– Звание лауреата премии "Формула движения" – большая честь для нашей компании. Мы провели масштабную работу, которая включала в себя мобилизацию специалистов и техники для обеспечения бесперебойного функционирования порта, координацию работы причалов, что позволило обеспечивать перевалку более 3,5 млн фрахтовых тонн грузов в ближайшие четыре года. Уже сейчас мы видим серьезное улучшение показателей эффективности работы порта Сабетта. Так, объемы выгрузки во второй половине 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. увеличились в 2 раза. То, что этот успех отмечен премией Министерства транспорта – значимое событие для ПАО "Совфрахт" и подтверждение того, что наша деятельность важна и ценна для национальной промышленности и экономики, – заявил Андрей Штырба в ответ на просьбу корреспондента "Корабела" сказать пару слов о своей победе в конкурсе Общественной палаты Минтранса России.
–
Дмитрий Юрьевич, перед началом разговора разрешите поздравить Вас с победой в конкурсе Ernst & Young. В этой связи первый вопрос: не стало ли для Вас неожиданностью такое признание Вашей деятельности?
– Спасибо большое за поздравления, не скрою, я рассчитывал на победу в номинации "Транспорт". Премия Ernst & Young, как правило, угадывает главный бизнес-тренд. По крайней мере, если судить по победителям прошлых лет. Последние пять лет титул доставался призерам в номинациях "Высокие технологии" и "Медицина". Действительно, победа транспортной компании для многих стала неожиданной. Мне очень хотелось получить приз, потому что, на мой взгляд, за последние несколько лет "Совфрахт" реализовал стратегию, которая помогла успешно развиваться и в "тучные", и пережить трудные годы. Компетенции "Совфрахта" распространяются на железнодорожные и морские перевозки, в том числе контейнерных и сборных грузов; перевозки КТГ, складскую логистику. "Совфрахт" обладает самой профессиональной командой в стране, а может быть, и в мире, по организации Арктической логистики. И я очень рассчитывал, что эти достижения не останутся незамеченными. Мои ожидания оправдались, но совершенно неожиданным оказался факт того, что жюри присудило наряду с призом в номинации "Транспорт" и победу в общем конкурсе "Предприниматель года 2015 Россия".
|
данные ПАО "Совфрахт" / sovfracht.ru / Корабел.ру |
–
Несколько слов об итогах, с которыми "Совфрахт" подходит к концу календарного года?
– На данный момент "Совфрахт" подвел итоги деятельности за 9 месяцев. Опираясь на эти данные, можно сделать вполне оптимистичный прогноз насчет того, что 2015 год мы закончим с финансовыми и производственными показателями, превышающими аналогичные показатели 2014 года. Так, по итогам 9 месяцев железнодорожным транспортом мы перевезли 14 млн тонн грузов, (+ 5,5% к результатам 2014 года), EBITDA достигла 1 млрд 365 млн. рублей, а составила 21 млрд рублей (+13% и +26% соответственно по сравнению с 2014 годом). При этом был успешно реализован ряд проектов в области перевозок негабаритных грузов, развитие получили наши логистические проекты в Арктике – в целом 2015 год для "Совфрахта" оказался вполне успешным, особенно на фоне трудностей, с которыми сталкивается сегодня экономика в целом.
–
С какими проблемами компания столкнулась в последнее время?
– Если говорить о проблемах, которые приходится решать "Совфрахту", – они сейчас свойственны многим государственным и негосударственным компаниям: замедление оборота денежных средств, повышенные банковские ставки, переориентация грузопотоков. Но мы стараемся находить решения, которые были бы полезны нашим клиентам в это сложное время. Так, использование собственных средств позволяет нам снизить финансовую нагрузку на стоимость перевозки.
–
В обозримой перспективе, по прогнозам некоторых экспертов, отечественную экономику ожидают нелегкие времена. Вы упомянули стратегию "Совфрахта", которая помогает компании успешно развиваться и в кризис, и в благополучные годы.
– Стратегия сформулирована около 5 лет назад. В основу положен принцип (соотношение) 30/70, где 30% собственный подвижной состав (железнодорожные вагоны, суда, автовозы), а 70% – привлеченный парк/флот. Эта стратегия оправдала себя во время кризиса 2008 года. Тогда компания смогла избежать катастрофических проблем, связанных с ростом выплат по кредитам и лизингу, рухнувшей доходностью на единицу подвижного состава и резко возросшими текущими расходами. Наличие крупных активов в виде парка подвижного состава не является конкурентным преимуществом. Наличие ключевых компетенций – главный ресурс Группы "Совфрахта – Совмортранс". В нашей отрасли существуют различные бизнес-модели. Одни компании приобретают подвижной состав с различными вариантами финансирования и сдают его в аренду, тем самым добиваясь высокой фиксированной доходности. Кто-то занимается оперативным лизингом. Другие, например, являются транспортно-экспедиторская компаниями, предлагающими клиентам логистические решения с использованием исключительно привлеченного парка. В "Совфрахте" применили синтезированную модель, взяв от каждой, скажем так, лучшее и наиболее нас устраивающее.
–
Отечественное судостроение в нелегком положении. "Совфрахт" планирует развивать мощности. В условиях санкций, с учетом заявленного курса на импортозамещение в отрасли, сложностями с кредитованием и т.п. есть ли у Вас в обозримом будущем ощущение того, что отрасль "воспрянет из пепла" и вновь наберет прежнюю мощь?
– "Совфрахт" владеет десятком судов, хотя пароходством и не является. Мы – и не железнодорожная компания, хотя "Совфрахт" управляет 17 тыс. вагонов. Мы создаем логистические цепочки, составная часть которых – морские перевозки. Поэтому мы были бы готовы заказывать флот на отечественных верфях в рамках контрактной логистики, в том числе и специализированного флота для работы в районах Арктики.
|
"Совфрахт" – логистический интегратор Арктики: новый проект для порта Сабетта / sovfracht.ru |
–
Положительные тенденции в развитии морских грузоперевозок сомнения не вызывают. Какой Вам видится перспектива, и даже – судьба речных грузоперевозок?
– Перспектива речных перевозок мне видится пока безрадостной. Так, известная проблема – Городецкий шлюз – не находит своего решения. Не потому что кто-то ей не занимается, а потому что она реально сложная: слишком многих людских судеб касается это решение. А решение лежит в следующей области: надо либо проектировать новый флот с осадками 2,8 м, либо переселять тысячи людей в районе Нижегородской ГЭС, чтобы восстановить гарантированную глубину не менее 4,5 м. И ведь это – всего лишь одна проблема из множества.
–
В прошлогоднем Послании президент России особое внимание заострил на возможностях и развитии Северного морского пути, сказав, что он "должен не только работать как эффективный транзитный маршрут, но и стимулировать деловую активность на российском Тихоокеанском побережье и освоение арктических территорий"...
– Действительно, многие программы развития Арктики, существующие сегодня в России, выглядят интересными и перспективными, но мы должны трезво оценивать, насколько высок интерес к СМП в бизнес-сообществе – российском и международном – и какой может быть рентабельность транспортно-логистических проектов в регионе, исходя из этих данных. Для того, чтобы инвестиционные проекты оправдывали себя, необходимо обеспечить целый ряд факторов: модернизацию инфраструктуры, обновление парка судов, обоснованные тарифы, стабильные грузопотоки, безопасность мореплавания, высокое качество сервиса, в конце концов, геополитическую стабильность. Важно, чтобы на СМП функционировала единая система управления, регулирования, контроля ледовой проводки судов, обеспечения безопасности. В решении этих вопросов крайне важную роль приобретает государственная поддержка и кооперация на международном уровне.