реклама

Пауль Коозер обучает в Тарту матросов

0 784 4 мин
Моряк из Меремяэ Пауль Коозер руководит одним из наименее известных учебных заведений в Тарту. В заведении, расположенном прямо за рынком и обращенном фасадом к Эмайыги, учат ходить на судах в пресной и соленой водах, сообщает "Postimees.ru".


«Это все же не совсем верно, что про нас вообще никто ничего не слышал. Каждый год мы ходим по школам в Тарту и особенно в Причудье и рассказываем, кто мы такие и чему обучаем. Хотя в какой-то мере это все-таки правда», - признает Коозер, который вот уже 15 лет является руководителем Тартуского отделения Эстонской морской академии (ЭМА). И одновременно выполняет все прочие обязанности, вплоть до уборщицы. Ну и преподавать тоже, разумеется, приходится.

В Тарту на ставке числится еще один преподаватель. На основании договоров туда приходят работать преподаватели аграрного университета и авиационной академии.
Каждый год Коозер набирает в Тарту 15 новых учащихся, их обучают на вахтенных матросов, которые смогут работать как на внутренних водоемах, так и на море, а также мотористов. Теоретическое обучение проходит в Тарту, а практика - на море.

Звучная специальность

Коозер считает, что среди жителей Южной Эстонии интерес к судоходству мог бы быть значительно выше, обучение в Тарту вовсе не означает, что дальнейшая перспектива сводится исключительно к труду на рыболовной лодке.

Особенно ясного представления о будущем у молодежи нет, как не было ее и у Коозера, когда он выбирал себе специальность.
Искушение пришло благодаря прочитанным книгам, а решающую роль при этом сыграло звучное название специальности «судовождение», обнаруженное в прочитанном вместе с другими парнями альманахе, представляющим возможности дальнейшего обучения. «Отец был согласен, он запряг лошадь и отвез меня на станцию Пиуза. Так я в первый раз отправился в Таллинн», - вспоминает Коозер.

После окончания первого курса в 1969 году Коозер отправился матросом в Атлантику. На третьем курсе он побывал на северных широтах в районе Лофотенских островов. На четвертом курсе практика проходила в Кейптауне.

После этого целый год он провел в Африке. Когда Коозер уже проработал первые полгода четвертым помощником капитана, третий помощник не явился на новый корабль и капитан Сангел уговорил Коозера задержаться еще на полгода, хотя желание вернуться домой было очень велико. Карьерный рост и работа под началом опытного капитана оказались для 22-летнего парня очень заманчивыми, хотя свою роль здесь сыграла и появившаяся на столе бутылка коньяка.

Коозеру ни разу не доводилось сталкиваться с кораблекрушением, однако, он помогал спасать вспыхнувшее как факел индийское торговое судно водоизмещением 60 000 тонн, команда которого пыталась спастись бегством.

В то время Коосер служил на судне «Советская Родина», капитан которого отважился подойти к борту горящего судна и стал тушить огонь. Получилось. Потом все поняли, что это была безумная смелость, так как угроза взрыва была очень велика. Другие суда следили за пожаром со стороны.

Морская карьера Коозера завершилась в 1977 году, когда он дослужился до 2-го помощника капитана, а вот капитаном дальнего плавания ему стать не довелось. В отпуске он познакомился с красивой девушкой Хельве и далее все пошло так, как оно и должно было быть. Семейному человеку ходить в море было бы не очень удобно, и с того времени Коозер работает в Тарту.

На реке было полно судов

В ту пору судоходство в Тарту отличалось от нынешнего как день и ночь. Река была переполнена судами, одних только скоростных кораблей было четыре, ходили два речных трамвайчика, один из которых под названием Pegasus до сих пор продолжает оставаться в строю,а имевший 33 спальных места Vanemuine был еще с осени полностью распродан на весь грядущий сезон. Несколько судов занималось вывозом песка.

Переход с моря на реку означал для Коозера переобучение, правила и требования здесь были совсем другие. Где лучше работается, Коозер прямо не отвечает. С речного судна вечером можно было уйти домой, да и на внутренних водах помощнику капитана немного проще, поскольку движение по реке идет на глаз. Но и на реке есть свои сложности.

Сам Коозер прошел путь от судовождения до руководящей работы, а после восстановления независимости Эстонии стал заниматься рыбным промыслом, который, однако, оказался не столь успешным, как он рассчитывал. Параллельно с этой работой он занимался обучением судовождению молодежи.

Однако работа на реке есть и сегодня. Существуют суда Департамента водных путей, есть исследовательские суда. На паром Пийрисааре требуются люди, да и новые суда наверняка еще будут появляться.

Лодка и пчелы

Иногда Коозер помышляет о том, чтобы вновь пойти в море. Песня про то, что моряку без моря не прожить, по мнению Коозера, возникла отнюдь не на пустом месте. Теперь он вынашивает идею о том, что преподающие моряки должны и сами присутствовать на практике и все время быть в профессиональной форме.

При этом он отмечает, что рейсы на судах Tallink до Хельсинки и обратно очень похожи на трамвайные маршруты, когда перед тобой электронная карта и на ней точка, то особого обучения не происходит. А вот в океане совершенно другое дело.

«Лучше всего, если бы у морского училища было бы свое собственное учебное судно. Для профессиональной подготовки лучше всего не просто рассказывать, а демонстрировать: делай, как я», - считает Коозер.

Сам моряк обзавелся лодкой и летом отправляется на ней на рыбалку. В основном вместе с сыном и внуком. «Ведь хоть что-нибудь детям и внукам следует передать», - считает он. Есть у него и несколько странное для моряка хобби - пчеловодство.

И все-таки Коозер никак не может забыть о проблемах обучения. На следующий день после интервью он позвонил и попросил добавить, что сейчас уже ведутся поиски возможности организовать практику на внутренних водоемах Европы. Взоры обращены к Голландии и на реку Рейн.

Пауль Коозер

• Родился 17 ноября 1952 г.
• 1968-1972 гг. — учился судовождению в Таллиннском морском училище рыбной промышленности.
• 1978-1985 гг. — изучал в Ленинградском институте водного транспорта экономику и организацию водного транспорта.
• 1972-1977 гг. — помощник капитана на судах производственного объединения «Океан».
• 1977-1985 гг. — ходил на судах Тартуского речного порта.
• С 1980 г. преподает в Тартуском отделении ЭМА.
• 1999-2005 гг. — старший инспектор регистра департамента водных путей.
• С 2005 г. — заведующий Тартуским отделением морского училища ЭМА.



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Следующим фрегатом "Северной верфи", спущенным на воду, станет "Адмирал Амелько"
19:15 / судостроение