Отвечает на вопросы генеральный директор ВМЗ Александр Данилов. С судостроением и морем Александр Сергеевич был связан с самого детства, так как его крестный отец работал на Адмиралтейских верфях. Самое яркое воспоминание – спуск "Карабаха". "Когда такая железная махина съезжает в воду, а потом еще и идет куда-то выполнять задачи, это не может не впечатлить ребенка", – отмечает он. По образованию корабел, окончил СПбГМТУ. До ВМЗ успел поработать на разных предприятиях, связанных с судостроением, занимался обычно машиностроением. Александр Данилов лично видел, как спускали первую "Арктику" проекта 22220, так как в этот момент работал на Балтийском заводе.
– Как был создан Выборгский машиностроительный завод?
– Мы появились в 2014 г. как компания, помогающая справляться с санкционным давлением. Но вскоре стало ясно, что можно и нужно заниматься собственным производством. Потихоньку мы стали закрывать "дыры" по палубному оборудованию непосредственно для ВСЗ, а после начали поставлять то, что хорошо получается, и другим судостроительным заводам.
– На выпуске какого судового оборудования вы сегодня сосредоточены?
– Основной номенклатурой предприятия является палубное оборудование от простых водогазонепроницаемых крышек и электрослесарного насыщения до таких сложных механизмов, как шпили, якорно-швартовное оборудование, система заправки вертолетов. Вся продукция нашего производства.
На данный момент у завода заказ на серию крышек для ярусоловов, строящихся на Северной верфи, на люковые закрытия для проекта MPSV06 на ПСЗ "Янтарь", на траулеры проекта КМТ02 на ВСЗ, на якорно-швартовное оборудование для краболовов-процессоров проекта 5712. Также есть контракт на ремонт вертолетных заправок на ледоколах "Урал", "Сибирь", "Арктика". В целом, завод загружен, но мы с радостью возьмем еще заказы. Особенно нам интересно было бы принять участие в строительстве новых атомных ледоколов проекта 22220: поставлять автоматические заправочные станциии для палубного вертолета.
– Расскажите подробнее о станциях заправки. Это недавно разработанное оборудование, или оно уже где-то применяется?
– Это специально разработанное нами оборудование, которое изначально ОСК заказывала для знаменитого дизель-электрического ледокола "Виктор Черномырдин". Уже установлено там и успешно эксплуатируется. Аналогичное стоит на ЛСП "Северный полюс". Вообще, в России есть компания, которая разрабатывает подобные заправки для аэропортов, а перед нами стояла задача создать заправку, которая бы вписывалась, с одной стороны, в требования Регистра, с другой – устраивала бы специалистов из авиаотрасли. Это была очень нетривиальная, интересная и непростая задача, скажу я вам. Например, мы три совещания обсуждали, какой именно краской необходимо окрашивать заправочный модуль, потому что для воздушных судов и для привычных нам с вами судов совершенно разные правила на этот счет. Договорились. И во многом нам это удалось, потому что мы – небольшая, мобильная компания, отлично понимающая специфику палубного оборудования.
– А есть какие-то отзывы по поводу заправок с "Виктора Черномырдина" и ЛСП "Северный полюс"?
– Пилоты довольны. Не хочу хвастаться, но не так давно была ситуация с ЛСП, когда оттуда пришлось при помощи вертолета эвакуировать нашего заболевшего полярника. Из Северной Норвегии за ним прибыл вертолет Super Puma. Основным условием вылета была дозаправка, которая успешно состоялась. И тут я хочу добавить, что нам удалось сделать не просто хорошую заправку, а систему, которая обладает достаточной живучестью в агрессивных условиях Северного полюса, не требует специфичной инженерной подготовки от судовой команды. А все потому, что во время разработки оборудования мы консультировались со специалистами как из авиапромышленности, так и из судостроения. Отдельное спасибо Адмиралтейским верфям за доверие.
– Что-нибудь разрабатываете сегодня в рамках программы импортозамещения?
– Да, разрабатываем типоряд тралов для рыбаков в рамках программы от Минпромторга (постановление № 1872). В полном объеме завершены первые два этапа, находимся сейчас на третьем, который подразумевает разработку РКД. Завершаем проект под эгидой Агентства по технологическому развитию: речь о якорно-швартовном оборудовании. Уже получены сертификаты от Регистра и сертификат, подтверждающий, что продукция российского производства.
Надо сказать, что в разработке этих новых видов продукции нам очень помогают и сами рыбаки, и судостроительные заводы. У нас есть возможность посещать заказы, изучать установленное там оборудование. Недавно, например, были на судах, строящихся на ВСЗ для СЗРК. Траловое оборудование – действительно тонкий инструмент, особенно если речь идет о современном автотрале, созданном с учетом подводных волнений, изменения курса судна и т.д.
– То есть вы активно применяете в своей практике обратный инжиниринг?
– Все верно. Можем проанализировать и воспроизвести и другое подобной сложности оборудование, о котором мы с вами сегодня беседуем.
– Интересно. Не боитесь, что разработанную продукцию будет сложно продать? Ведь вложенные финансы нужно будет окупить.
– У нас смелая творческая команда, готовая к трудностям. И действительно, непросто заинтересовать частника только что разработанной продукцией, но мы действуем в рамках программы Минпромторога РФ, которая в том числе подразумевает помощь в реализации разработанного и произведенного оборудования. Но даже если что-то пойдет не по плану, у нас есть и план "В", и план "С".
– Возможности вашего конструкторского бюро впечатляют. А готовы взять заказ со стороны?
– Интересное предложение, но наше КБ на сегодня полностью загружено под собственные нужды.
– Несколько слов о кадровом составе предприятия.
– Все, кто у нас работает, – большие молодцы. Без них не получилось бы так грамотно и достойно организовать производство. У нас действительно сильная команда. Приятно видеть, что люди нацелены на результат, что они чувствуют общий настрой и стараются соответствовать уровню. Мы открыты и для новых кадров. Активно работаем с Александровским колледжем и Кораблестроительным университетом, с удовольствием берем ребят на производственную практику. Стараемся привить любовь к профессии.
– Какие у вас планы по развитию ВМЗ?
– Основной акцент делаем на развитие якорно-швартовного оборудования, системы заправки вертолетов и обратный инжиниринг. Шаг за шагом налаживаем контакты с потенциальным заказчиком. Отмечу, что все наше оборудование устанавливаем самостоятельно и обеспечиваем ему полный сервис. Потенциальным заказчикам можем сказать: обращайтесь, приезжайте на производство; все покажем и обо всем расскажем.