглашений о покупке электроэнергии, а также льгот и вычетов по оплате за использование электросетей.
В отчете подробно рассматривается вопрос о необходимости масштабной пилотной программы, и отмечается, что необходим целый ряд инструментов государственной инвестиционной поддержки, включая субсидии и кредитные гарантии, которые снизят стоимость вложений в электролизаторы и оборудование синтеза.
Для проверки надежности новых видов топлива в цепочке создания стоимости в судоходстве, может быть обосновано переходное использование аммиака и метанола, получаемых из невозобновляемого водорода, в качестве промежуточного шага перед переходом на экологичные виды топлива.
Судоходству следует активно участвовать в развитии нового топливного кластера, в частности, водородного — тому уже есть примеры, это послужит развитию и других секторов экономики. Эти кластеры позволят расширить производство экологичного водорода и водородных видов топлива, при совместном использовании энергетической инфраструктуры, с уменьшением издержек, а также снижая риски поставщиков топлива — потенциально снижая затраты на топливо на 20%.
Другими словами, отрасль должна будет объединяться с поставщиками топлива, как никогда раньше, по крайней мере, мало кто из ныне работающих в отрасли был свидетелем такому. Благословением и проклятием отрасли было то, что в течение многих лет она "брала со дна бочки" и мало зависела от колебаний цен на нефть.
Хорошие новости, согласно глобальному морскому форуму GMF, состоят в том, что потенциальная стоимость перехода на судоходство с нулевым выбросом для конечного потребителя невысока, так как стоимость фрахта составляет небольшую часть потребительской цены. Например, увеличение стоимости до 100 долларов на такой высококачественный продукт, как пара обуви, составит менее чем 1,5% для экологичного аммиака или метанола.
Постепенный отказ от ископаемых видов топлива через управляемый переход, это разумный план, но и задача внушительная. После цифровизации, COVIDа, торговых войн и геополитики, это самая большая проблема в отрасли, открывающая самые большие возможности.
Каждый день только самые важные и интересные новости
Сетевое издание «КОРАБЕЛ.РУ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Рег. номер: ЭЛ № ФС 77-76728 Учредитель: ООО «РА Корабел.ру» Знак инф. продукции: 16+