Если перенестись в прошлое, то мы поймем, что атомная энергия изначально рассматривалась полезной только для военных целей. Со временем, с развитием гражданских атомных технологий и распространением большого количества атомных реакторов на подводных лодках, ледоколах стала понятна выгода мобильных источников энергии, которые можно использовать в отдалённых и неосвоенных районах Крайнего Севера и Дальнего Востока. Одним из таких районов является город Певек, расположенный в Чукотском автономном округе. Именно там будет базироваться плавучий энергетический блок.
Изначально проект строительства ПЭБ был предназначен для обеспечения энергией удаленных промышленных предприятий, портовых городов, а также газовых и нефтяных платформ, расположенных в открытом море. С учётом того, что строится всего одна станция, про предназначение мы можем говорить только в единственном числе. Возможно, после ввода в строй головной ПАТЭС и его успешной работы в течение нескольких лет, будет начато строительство следующих станций. Время покажет.
Плавучий энергетический блок (ПЭБ) "Академик Ломоносов" проекта 20870 - это головной проект серии мобильных транспортабельных энергоблоков малой мощности. Он предназначен для работы в составе плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) и представляет собой новый класс энергоисточников на базе российских технологий атомного судостроения.
Почему был выбран Певек - всё просто. На это есть два объяснения. Первое - это замещение Билибинской атомной станции, поскольку город Билибино и Певек работают в едином энергоузле, поэтому сроки остановки 1-го блока Билибинской АЭС в 2019 году будут синхронизированы с вводом ПАТЭС в Певеке. Второе - одна из основных задач, которую будет решать плавучая станция – обеспечение энергией основных горнодобывающих компаний, расположенных на западной Чукотке в Чаун-Билибинском энергоузле: это большой рудно-металлический кластер, в том числе, золотодобывающие компании и проекты, связанные с развитием Баимской рудной зоны.
История строительства ПЭБ полна интересных деталей. Её закладка состоялась на Севмаше при большом скоплении важных персон 15 апреля 2007 года, а спустя два года её снова заложили, при тех же самых важных персонах, но на этот раз на Балтийском заводе. Перенос строительства произошёл из-за несогласия в оценке стоимости и сроках сооружения ПЭБа. В августе 2008-го ранее подписанные договоры были расторгнуты и заказ с корпусными заделами передали на Балтзавод.
Несмотря на перенос строительства из Северодвинска в Санкт-Петербург спуск на воду состоялся не просто по плану, а даже на полгода раньше планируемого срока - 30 июня 2010 года.
Станция оснащена двумя реакторными установками КЛТ-40С, которые способны вырабатывать до 70 МВт электроэнергии и 50 Гкал/ч тепловой энергии в номинальном рабочем режиме, что достаточно для поддержания жизнедеятельности города с населением около 100 тыс. человек.
В 2016 году плавучий энергоблок начал прохождение швартовных испытаний, во время которых состоялась проверка работоспособности и соответствие проектным характеристикам оборудования и систем. Одновременно со швартовными испытаниями началась подготовка к организации инфраструктуры для базирования ПАТЭС в Певеке. Забивка первого (лидерного) шпунта состоялось 4 октября 2016 года.
Следующий этап в строительстве "Академика Ломоносова" начался 28 апреля прошлого года. В этот день единственный в мире атомный плавучий энергетический блок покинул территорию Балтийского завода и направился в Мурманск, где на него должны погрузить ядерное топливо.
ПЭБ – это уникальный и первый в мире проект мобильного транспортабельного энергоблока малой мощности. Он предназначен для эксплуатации в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока и его основная цель – обеспечить энергией удаленные промышленные предприятия, портовые города, а также газовые и нефтяные платформы, расположенные в открытом море. ПАТЭС разработана с большим запасом прочности, который превышает все возможные угрозы и делает ядерные реакторы неуязвимыми для цунами и других природных катастроф. Кроме того, ядерные процессы на плавучем энергоблоке отвечают всем требованиям Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и не несут угроз окружающей среде.
Переход с Балтики на Север не обошёлся без происшествий. В течение нескольких дней к борту "Академика Ломоносова" пытались пробраться эко-активисты-провокаторы из Гринпис на судне "Белуга II". Они попытались помешать судну идти по своему курсу.
В октябре 2018 году на стоящий у площадки ФГУП "Атомфлот" ПЭБ "Академик Ломоносов" было загружено ядерное топливо в реакторные установки, а 6 декабря состоялся энергетический пуск первого реактора.
В ближайшее время начнется подготовка к переводу ПЭБ по Северному морскому пути из Мурманска в Певек, после чего будет раскреплена у мола-причала и подключена к береговой инфраструктуре. Начало испытаний и ввод в эксплуатацию планируется осенью 2019 года.
В этом году "Академик Ломоносов", который недавно Международная профсоюзная и профессиональная ассоциация, представляющая интересы моряков и смежных работников, признала одним из самых некрасивых судов, уже будет снабжать энергией регион. Амбициозный, жизненно важный проект, который призван помочь людям. Сам рейтинг кажется немного нелепым - весьма сомнительно оценивать эстетический вид объекта, призванного исполнять такую важную миссию.
Материалы по теме:
Буксировка плавучего энергоблока "Академик Ломоносов" в Мурманск (фоторепортаж)