Кризис кризисом, а грузооборот российских морских портов неуклонно продолжает расти год от года — за последние 15 лет он практически удвоился. Об этом свидетельствуют данные Ассоциации морских торговых портов России, обновляемые каждый январь. Причем особенно стремительный рост демонстрируют сухие грузы — контейнерные грузы, зерно, уголь и минеральные удобрения.
Чтобы не быть голословными, сразу приведем актуальные цифры. По данным АМТП, объем перевалки сухогрузов за 2018 год составил 387,4 млн т (+3,8%), в том числе: угля – 161,4 млн т (+4,4%), зерна – 55,7 млн т (+16,3%), грузов в контейнерах – 53,6 млн т (+11,1%), черных металлов – 30,4 млн т (+7,6%), минеральных удобрений – 17,8 млн т (+0,1%), лесные грузы – 5,5 млн т (+7,3%).
Нетрудно догадаться, что отечественная промышленность требует увеличения количества портов и портовых мощностей. Что, собственно, мы и можем наблюдать в последние годы. Практически по всему периметру страны строятся новые порты, либо модернизируются существующие. Исключением пока является Каспийский регион, но и там уже озвучиваются планы по созданию нового порта в Махачкале. Не далее как в конце марта о его необходимости заявило Министерство по делам Северного Кавказа.
Ну а такие задачи, в свою очередь, подразумевают повышенный спрос на перегрузочное оборудование для угля, зерна и минеральных удобрений. Причем в свете укрепляющегося тренда на импортозамещение, это оборудование в первую очередь должно быть отечественного происхождения.
Мы побеседовали с Олегом Касиновым, директором по маркетингу ПО "ТЕХНОРОС" – одного из крупнейших российских производителей подъемного и перегрузочного оборудования. Тема нашего разговора — машины и комплексы, которые ПО "ТЕХНОРОС" производит сегодня и готово поставлять в отечественные порты.
— Олег Анатольевич, давайте начнем с зерна. Его перевалка за прошлый год выросла на более чем 16% , так что эта тема весьма актуальна. Что "ТЕХНОРОС" сегодня предлагает для зерновых терминалов России?
— Мы можем предложить судопогрузочную машину типа "Кубань", которая предназначена для загрузки судов грузовместимостью до 120 000 DWT зерновыми культурами. Разработанная линейка машин позволяет осуществлять погрузку с производительностью 600, 800, 1000, 1200 и 1600 т/час. Предназначена она для оснащения специализированных зерновых терминалов, которые развиваются за счет введения в строй новых перегрузочных мощностей или реконструкции существующих причалов.
Для погрузки меньших судов мы можем предложить судопогрузочную машину с поворотной стрелой типа "Дон" или стационарный судопогрузочный комплекс типа "Азов".
Таким образом, мы закрываем большинство потребностей стивидоров, которые осуществляют поточную погрузку судов зерном навалом, предложением нескольких вариантов специализированных судопогрузочных машин.
Поскольку каждый год рост перевалки зерновых на экспорт растет, те стивидоры, которые оперативно увеличат пропускную способность своих терминалов, окажутся в существенном выигрыше: при снижении себестоимости перевалки, которая возникнет от эффекта масштаба, конъюнктурно растет объем перевалки.
— А вы прогнозируете постоянный рост объемов зерноперевалки?
— Сегодня Россия обладает большим запасом земель, которые еще не вовлечены в сельскохозяйственный оборот. При этом население Земли растет: прибавляется в среднем по 80 млн человек в год, соответственно потребности в зерновых тоже растут.
Поэтому я считаю, что рост объема экспорта сохранится, хотя, конечно, это зависит и от того, каким будет урожай. Допускаю, что в ближайшей перспективе темпы роста замедлятся и стабилизируются на отметке 10-15% в год.
В любом случае я уверен, что те стивидоры, которые сегодня примут решение о развитии собственных портовых элеваторов, не останутся в накладе и смогут занять прочное положение на рынке перевалки.
— А что насчет угля?
— Для угольных терминалов мы также предлагаем несколько вариантов, в зависимости от грузовместимости обрабатываемых судов. Для погрузки судов класса PANAMAX и выше мы предлагаем судопогрузочную машину типа "Ангара", оснащенную стрелой с изменяемым углом наклона и челноком на конвейере стрелы. Производительность такой машины достигает 3500 т/час.
Для погрузки судов небольшой грузовместимости, работающих на рейдовой перегрузке мы рекомендуем применение судопогрузочных машин класса "Печора". Они оснащены выдвижной стрелой, позволяющей изменять вылет разгрузочного рукава для доступа ко всей площади трюма, что обеспечивает равномерную послойную загрузку материала. Кроме того, имеют сбрасывающую тележку, состоящую из двух отклоняющих барабанов с консольной рамой; выдвижную стрелу с вписанными в нее узлами конвейера; систему перемещения выдвижной стрелы и разгрузочный рукав выдвижного конвейера. Вылет выдвижного конвейера при этом возможен на расстояние до 26 метров при скорости выдвижения/задвижения стрелы порядка 8 м/мин.
Угольные терминалы у нас в стране обычно расположены в весьма суровых климатических условиях Дальнего Востока и Крайнего Севера, поэтому наши машины специально приспособлены для работы в тяжелом режиме, подразумевающем повышенную запыленность и суровые климатические условия (от -50 до +50° С).
В эксплуатации они просты, не требуют дорогостоящего техобслуживания и характеризуются высокой производительностью. Средняя продолжительность одного включения рассчитана на период погрузки судна грузоподъемностью до 7000 тонн.
В качестве примера могу привести нашу "Печору", которая установлена на Сахалине. Она рассчитана на перегрузку угля крупностью до 300 мм и имеет максимальную производительность порядка 2300 т/час.
— Хорошо, перейдем к минеральным удобрениям. Как вы считаете, какое оборудование будет пользоваться спросом в портах, осуществляющих перевалку данного вида грузов?
— Основное технологическое оборудование для перевалки минеральных удобрений в морских портах, получающих груз в железнодорожных вагонах-хопрах, включает в себя кратцер-краны, судопогрузочные машины и ленточные конвейеры.
Со станции разгрузки вагонов удобрения поступают на ленточный конвейер, далее, как правило, на линейный (хребтовый) накопительный склад объемом примерно в три судовые партии и затем скребковым заборщиком (скребковым реклаймером, кратцер-краном) забираются со склада, подаются на причальный конвейер и судопогрузочной машиной загружаются в трюм судна (балкера).
Скребковый заборщик (кратцер-кран) представляет собой портал со скребковым конвейером, размещенным на меняющий угол наклона стреле. Наши кратцер-краны отличает высокая надежность, бережное обращение со сложными материалами (минимальное разрушение гранул), стабильная производительность и способность полностью выбирать материал со склада. Укладка материала в штабель обычно осуществляется верхней сбрасывающей тележкой с телескопическим выгрузным устройством для более бережной укладки материала в штабель и снижения пыления.
Судопогрузочная машина, как правило, представляет собой портал с ленточным конвейером, размещенным на качающейся стреле, и выгрузным устройством на конце стрелы. Подобными машинами оснащены все специализированные терминалы мира и России. В зависимости от требований конкретного проекта размещения судопогрузчик может быть стационарным или мобильным, поворотным или неповоротным , с выгрузным устройством типа "кливленд-каскад" или "free-fall".
С каждым годом конструкторы ПО "ТЕХНОРОС" проектируют все более новые, мощные машины. Одним из успешных решений стала судопогрузочная машина "Нева". Она имеет портал с колеей 10,5 метров, подъемную стрелу с канатным механизмом подъема, выгрузное устройство "free-fall" и частотную систему управления. Производительность машины до 1500 т/час.
Конвейер оборудован челноком, перемещение которого внутри стрелы обеспечивает погрузку материала на дистанции от 8 до 28 м от морского рельса. К челноку крепится телескопическое выгрузное устройство со съемным триммером и датчиками уровня заполнения трюма. Пилон машины оборудован сцепным устройством для фиксации стрелы в парковочном положении, что позволяет беспрепятственно причаливать судам с высокими палубными надстройками. Для повышения безопасности эксплуатации и предотвращения контакта с судном "Нева" оснащена тросовыми выключателями и радарными датчиками для остановки хода машины и предупреждения о возможном столкновении.
В целом, это первая судопогрузочная машина с подобными техническими и эксплуатационными характеристиками, спроектированная и изготовленная в России.
— Кстати, если груз будет доставлен в порт не по суше, а по воде, там ведь совсем другое оборудование требуется?
— Да, некоторые терминалы получают грузы не только железнодорожным и автомобильным транспортом, но и по воде. Для эффективной разгрузки балкера необходимы судоразгрузочные машины непрерывного действия. "ТЕХНОРОС" предлагает и такое оборудование – линейка цепных ковшовых судоразгрузочных машин "Волхов" может быть использована под разгрузку угля, руды, минеральных удобрений, зерна и некоторых видов нерудных материалов.
В России рынок судоразгрузочных машин узкий – поскольку мы в основном экспортируем навалочные грузы, и речь идет об одной-двух машинах в несколько лет. Такое оборудование востребовано в странах, импортирующих навалочные грузы морем, и имеет большой экспортный потенциал.
ПО "ТЕХНОРОС" все больше работает на экспорт и развивает это направление. В 2017 году мы стали одним из номинантов премии "Экспортер года" в Санкт-Петербурге. В 2018 году заключили крупный экспортный контракт на поставку цепного ковшового реклаймера производительностью 1200 т/час для механизации усреднительного склада руды металлургического комбината в Чехии. Есть все основания полагать, что и в 2019 году будут экспортные поставки.
Это лишний раз подтверждает, что эпоха зависимости от импорта в сегменте подъемно-транспортного оборудования осталась позади. Российские компании, такие как ПО "ТЕХНОРОС", могут полностью удовлетворить имеющийся спрос. Более того, российский инжиниринг и продукция машиностроения становятся более востребованными, причем не только в развивающихся странах, но и в Восточной Европе.
Материалы по теме:
Как суда поднимать будем? (обзор судоподъемного оборудования от компании ПО "Технорос")
Перегрузочное оборудование для портов – что предложит "ТЕХНОРОС"? (интервью с руководителем департамента машин непрерывного транспорта ПО "ТЕХНОРОС")
Время поднимать (интервью с генеральным директором ПО "Технорос" Андреем Почтенновым)
Нетрудно догадаться, что отечественная промышленность требует увеличения количества портов и портовых мощностей. Что, собственно, мы и можем наблюдать в последние годы. Практически по всему периметру страны строятся новые порты, либо модернизируются существующие. Исключением пока является Каспийский регион, но и там уже озвучиваются планы по созданию нового порта в Махачкале. Не далее как в конце марта о его необходимости заявило Министерство по делам Северного Кавказа.
Ну а такие задачи, в свою очередь, подразумевают повышенный спрос на перегрузочное оборудование для угля, зерна и минеральных удобрений. Причем в свете укрепляющегося тренда на импортозамещение, это оборудование в первую очередь должно быть отечественного происхождения.
Мы побеседовали с Олегом Касиновым, директором по маркетингу ПО "ТЕХНОРОС" – одного из крупнейших российских производителей подъемного и перегрузочного оборудования. Тема нашего разговора — машины и комплексы, которые ПО "ТЕХНОРОС" производит сегодня и готово поставлять в отечественные порты.
— Олег Анатольевич, давайте начнем с зерна. Его перевалка за прошлый год выросла на более чем 16% , так что эта тема весьма актуальна. Что "ТЕХНОРОС" сегодня предлагает для зерновых терминалов России?
— Мы можем предложить судопогрузочную машину типа "Кубань", которая предназначена для загрузки судов грузовместимостью до 120 000 DWT зерновыми культурами. Разработанная линейка машин позволяет осуществлять погрузку с производительностью 600, 800, 1000, 1200 и 1600 т/час. Предназначена она для оснащения специализированных зерновых терминалов, которые развиваются за счет введения в строй новых перегрузочных мощностей или реконструкции существующих причалов.
"Технорос", ПО |
Для погрузки меньших судов мы можем предложить судопогрузочную машину с поворотной стрелой типа "Дон" или стационарный судопогрузочный комплекс типа "Азов".
Таким образом, мы закрываем большинство потребностей стивидоров, которые осуществляют поточную погрузку судов зерном навалом, предложением нескольких вариантов специализированных судопогрузочных машин.
Поскольку каждый год рост перевалки зерновых на экспорт растет, те стивидоры, которые оперативно увеличат пропускную способность своих терминалов, окажутся в существенном выигрыше: при снижении себестоимости перевалки, которая возникнет от эффекта масштаба, конъюнктурно растет объем перевалки.
— А вы прогнозируете постоянный рост объемов зерноперевалки?
— Сегодня Россия обладает большим запасом земель, которые еще не вовлечены в сельскохозяйственный оборот. При этом население Земли растет: прибавляется в среднем по 80 млн человек в год, соответственно потребности в зерновых тоже растут.
Поэтому я считаю, что рост объема экспорта сохранится, хотя, конечно, это зависит и от того, каким будет урожай. Допускаю, что в ближайшей перспективе темпы роста замедлятся и стабилизируются на отметке 10-15% в год.
В любом случае я уверен, что те стивидоры, которые сегодня примут решение о развитии собственных портовых элеваторов, не останутся в накладе и смогут занять прочное положение на рынке перевалки.
"Технорос", ПО |
— А что насчет угля?
— Для угольных терминалов мы также предлагаем несколько вариантов, в зависимости от грузовместимости обрабатываемых судов. Для погрузки судов класса PANAMAX и выше мы предлагаем судопогрузочную машину типа "Ангара", оснащенную стрелой с изменяемым углом наклона и челноком на конвейере стрелы. Производительность такой машины достигает 3500 т/час.
Для погрузки судов небольшой грузовместимости, работающих на рейдовой перегрузке мы рекомендуем применение судопогрузочных машин класса "Печора". Они оснащены выдвижной стрелой, позволяющей изменять вылет разгрузочного рукава для доступа ко всей площади трюма, что обеспечивает равномерную послойную загрузку материала. Кроме того, имеют сбрасывающую тележку, состоящую из двух отклоняющих барабанов с консольной рамой; выдвижную стрелу с вписанными в нее узлами конвейера; систему перемещения выдвижной стрелы и разгрузочный рукав выдвижного конвейера. Вылет выдвижного конвейера при этом возможен на расстояние до 26 метров при скорости выдвижения/задвижения стрелы порядка 8 м/мин.
Угольные терминалы у нас в стране обычно расположены в весьма суровых климатических условиях Дальнего Востока и Крайнего Севера, поэтому наши машины специально приспособлены для работы в тяжелом режиме, подразумевающем повышенную запыленность и суровые климатические условия (от -50 до +50° С).
В эксплуатации они просты, не требуют дорогостоящего техобслуживания и характеризуются высокой производительностью. Средняя продолжительность одного включения рассчитана на период погрузки судна грузоподъемностью до 7000 тонн.
В качестве примера могу привести нашу "Печору", которая установлена на Сахалине. Она рассчитана на перегрузку угля крупностью до 300 мм и имеет максимальную производительность порядка 2300 т/час.
"Технорос", ПО |
— Хорошо, перейдем к минеральным удобрениям. Как вы считаете, какое оборудование будет пользоваться спросом в портах, осуществляющих перевалку данного вида грузов?
— Основное технологическое оборудование для перевалки минеральных удобрений в морских портах, получающих груз в железнодорожных вагонах-хопрах, включает в себя кратцер-краны, судопогрузочные машины и ленточные конвейеры.
Со станции разгрузки вагонов удобрения поступают на ленточный конвейер, далее, как правило, на линейный (хребтовый) накопительный склад объемом примерно в три судовые партии и затем скребковым заборщиком (скребковым реклаймером, кратцер-краном) забираются со склада, подаются на причальный конвейер и судопогрузочной машиной загружаются в трюм судна (балкера).
Скребковый заборщик (кратцер-кран) представляет собой портал со скребковым конвейером, размещенным на меняющий угол наклона стреле. Наши кратцер-краны отличает высокая надежность, бережное обращение со сложными материалами (минимальное разрушение гранул), стабильная производительность и способность полностью выбирать материал со склада. Укладка материала в штабель обычно осуществляется верхней сбрасывающей тележкой с телескопическим выгрузным устройством для более бережной укладки материала в штабель и снижения пыления.
Судопогрузочная машина, как правило, представляет собой портал с ленточным конвейером, размещенным на качающейся стреле, и выгрузным устройством на конце стрелы. Подобными машинами оснащены все специализированные терминалы мира и России. В зависимости от требований конкретного проекта размещения судопогрузчик может быть стационарным или мобильным, поворотным или неповоротным , с выгрузным устройством типа "кливленд-каскад" или "free-fall".
С каждым годом конструкторы ПО "ТЕХНОРОС" проектируют все более новые, мощные машины. Одним из успешных решений стала судопогрузочная машина "Нева". Она имеет портал с колеей 10,5 метров, подъемную стрелу с канатным механизмом подъема, выгрузное устройство "free-fall" и частотную систему управления. Производительность машины до 1500 т/час.
Рис. 4. Судопогрузочная машина "Нева-1500", г. Мурманск / "Технорос", ГК |
Конвейер оборудован челноком, перемещение которого внутри стрелы обеспечивает погрузку материала на дистанции от 8 до 28 м от морского рельса. К челноку крепится телескопическое выгрузное устройство со съемным триммером и датчиками уровня заполнения трюма. Пилон машины оборудован сцепным устройством для фиксации стрелы в парковочном положении, что позволяет беспрепятственно причаливать судам с высокими палубными надстройками. Для повышения безопасности эксплуатации и предотвращения контакта с судном "Нева" оснащена тросовыми выключателями и радарными датчиками для остановки хода машины и предупреждения о возможном столкновении.
В целом, это первая судопогрузочная машина с подобными техническими и эксплуатационными характеристиками, спроектированная и изготовленная в России.
— Кстати, если груз будет доставлен в порт не по суше, а по воде, там ведь совсем другое оборудование требуется?
— Да, некоторые терминалы получают грузы не только железнодорожным и автомобильным транспортом, но и по воде. Для эффективной разгрузки балкера необходимы судоразгрузочные машины непрерывного действия. "ТЕХНОРОС" предлагает и такое оборудование – линейка цепных ковшовых судоразгрузочных машин "Волхов" может быть использована под разгрузку угля, руды, минеральных удобрений, зерна и некоторых видов нерудных материалов.
В России рынок судоразгрузочных машин узкий – поскольку мы в основном экспортируем навалочные грузы, и речь идет об одной-двух машинах в несколько лет. Такое оборудование востребовано в странах, импортирующих навалочные грузы морем, и имеет большой экспортный потенциал.
"Технорос", ПО |
ПО "ТЕХНОРОС" все больше работает на экспорт и развивает это направление. В 2017 году мы стали одним из номинантов премии "Экспортер года" в Санкт-Петербурге. В 2018 году заключили крупный экспортный контракт на поставку цепного ковшового реклаймера производительностью 1200 т/час для механизации усреднительного склада руды металлургического комбината в Чехии. Есть все основания полагать, что и в 2019 году будут экспортные поставки.
Это лишний раз подтверждает, что эпоха зависимости от импорта в сегменте подъемно-транспортного оборудования осталась позади. Российские компании, такие как ПО "ТЕХНОРОС", могут полностью удовлетворить имеющийся спрос. Более того, российский инжиниринг и продукция машиностроения становятся более востребованными, причем не только в развивающихся странах, но и в Восточной Европе.
Материалы по теме:
Как суда поднимать будем? (обзор судоподъемного оборудования от компании ПО "Технорос")
Перегрузочное оборудование для портов – что предложит "ТЕХНОРОС"? (интервью с руководителем департамента машин непрерывного транспорта ПО "ТЕХНОРОС")
Время поднимать (интервью с генеральным директором ПО "Технорос" Андреем Почтенновым)