Под влиянием новых экологических стандартов судовые энергетические установки все активнее переводят на сжиженный (СПГ) и компримированный (КПГ) природный газ, биотопливо, рассматриваются вопросы применения водородных топливных элементов и электрических источников энергии.
В настоящей статье рассматривается вопрос снижения выбросов в атмосферу от внутригородского водного пассажирского транспорта путем применения электрических источников электроэнергии на базе аккумуляторных батарей. Суда-электроходы на аккумуляторных батареях не загрязняют атмосферу, а ввиду отсутствия топливной системы количество нефтесодержащих вод близко к нулю. Кроме этого такие суда являются практически бесшумными.
Рассмотрим экологическую ситуацию на примере Санкт-Петербурга. По данным «Регистровой книги» РРР, на февраль 2017 г. к порту Санкт-Петербург приписаны 182 пассажирских судна с габаритами, позволяющими им заходить из Большой Невы в Мойку через Северную Канавку и работать на реках и каналах города. Общая пассажировместимость этих судов составляет порядка 7,5 тыс. человек, суммарная мощность главных двигателей — 16,3 МВт. Результаты оценки интенсивности выбросов в атмосферу загрязняющих веществ за туристический сезон 2017 г. с учетом неодновременности работы приведены в Табл.1.
Таблица 1. Оценка интенсивности выбросов от судовых дизелей малого пассажирского флота г. Санкт-Петербург (2017 г.)
Загрязняющее вещество |
Тонн в сезон |
СО (оксид углерода) |
50 |
NOx (оксиды азота) |
76 |
CH (углеводороды) |
25 |
С (сажа) |
4,2 |
SO2 (диоксид серы) |
8,4 |
CH2O (формальдегид) |
1 |
Таким образом, вопрос перехода пассажирского речного транспорта, работающего на реках и каналах в центральной части Санкт-Петербурга, на менее загрязняющие источники движения является весьма острым.
Компанией «Морской Инжиниринговый Центр — СПб» при участии Северо-Западного филиала Российского Речного Регистра разрабатывается проект пассажирского судна-электрохода GE.PVE01 с основными характеристиками, приведенными в табл. 2 (размерения приняты на основе опыта эксплуатации судов пр. 82500, пр. 82520 тип «Мойка»).
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ НАСТОЯЩЕГО ОБЗОРА МОЖНО СДЕЛАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ВЫВОДЫ:
- В крупных городах с развитыми внутригородскими речными перевозками, в частности в Санкт-Петербурге, особенно остро стоит проблема загрязнения атмосферы вредными веществами от работы двигателей внутреннего сгорания.
- В статье рассмотрена возможность применения литий-ферро-фосфатных батарей (LiFePO4), являющихся оптимальными по критериям безопасности, масса-габаритным характеристикам и стоимости.
- Для создания, обслуживания и эксплуатации «электрофлота» необходимы: – сеть зарядных станций по городу; – сеть станций, осуществляющих техническое обслуживание; – предприятия по утилизации аккумуляторных батарей способным достигать 80% уровня повторного использования элементов АКБ после переработки; – организации, осуществляющие технический надзор и регулирование. «МИЦ СПб» заинтересован в привлечении инвесторов, судовладельцев, представителей городских властей к проблематике и разработке концепции развития эколологического транспорта. Ждем Ваших отзывов и предложений