реклама

Ответственность за пиратство будет неотвратима

0 1447 6 мин
Не проходит и дня, чтобы информационные агентства не сообщали об очередном акте морского пиратства. Сегодня морское превратилось уже в глобальную проблему, для решения которой необходимо искать комплексный подход, предусматривающий неотвратимость ответственности за пиратские разбои.
Проблема морского пиратства превратилась сегодня в глобальную проблему. Причем, как свидетельствует статистика, количество попыток нападений пиратов в море продолжает расти. Согласно данным ООН, в течение 2008 года со всего мира поступили сообщения о 306 пиратских инцидентах, 136 из которых произошли в районе Восточной Африки, где действуют сомалийские пираты. За прошлый год пираты заработали на разбоях более 150 млн. долларов.
В период с 1 января по 30 сентября 2009 года поступили сообщения о 300 столкновениях с пиратами во всем мире, из которых 174 произошли в районе Африканского Рога. Всего же в водах у побережья Сомали с начала года были захвачены 49 судов, взято в заложники 450 моряков. Среди захваченных судов немецкие, турецкие и украинские грузовые суда, испанские, тайваньские и йеменские рыболовецкие траулеры, сингапурский контейнеровоз, китайский сухогруз, греческий танкер и так далее. В настоящее время сомалийские пираты удерживают крупнейшую свою добычу – греческий супертанкер "Маран Сетаурус", который следуя из Саудовской Аравии в Новый Орлеан (США) без охраны, перевозил 275 тыс. тонн нефти, стоимость которой может превысить 150 млн. долларов. А если добавить сюда стоимость захваченного танкера, которая колеблется около 60 млн. долларов, то выходит, что добыча пиратов составляет более 200 млн. долларов. 
В  чем причины развития морского пиратства и какие меры следует принять, чтобы покончить с этим серьезным вызовом мировому сообществу? Об этом шла речь на одном из последних заседаний Совета Безопасности ООН.
Среди условий возникновения и процветания морского разбоя у берегов Сомали названа, прежде всего, ситуация в самой Сомали, которая уже почти два десятилетия находится в состоянии фактического безвластия, а ее население влачит крайнюю нищету. По сути, ему не на что жить, так как даже рыбные запасы, которыми были богаты прибрежные воды и которые давали возможность как-то существовать, десять лет назад усилиями траулеров ряда стран существенно истощены. Что делать в этой ситуации сомалийцам?
Бизнес оказался рядом. Мимо Африканского Рога морем идет более 10 процентов мирового экспорта нефти, громадное количество иных грузов. Почему бы на этом не зарабатывать? В результате, объединившись, рыбаки, прекрасно обученные морскому делу, бывшие профессиональные военные и специалисты по навигационному и техническому оборудованию стали заниматься морским разбоем – захватывать торговые суда и требовать за них выкуп.
Однако не только нищета и финансовые интересы движут сомалийскими морскими пиратами. Существует мнение об их тесной связи с террористами, в частности с радикальной исламистской группировкой "Аль-Шабаб", рвущейся к власти в Сомали, другими радикальными группировками, которые посредствам морского разбоя пытаются нажить себе политический капитал.
Сегодня пираты действуют не только у берегов Сомали и не всегда они называются "сомалийские". Например, не так давно в нигерийском порту Лагос нигерийские пираты напали на теплоход "Силверетта" с российско-украинским экипажем. Бандиты грабили судно в течение двух часов, избивая членов экипажа. Примечательно, что в отличие от сомалийских пиратов, нигерийские пираты захватывают суда именно с целью ограбления, а не выкупа,. При этом жизни моряков для нигерийских пиратов не представляют никакой ценности. В последнее время нигерийское пиратство быстро распространяется за пределы вод Нигерии. Пираты нападают на суда в районе Камеруна, Бенина и Ганы.
Нападения пиратов совершаются также в Малаккском проливе, в водах Бангладеш, в Танзании. Возросло количество нападений на суда с целью грабежа у побережья Южной Америки, в территориальных водах Перу, Эквадора, Колумбии и Венесуэлы. По напряженности эти акватории, конечно, не идут ни в какое сравнение с Аденским заливом, тем не менее, угроза подвергнуться нападению морских бандитов существует на многих широтах Мирового океана.
В сложившейся ситуации, по мнению экспертов, международные усилия необходимо направить, прежде всего на усиление сопровождения торговых судов в опасном районе военными кораблями. Дело в том, что благодаря этому виду противодействия морскому разбою при увеличении количества попыток нападения пиратов число захватов торговых судов у берегов Сомали в последнее время уменьшилось.
В этом контексте генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун отмечает важность использования антипиратских военно-морских операций, проводимых как коалиционными силами (операция Евросоюза "Аталанта", операция НАТО "Морской щит"), так и скоординированных действий отдельных государств, включая Россию. По оценке генсека ООН, международная координация достигла весьма высокой степени как в сфере физической защиты торговых судов на море, так и в юридическом преследовании лиц, подозреваемых в пиратстве.
С декабря 2008 года в результате операции Евросоюза "Аталанта" удалось обеспечить безопасное прохождение 50 судов с 300 тысячами тонн гуманитарной помощи населению Сомали по линии всемирной продовольственной программы ООН. Военно-морская операция "Аталанта" будет продолжена Европейским союзом до конца 2010 года.
В первом квартале 2010 года для участия в мероприятиях по борьбе с морским пиратством в районе побережья Сомали планируется задействовать корабль боевого управления "Абсалон" ВМС Дании. Для решения поставленных задач корабль укомплектован специальной аппаратурой связи и средствами оптико-электронной разведки. Ожидается, что в период боевой службы на корабле будут развернуты командный пункт, пункт управления морскими перевозками, материально-техническим обеспечением и огневой поддержке. На корабле в качестве досмотровой группы будет находиться подразделение ВМС Дании численностью до 12 человек и 2 быстроходных катера.
Соединенные Штаты приняли решение задействовать для патрулирования районов, где действуют сомалийские пираты, беспилотные летательные аппараты МQ-9 "Рипер". С таким заявлением выступил вице-адмирал Р.Меллер, заместитель командующего ОК ВС США в Африке. По словам Меллера, БЛА будут базироваться на Сейшельских островах, где сомалийские пираты действуют наиболее активно. МQ-9 поступят к концу октября. Аппарат способен нести четыре управляемые ракеты AGM-114 "Хеллфайр" и две авиабомбы GBU-12 "Рэйвуэй" с лазерным наведением. Оснащение беспилотников оружием пока не планируется, но такая возможность в будущем не исключается.
Среди отдельных государств отмечается эффективность действий ВМС Ирана. Благодаря патрулированию кораблей, как заявил командующий силами первого оперативного района ВМФ Ирана адмирал Фариборз Гадерпенах, за последние шесть месяцев не произошло ни одного захвата иранских гражданских судов пиратами. В настоящее время защиту гражданских судов от нападения пиратов осуществляют два боевых корабля ВМС Ирана "Альборз" и "Бушер". Это уже четвертая подобная миссия иранских ВМС.
В районе Африканского Рога сохраняется регулярное присутствие кораблей российского ВМФ. Первым из российских моряков успешно выполнил задачу по защите международного судоходства от пиратов у берегов Африки экипаж сторожевого корабля "Неустрашимый" Балтийского флота. Более 130 суток экипаж "Неустрашимого" и танкера "Ельня" провели вдали от родных берегов, причем большую часть из них – в Аденском заливе. За время выполнения своей миссии СКР "Неустрашимый" сопроводил 15 морских караванов общей численностью свыше 60 судов. При этом моряки-балтийцы не раз вступали в прямое вооруженное противоборство с пиратами.
"Неустрашимого" сменил БПК "Адмирал Виноградов", который нес боевую вахту в Аденском заливе с января по март этого года. С апреля по июнь в международной операции по борьбе с сомалийскими пиратами принимал участие БПК "Адмирал Пантелеев".
С июня сего года более 4 месяцев попытки пиратов к активным действиям пресекал большой противолодочный корабль "Адмирал Трибуц". В конце ноября к выполнению задач по обеспечению судоходства в районе Африканского Рога и Аденского залива приступил отряд кораблей ВМС РФ во главе с БПК "Адмирал Чабаненко".
В поисках комплексного международного ответа на пиратский разбой выдвигаются и другие различные способы. Так, Испания призвала принять более жесткие меры по борьбе с пиратами и блокировать три сомалийские порта, откуда выходят в океан базовые суда флибустьеров, а также прекратить выплачивать им выкупы. Об этом заявила министр обороны страны Карме Чакон. "Международное сообщество должно перекрыть пути, по которым пираты получают финансирование, не только прямое получение выкупов, но также – и я настаиваю на этом – выплаты, поступающие при посредничестве европейских адвокатов. Все это должно быть взято под контроль и прекращено", - подчеркнула она при этом.
Предлагается и более радикальный способ – наносить удары по базам пиратов. Однако эта тактика вступает в противоречие с международными нормами. Эксперты ссылаются на протяженность и изрезанность побережья Сомали с обилием укрытий. К тому же пиратов на берегу трудно идентифицировать. В обиходе это обычные граждане, рыбаки, но в нужное время они достают припрятанные вооружение и объединяются в банду. А главное, вряд ли этим способом можно наказать тех, кто организует и финансирует морское пиратство.
В этой связи все большую поддержку получает идея об осуществлении уголовного преследования пиратов с использованием механизмов международного правосудия. В частности, все большую поддержку получает предложение президента России Дмитрия Медведева о создании отдельного международного уголовного суда по пиратству. Он может стать эффективным средством, обеспечивающим задержание и уголовное преследование лиц, подозреваемых в совершении или в покушении на совершение актов пиратства или вооруженного разбоя на море. И прежде всего позволит четко понять тем, кто занимается пиратским промыслом, что ответственность будет неотвратима.
А. Новик
peacekeeper.ru



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
В портах Феодосия и Туапсе отработали действия по ЛАРН
14:08 / порты