Об особенностях краболовов проекта 03070, ходе строительства и работе в условиях пандемии рассказывает начальник отдела маркетинга Ленинградского судостроительного завода "Пелла" Антон Антоненко.
– Антон Николаевич, для кого строятся новые суда-краболовы?
– Строительство двух судов для добычи краба проекта 03070 ведется по заказу дальневосточной промысловой компании "Островной-Краб" из Сахалинской области. В октябре 2019 года компания стала победителем аукциона по двум лотам на добычу краба в Дальневосточном бассейне и теперь, в соответствии с законодательством, для получения квот строит два судна-краболова. В качестве завода-строителя было выбрано ОАО "Пелла".
Официальная закладка этих судов состоялась 27 мая 2020 года. На данный момент у этих краболовов нет имен, только заводские строительные номера – 404 и 405. Важно, что за пару недель до этого события верфь передала заказчику краболов "Русь" – головное судно проекта 03070, построенное для дальневосточной компании "Антей". Строительство велось также в рамках госпрограммы инвестиционных квот или, как ее еще называют, "квоты под киль". "Русь" стала первым судном, переданным заказчику в рамках данной программы, и первым краболовом, построенным на территории страны.
– Что представляет собой судно проекта 03070?
– Проект 03070 был разработан конструкторским отделом нашего завода на базе судна ярусного способа лова проекта PL475. Головное судно в 2016 году было передано одной из крупнейших норвежских промысловых компаний. Ярусолов показал хорошую мореходность и высокие промысловые результаты, что было отмечено заказчиком и послужило стимулом для дальнейшего развития проекта.
Краболов проекта 03070 представляет собой среднетоннажное промысловое судно длиной 50,5 м, шириной 12,5 м, осадкой 6,7 м и валовой вместимостью чуть более 1200 тонн. Автономность по запасам топлива составляет не менее 30 суток, мощность главного двигателя – 1200 кВт, скорость хода – около 12 узлов. Экипаж насчитывает 28 человек.
Судно оснащено подруливающим устройством насосного типа Pump Jet, которое обеспечивает возможность движения судна со скоростью до 3 узлов даже при выключенном главном двигателе и, по сути, является резервным движителем.
Краболов проекта 03070 предназначен для специализированного донного лова различных видов краба с помощью конусных ловушек "японского" типа. Выловленная продукция сортируется, перегружается в решетчатые корзины и транспортируется в живом виде в охлажденной морской воде. Для этого используются девять специальных термоизолированных цистерн (RSW-танков) общей вместимостью 461 куб. м, что позволяет перевозить одновременно не менее 100 тонн живого краба.
– Для добычи каких видов краба будут использоваться строящиеся суда?
– По условиям аукциона, заказчик получит доли квот на добычу краба-стригуна, опилио, камчатского краба, синего краба и равношипного краба. В качестве района промысла предполагаются Северо-Охотоморская, Западно-Камчатская, Камчатско-Курильская и Северо-Курильская зоны Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна.
– Насколько строящиеся суда-краболовы соответствует данному району?
– В полной мере. Судно для добычи краба проекта 03070 имеет ледовый класс Ice2, что позволяет передвигаться в разреженном льду неарктических морей. К тому же, наш головной краболов "Русь" будет работать как раз на Дальнем Востоке.
– Как показало себя головное судно "Русь"?
– На данный момент можно говорить только о результатах ходовых испытаний. Во время их проведения все системы отработали штатно. По словам заказчика, судно показало управляемость, остойчивость и маневренность на высоком уровне.
В настоящее время "Русь" находится в Баренцевом море, где в ближайшие дни начнутся промысловые испытания. В ходе этих испытаний можно будет оценить мореходные качества судна в условиях северных морей, пройдут проверку промысловые системы и система жизнеобеспечения краба. На "Руси", по просьбе заказчика, были использованы три холодильных машины большой мощности и эжектор для забора воды с глубины 200 метров. В результате в кработанках постоянно находится вода привычного для краба химического состава температурой 2 градуса выше нуля.
В случае выявления каких-либо замечаний в работе систем и механизмов они будут устранены и учтены на последующих судах серии, в том числе и на двух корпусах, строящихся для сахалинских рыбаков.
– Как продвигается строительство этих судов?
– По второму и третьему краболовам строительство идет с опережением графика. С момента заключения контракта в декабре 2019 года ведется активное формирование корпусов под заводскими строительными номерами 404 и 405. Примерно в то же время началась кампания по закупке судового комплектующего оборудования.
Несмотря на то, что, согласно условиям программы инвестквот, суда-краболовы должны быть переданы компании-инвестору в течение пяти лет, значительное опережение графика отвечает интересам заказчика. Для получения квот рыбакам нужно не только заплатить немалую аукционную цену (за два лота свыше 10 млрд рублей), но и предъявить регуляторам введенные в эксплуатацию суда. Поэтому чем быстрее мы сдадим эти краболовы, тем быстрее они начнут приносить прибыль и отрабатывать затраты заказчика.
– Как пандемия коронавируса повлияла на строительство новых краболовов?
– Будучи системообразующим предприятием Ленинградской области, завод "Пелла" не прекращал свою работу в самый тяжелый период – с марта по май 2020 года. При этом, естественно, на предприятии были приняты необходимые меры безопасности в соответствии с указаниями Роспотребнадзора. В частности, были введены правила по перемещению на территории завода и взаимодействию между сотрудниками, закуплены антисептики и средства индивидуальной защиты персонала.
Еще одним новым фактором, появившимся в результате пандемии, стал фактический запрет на въезд специалистов иностранных компаний, являющихся поставщиками оборудования. Согласно условиям контрактов, присутствие представителей производителей оборудования необходимо на этапах шеф-монтажных и пусконаладочных работ. Эта проблема оказала некоторое влияние на строительство промысловых судов на мощностях завода "Пелла", однако судов-краболовов она практически не коснулась.
– Планируется ли продолжение серии проекта 03070?
– Не раскрывая коммерческой тайны, могу сказать, что наличие сданного головного судна и строящихся корпусов проекта 03070 способствуют росту заинтересованности со стороны потенциальных заказчиков. Мы уверены, что наши краболовы докажут свою высокую эффективность в процессе эксплуатации.
К тому же, проект 03070 рассматривается нами как единая платформа для создания рыбопромысловых судов различных типов. Конструкторским отделом завода "Пелла" разработана целая линейка новых судов. Это и краболов-процессор проекта 03074, и сейнер-снюрревод проекта 03072, и ярусолов с бортовой выборкой проекта 03073. Уверен, что эти проекты также в скором времени найдут своих заказчиков. Разработанная проектная документация, налаженные отношения с поставщиками оборудования и опыт верфи позволят реализовать эти проекты в металле.
Материалы по теме:
"Пелла" для рыбопромышленности – от краболовов до исследовательских судов (о проектах, которые строятся на заводе)
В ожидании "Руси". Беседуем с заказчиком уникального краболова (интервью с финансовым директором "Антея")
Скоро на охоту за крабом выйдет "Русь" (о спуске на воду краболова "Русь")
Все о первом в России краболове "Русь" (подробности о проекте 03070)
– Строительство двух судов для добычи краба проекта 03070 ведется по заказу дальневосточной промысловой компании "Островной-Краб" из Сахалинской области. В октябре 2019 года компания стала победителем аукциона по двум лотам на добычу краба в Дальневосточном бассейне и теперь, в соответствии с законодательством, для получения квот строит два судна-краболова. В качестве завода-строителя было выбрано ОАО "Пелла".
Головной краболов проекта 03070 "Русь" / “Пелла”, ОАО |
Официальная закладка этих судов состоялась 27 мая 2020 года. На данный момент у этих краболовов нет имен, только заводские строительные номера – 404 и 405. Важно, что за пару недель до этого события верфь передала заказчику краболов "Русь" – головное судно проекта 03070, построенное для дальневосточной компании "Антей". Строительство велось также в рамках госпрограммы инвестиционных квот или, как ее еще называют, "квоты под киль". "Русь" стала первым судном, переданным заказчику в рамках данной программы, и первым краболовом, построенным на территории страны.
– Что представляет собой судно проекта 03070?
– Проект 03070 был разработан конструкторским отделом нашего завода на базе судна ярусного способа лова проекта PL475. Головное судно в 2016 году было передано одной из крупнейших норвежских промысловых компаний. Ярусолов показал хорошую мореходность и высокие промысловые результаты, что было отмечено заказчиком и послужило стимулом для дальнейшего развития проекта.
Краболов проекта 03070 представляет собой среднетоннажное промысловое судно длиной 50,5 м, шириной 12,5 м, осадкой 6,7 м и валовой вместимостью чуть более 1200 тонн. Автономность по запасам топлива составляет не менее 30 суток, мощность главного двигателя – 1200 кВт, скорость хода – около 12 узлов. Экипаж насчитывает 28 человек.
Судно оснащено подруливающим устройством насосного типа Pump Jet, которое обеспечивает возможность движения судна со скоростью до 3 узлов даже при выключенном главном двигателе и, по сути, является резервным движителем.
Краболов проекта 03070 предназначен для специализированного донного лова различных видов краба с помощью конусных ловушек "японского" типа. Выловленная продукция сортируется, перегружается в решетчатые корзины и транспортируется в живом виде в охлажденной морской воде. Для этого используются девять специальных термоизолированных цистерн (RSW-танков) общей вместимостью 461 куб. м, что позволяет перевозить одновременно не менее 100 тонн живого краба.
– Для добычи каких видов краба будут использоваться строящиеся суда?
– По условиям аукциона, заказчик получит доли квот на добычу краба-стригуна, опилио, камчатского краба, синего краба и равношипного краба. В качестве района промысла предполагаются Северо-Охотоморская, Западно-Камчатская, Камчатско-Курильская и Северо-Курильская зоны Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна.
– Насколько строящиеся суда-краболовы соответствует данному району?
– В полной мере. Судно для добычи краба проекта 03070 имеет ледовый класс Ice2, что позволяет передвигаться в разреженном льду неарктических морей. К тому же, наш головной краболов "Русь" будет работать как раз на Дальнем Востоке.
Корпуса краболовов зав. №№ 404, 405 / “Пелла”, ОАО |
– Как показало себя головное судно "Русь"?
– На данный момент можно говорить только о результатах ходовых испытаний. Во время их проведения все системы отработали штатно. По словам заказчика, судно показало управляемость, остойчивость и маневренность на высоком уровне.
В настоящее время "Русь" находится в Баренцевом море, где в ближайшие дни начнутся промысловые испытания. В ходе этих испытаний можно будет оценить мореходные качества судна в условиях северных морей, пройдут проверку промысловые системы и система жизнеобеспечения краба. На "Руси", по просьбе заказчика, были использованы три холодильных машины большой мощности и эжектор для забора воды с глубины 200 метров. В результате в кработанках постоянно находится вода привычного для краба химического состава температурой 2 градуса выше нуля.
В случае выявления каких-либо замечаний в работе систем и механизмов они будут устранены и учтены на последующих судах серии, в том числе и на двух корпусах, строящихся для сахалинских рыбаков.
– Как продвигается строительство этих судов?
– По второму и третьему краболовам строительство идет с опережением графика. С момента заключения контракта в декабре 2019 года ведется активное формирование корпусов под заводскими строительными номерами 404 и 405. Примерно в то же время началась кампания по закупке судового комплектующего оборудования.
Несмотря на то, что, согласно условиям программы инвестквот, суда-краболовы должны быть переданы компании-инвестору в течение пяти лет, значительное опережение графика отвечает интересам заказчика. Для получения квот рыбакам нужно не только заплатить немалую аукционную цену (за два лота свыше 10 млрд рублей), но и предъявить регуляторам введенные в эксплуатацию суда. Поэтому чем быстрее мы сдадим эти краболовы, тем быстрее они начнут приносить прибыль и отрабатывать затраты заказчика.
– Как пандемия коронавируса повлияла на строительство новых краболовов?
– Будучи системообразующим предприятием Ленинградской области, завод "Пелла" не прекращал свою работу в самый тяжелый период – с марта по май 2020 года. При этом, естественно, на предприятии были приняты необходимые меры безопасности в соответствии с указаниями Роспотребнадзора. В частности, были введены правила по перемещению на территории завода и взаимодействию между сотрудниками, закуплены антисептики и средства индивидуальной защиты персонала.
Корпуса краболовов зав. №№ 404, 405 / “Пелла”, ОАО |
Еще одним новым фактором, появившимся в результате пандемии, стал фактический запрет на въезд специалистов иностранных компаний, являющихся поставщиками оборудования. Согласно условиям контрактов, присутствие представителей производителей оборудования необходимо на этапах шеф-монтажных и пусконаладочных работ. Эта проблема оказала некоторое влияние на строительство промысловых судов на мощностях завода "Пелла", однако судов-краболовов она практически не коснулась.
– Планируется ли продолжение серии проекта 03070?
– Не раскрывая коммерческой тайны, могу сказать, что наличие сданного головного судна и строящихся корпусов проекта 03070 способствуют росту заинтересованности со стороны потенциальных заказчиков. Мы уверены, что наши краболовы докажут свою высокую эффективность в процессе эксплуатации.
К тому же, проект 03070 рассматривается нами как единая платформа для создания рыбопромысловых судов различных типов. Конструкторским отделом завода "Пелла" разработана целая линейка новых судов. Это и краболов-процессор проекта 03074, и сейнер-снюрревод проекта 03072, и ярусолов с бортовой выборкой проекта 03073. Уверен, что эти проекты также в скором времени найдут своих заказчиков. Разработанная проектная документация, налаженные отношения с поставщиками оборудования и опыт верфи позволят реализовать эти проекты в металле.
Материалы по теме:
"Пелла" для рыбопромышленности – от краболовов до исследовательских судов (о проектах, которые строятся на заводе)
В ожидании "Руси". Беседуем с заказчиком уникального краболова (интервью с финансовым директором "Антея")
Скоро на охоту за крабом выйдет "Русь" (о спуске на воду краболова "Русь")
Все о первом в России краболове "Русь" (подробности о проекте 03070)