Коносамент не является доказательством заключения договора купли-продажи или поставки перевозимого груза между продавцом и покупателем. Такой договор заключается заранее, еще до момента начала перевозки, и с самой перевозкой никак не связан.
Коносамент не является, сам по себе, договором перевозки груза, а всего лишь доказательством его заключения (ст. 116 КТМ РФ), в связи с чем условия, регулирующие перевозку, по которой выдается коносамент, имеют существенную важность для всех сторон перевозки.
Ознакомление со стандартными условиями перевозки, так называемой "оборотной стороной" коносамента, - важнейший фактор уменьшения рисков сторон перевозки. Существенное значение имеют условия об ограничении ответственности перевозчика, применимое права и юрисдикция для разрешения споров, а так же порядок заявления перевозчику претензий в случае утраты груза. В случае, если стандартные условия не получены грузоотправителем заранее, имеется риск заявления требований ненадлежащим образом или упущение срока давности на такое заявление. Так же, исходя из принятой юрисдикции, обращение с иском к перевозчику может быть экономически нецелесообразным в связи с больших объемом судебных расходов.
Пар. 3 главы VIII КТМ РФ детально регулирует содержание коносамента, и данное регулирование полностью совпадает с требованиями часто применимого к перевозкам английского права. Выдача коносамента, безусловно, подтверждает факт принятия груза к перевозке лицом, указанным в качестве перевозчика, а лица, поименованные в коносаменте в качестве грузоотправителя и грузополучателя, получают права и обязанности в отношении перевозимого груза.
Необходимо отметить важность последнего заключения, так как, часто, грузовладельцы, чьи данные внесены в коносамент экспедиторами и агентами, выбирают неверный способ правовой защиты – обращаются с исками из перевозки к ее организаторам, хотя по коносаменту имеют право и обязанность обращения с претензией к перевозчику. В результате увеличивается процент отказных дел, по которым экспедитор признается не несущим ответственность за утрату груза в процессе перевозки, а грузовладелец пропускает срок исковой давности, не успевая обратиться к перевозчику за взысканием убытков.
Вопросы могут возникать и в отношении того, какое лицо ответственно за перевозку груза. Часто, коносамент подписывает агент, представитель перевозчика, и у грузовладельца возникает вопрос: к кому обращаться с претензией? До выдачи коносамента требуется уточнить статус подписанта – действует он за себя или в интересах третьего лица. В случае, если имеются сведения о том, что за перевозчика коносамент выдается третьим лицом, рекомендуется требовать подтверждения полномочий и четкого указания на статус подписанта в теле коносамента.
Во избежание споров и разногласий, рекомендуется использовать стандартную форму коносамента, содержащую разделы для внесения всех существенных условий, а так же логотип и данные перевозчика.
Аналогично, и перевозчику стоит удостовериться, что в коносамент внесены верные и понятные сведения о сторонах перевозки – грузоотправителе и грузополучателе. Проверка безопасности сторон рекомендуется всем во избежание риска неплатежеспособности контрагентов, а так же невостребованности грузов, что приводит к существенным расходам перевозчика.
Ошибки в заполнении данных сторон перевозки приводят к задержкам и убыткам на таможне, так как коносамент является одним из документов, необходимых для таможенного оформления. Установление стороны, виновной в такой задержке, не всегда реально, так как договоры редко распределяют данную ответственность между сторонами напрямую.
В зоне ответственности перевозчика всегда находится груз: у него имеется обязанность проверить факт совпадения заявленного к перевозке груза и того, что представлено по факту. В случае, если перевозчик невнимательно отнесется к проверке, он рискует принять к перевозке грузы, не совпадающие по качеству и количеству, и нести за это ответственность, ведь данные коносамента являются определяющими.
Несовпадение данных коносамента и фактического содержания грузовых мест всегда приводит к задержкам и запретам при таможенном оформлении. Грузоотправители и грузополучатели же обратятся к коносаменту за проверкой состояния, в котором груз был принят. В случае, если перевозчик не указывает в коносаменте внешнее состояние груза, считается, что в коносаменте указано хорошее внешнее состояние груза (ст. 145 КТМ РФ).
Перевозчик обязан проверить данные, касающиеся наименования груза, его основных марок, числа мест или предметов, массы или количества груза. В случае, если в их отношении перевозчик знает или имеет достаточные основания считать, что такие данные не соответствуют фактически принятому грузу, перевозчику рекомендуется сделать об этом отметку в коносаменте. Перевозчик должен внести в коносамент оговорку, конкретно указывающую на неточности, описать основания для предположений о неточностях или указать на отсутствие разумной возможности проверки указанных данных.
Принимая во внимание, что коносамент является доказательством фактического принятия перевозчиком груза к перевозке, существенной является так же необходимость удостовериться, что груз реально передается на борт судна. В случае, если коносамент выдается без реальной погрузки или передачи, перевозчик становится ответственным за доставку того, чего у него нет.
В зависимости от условий перевозки, рекомендуется так же удостовериться, что в коносамент внесены специальные оговорки, защищающие интересы перевозчика: "погрузка и размещение грузоотправителем", "описано по заявлению грузоотправителя". Такие оговорки защитят перевозчика в случае разночтений, в том числе, по весу груза.
Выдача "чистого коносамента", то есть документа, подтверждающего погрузку груза полностью под контролем и на ответственность перевозчика, не должна производиться без предварительной проверки состояния и количества груза.
Не рекомендуется включать в коносамент условия сторонних договоров, в том числе договора купли-продажи, за исключением условий чартера судна, если это необходимо. Внесение отсылок к другим договорам создают правовую неопределенность и риск конфликта условий двух совершенно разных правоотношений, участником которых перевозчик может и не являться. Запрос на указание в коносаменте "коммерческий сведений", то есть отсылка на гарантийное письмо, базис поставки INCOTERMS, не является основанным на законе, так как данные сведения не относятся напрямую к правоотношению по перевозке. Грузоотправителям же лучше избегать заключения договоров, требующих внесения такой информации в коносаменты, так как правовой пользы такие оговорки не несут.
Допускается указание в коносаменте стоимости перевозимого груза, что значительно облегчает оценку ущерба при его утрате, избавляя стороны от необходимости подтверждать стоимость утраченного груза иными документами.
Одновременно с этим, ч. 4 ст. 4 Правил Гаага-Висби устанавливает, что перевозчик не отвечает за потери или убытки, причиненные грузам, в сумме, превышающей 100 фунтов стерлингов за место или единицу, если только характер и стоимость этих грузов не были объявлены отправителем до погрузки и внесены в коносамент. Таким образом, внесение стоимости груза в коносамент лишает перевозчика права ссылаться на лимит ограничения ответственности по данной статье Правил. Однако необходимо отметить, что данное правило об ограничении ответственности по английскому праву не распространяется на насыпные и иные грузы, где невозможно выделить "единицу" (контейнер, место), как это подтверждается делом Vinnlustodin HF and another -v- Sea Tank Shipping AS (The AQASIA).
Выпуск коносамента должен производиться в оригинале, в согласованном количестве экземпляров, с нанесением всех необходимых оригинальных печатей, подписей и отметок. В ином случае подлинность коносамента оказывается спорной.
Перевозчик может уменьшить риск ответственности за неправомерную выдачу груза путем согласования выдачи груза исключительно в обмен на один оригинальный коносамент, с утратой законной силы любых других оригиналов после выдачи груза.
Наконец, перевозчик должен убедиться, что перевозка, в рамках которой выдается коносамент, оплачена в том порядке, что указан в самом коносаменте. На практике это означает реальное получение денежных средств до выдачи коносамента с отметкой "Фрахт предоплачен". В противном случае, перевозчик берет на себя ответственность за совершение перевозки, фрахт по которой не получен, и удержать груз в обеспечение требований по "оплаченному" фрахту будет затруднительно без подтверждения позиции в суде.