Лед, сковывавший Финский два года подряд, вызвал к жизни судьбоносное решение: Россия начнет строить ы. В начале июля на заседании Морской коллегии при правительстве РФ было объявлено, что в стране построят сразу 4 дизель-электрических и 3 атомных ледокола. Решение еще не успело воплотиться в жизнь, но уже грозит перерасти в очередной бизнес-скандал. И «освежает» тянущийся больше года спор вокруг Балтийского завода.
Уже на следующий день после заседания коллегии (комментируя планы правительства России) о намерениях построить ледоколы силами Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) заявил ее президент Роман Троценко. По его словам, «строительство будет вестись на «Адмиралтейских верфях», хотя отделка и монтаж ряда технически сложных узлов может быть проведена в Хельсинки, на верфи Archtech HelsinkiShypyard Oy» - совместном предприятии ОСК с корейской компанией STX. Полная сборка ледоколов будет происходить в Санкт-Петербурге, затем своим ходом под дизель-генератором суда перейдут в Мурманск, где на базе заказчика - Атомфлота - будет проведена загрузка ядерным топливом и состоится физический пуск реактора.
«Таким образом, мы решаем проблему экологических рисков, гарантируя, что в Санкт-Петербурге ядерное топливо загружаться не будет», - отметил Троценко в беседе с журналистами. По предварительным оценкам, стоимость программы строительства трех атомных ледоколов мощностью 60 МВт каждый и базы их обслуживания превысит 100 млрд рублей.
Косвенно подтвердили эти слова и в Минтрансе, где рассчитывают, что 3 атомных и 3 дизель-электрических ледокола будут построены до 2020 года именно в Санкт- Петербурге. Как сообщил прессе замглавы Минтранса Виктор Олерский, в строительство 3 атомных ледоколов будет инвестирован примерно миллиард долларов, а в строительство дизель-электрических - 4 миллиарда рублей.
Однако заявления о намерениях ОСК взбудоражили судостроителей, в корпорацию не входящих. В СМИ поступило обращение, подписанное «трудовой коллектив Балтийского завода» (без указания конкретных фамилий), в котором сообщается о нарушениях при распределении госзаказа. Авторы обращения указывают на то, что вопрос о строительстве ледоколов решается без проведения тендера, волевым усилием право на выполнение этой работы отдают ОСК, в то время как мощности Балтийского завода, специально предназначенные для строительства атомных ледоколов, простаивают. «Просто возмутительно, почему государственные мужи не видят дальше своего носа и вместо того, чтобы решать проблему Балтийского завода и помочь ему, делают все возможное по его банкротству», - пишут авторы обращения.
«Отсутствие оборотных средств сдерживает сроки выполнения контрактов, систематически задерживается заработная плата, с каждым днем растет социальная напряженность, нарушаются нормы коллективного договора, в том числе по обеспечению безопасных условий труда», - говорится в обращении и сообщается о том, что сейчас с завода увольняется по 50 - 60 человек ежемесячно.
«Руководители страны, министры, руководители корпораций говорят правильные слова по развитию судостроения, на государственном уровне принимаются федеральные целевые программы, а на практике никаких позитивных сдвигов не видно, и это касается не только Балтийского завода. Из года в год переносятся сроки строительства судов и кораблей, хотя деньги на это в бюджете постоянно выделяются. Пример с Балтийским заводом очень характерен, когда судьба многотысячного коллектива никого не интересует, а заказы размещаются на зарубежных верфях. Нетрудно представить, как благодарны нашему правительству профсоюзы Франции, Финляндии, Южной Кореи за обеспечение работой и достойной зарплатой рабочих-судостроителей этих стран. А профсоюзный комитет одной из крупнейших профсоюзных организаций России хотел бы, но ни в коей мере не может высказать благодарность родному правительству и подконтрольным структурам за соответствующую заботу о стабильной работе одного из флагманов отечественного судостроения – ОАО «Балтийский завод», - говорится в завершении письма.
В правлении Балтийского завода подтвердили, что обращение и в самом деле направлено СМИ от профсоюза предприятия. Однако официально комментировать как отдельные положения текста, так и сложившуюся ситуацию отказались. В неофициальной беседе корреспонденту «Фонтанки» пояснили, что предприятие оказалось заложником ситуации — спора между ОСК и Объединенной промышленной корпорацией (ОПК), которой сейчас и принадлежит судостроительный завод. «ОСК несколько раз заявляла о намерении приобрести Балтийский завод, но пытается заплатить как можно меньше денег, поэтому им выгодно добиться нашего банкротства, - пояснил собеседник. - Но при чем тут трудовой коллектив? Финансовые структуры бьются между собой, а страдают рабочие».
Как уже писала «Фонтанка», в 2010 году собственник завода — подконтрольный сенатору Сергею Пугачеву Международный промышленный банк - обанкротился. Владелец попытался продать его ОСК, но запросил, по оценкам экспертов, слишком высокую цену. И уже больше года Центробанк, у которого находятся в залоге акции завода, и Объединенная судостроительная корпорация не могут договориться между собой о стоимости активов предприятия. Тем временем новые заказы на предприятие практически не поступают, а по многим уже выполненным старым завод не может получить оплату.
В ОСК на вопрос корреспондента «Фонтанки» о возможных нарушениях при распределении госзаказа ответили, что никакого заказа пока еще никто не размещал. «Обсуждался вопрос, возможно ли строительство нужного количества ледоколов на наших верфях, - пояснил собеседник издания. - Мы ответили, что возможно». «Но что касается распределения заказов, - добавил источник, - то поручать их надо тем предприятиям, которые доказали свою надежность и способность выполнить заданный объем работ. А вливать деньги в заводы, которые находятся неизвестно у кого в руках, можно до бесконечности».
Прокомментировать ситуацию официально в ОСК отказались, пояснив, что реагировать на слова анонимов из «виртуального профкома» считают занятием несерьезным. «Это деятельность, направленная на затягивание процесса банкротства, инициирование судебных разбирательств, - пояснил источник в корпорации. - Хотя банкротство с последующей передачей другому собственнику было бы лучшим выходом для Балтийского завода - возможно, это единственный способ его спасти».
Напомним, коллектив Балтийского завода не в первый раз пытается привлечь внимание государственных структур. В июне этого года судьбу этого предприятия рассматривали на заседании комиссии ЗакСа по промышленности, экономике и собственности. В итоге депутаты решили обратиться к правительству РФ - с просьбой ужесточить контроль за реализацией Министерством промышленности и торговли и Министерством транспорта РФ Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2020 года, а также ускорить решение вопроса о собственнике ОАО «Балтийский завод».
Кроме того, чтобы обеспечить предприятие работой, депутаты намеревались обратиться также к Минтрансу с предложением заключить контракт с Балтийским заводом на строительство линейного дизельного ледокола мощностью 25 МВт без проведения дополнительного конкурса и контракт на строительство линейных дизельных ледоколов мощностью 16 МВт. Должны были, по их замыслу, принять участие в спасении судостроительного завода и Минобороны, и ОСК. Военным собирались предложить размещать на Балтийском заводе корабли на ремонт и модернизацию, а ОСК — попросить поддержать предприятие заказами в рамках утвержденного корпорацией плана строительства судов и кораблей. Отдельную просьбу народные избранники обещали направить Росатому - корпорация должна погасить перед предприятием задолженность в размере 1,3 млрд рублей за выполненные заводом работы по строительству первой в мире плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС). Однако о судьбе этих начинаний никаких известий пока нет.
«Торговля» между ОПК и ОСК из-за Балтийского завода тянется около двух лет. Но, как отмечают эксперты портала «ПортНьюс», предприятие становится все менее ликвидным активом и через 2 - 3 года может вообще приобрести отрицательную рыночную стоимость. В ОСК опасаются, что имущество завода выводится на сторонние юридические лица, а персоналу задерживается выплата зарплаты, что приведет к утрате коллектива. В связи с этим корпорация считает необходимым проверить деятельность данного предприятия со стороны соответствующих контролирующих структур. Как заявил в ходе Военно-морского салона-2011 в Санкт-Петербурге Роман Троценко, «нам бы не хотелось приобрести активы, нуждающиеся в санации».
Эксперты отмечают, что, если ОСК в любом случае заинтересована в покупке Северной верфи - еще одного судостроительного завода, принадлежащего ОПК, поскольку заменить ее будет все равно нечем, то что касается Балтийского завода, его судьба менее ясна. В перспективе госкорпорация может обойтись и созданием новой верфи на острове Котлин, где будут строиться ледоколы, газовозы и другие суда, предназначенные для работы в северных морях. Ведь идея отказа от Балтийского завода как такового не нова – и сама ОПК имела планы по его сносу . А если ОСК так и не удастся купить предприятие в ближайшее время, то вполне вероятно, что на его месте действительно появится коммерческая застройка.
Кира Обухова,
"Фонтанка.ру"
«Таким образом, мы решаем проблему экологических рисков, гарантируя, что в Санкт-Петербурге ядерное топливо загружаться не будет», - отметил Троценко в беседе с журналистами. По предварительным оценкам, стоимость программы строительства трех атомных ледоколов мощностью 60 МВт каждый и базы их обслуживания превысит 100 млрд рублей.
Косвенно подтвердили эти слова и в Минтрансе, где рассчитывают, что 3 атомных и 3 дизель-электрических ледокола будут построены до 2020 года именно в Санкт- Петербурге. Как сообщил прессе замглавы Минтранса Виктор Олерский, в строительство 3 атомных ледоколов будет инвестирован примерно миллиард долларов, а в строительство дизель-электрических - 4 миллиарда рублей.
Однако заявления о намерениях ОСК взбудоражили судостроителей, в корпорацию не входящих. В СМИ поступило обращение, подписанное «трудовой коллектив Балтийского завода» (без указания конкретных фамилий), в котором сообщается о нарушениях при распределении госзаказа. Авторы обращения указывают на то, что вопрос о строительстве ледоколов решается без проведения тендера, волевым усилием право на выполнение этой работы отдают ОСК, в то время как мощности Балтийского завода, специально предназначенные для строительства атомных ледоколов, простаивают. «Просто возмутительно, почему государственные мужи не видят дальше своего носа и вместо того, чтобы решать проблему Балтийского завода и помочь ему, делают все возможное по его банкротству», - пишут авторы обращения.
«Отсутствие оборотных средств сдерживает сроки выполнения контрактов, систематически задерживается заработная плата, с каждым днем растет социальная напряженность, нарушаются нормы коллективного договора, в том числе по обеспечению безопасных условий труда», - говорится в обращении и сообщается о том, что сейчас с завода увольняется по 50 - 60 человек ежемесячно.
«Руководители страны, министры, руководители корпораций говорят правильные слова по развитию судостроения, на государственном уровне принимаются федеральные целевые программы, а на практике никаких позитивных сдвигов не видно, и это касается не только Балтийского завода. Из года в год переносятся сроки строительства судов и кораблей, хотя деньги на это в бюджете постоянно выделяются. Пример с Балтийским заводом очень характерен, когда судьба многотысячного коллектива никого не интересует, а заказы размещаются на зарубежных верфях. Нетрудно представить, как благодарны нашему правительству профсоюзы Франции, Финляндии, Южной Кореи за обеспечение работой и достойной зарплатой рабочих-судостроителей этих стран. А профсоюзный комитет одной из крупнейших профсоюзных организаций России хотел бы, но ни в коей мере не может высказать благодарность родному правительству и подконтрольным структурам за соответствующую заботу о стабильной работе одного из флагманов отечественного судостроения – ОАО «Балтийский завод», - говорится в завершении письма.
В правлении Балтийского завода подтвердили, что обращение и в самом деле направлено СМИ от профсоюза предприятия. Однако официально комментировать как отдельные положения текста, так и сложившуюся ситуацию отказались. В неофициальной беседе корреспонденту «Фонтанки» пояснили, что предприятие оказалось заложником ситуации — спора между ОСК и Объединенной промышленной корпорацией (ОПК), которой сейчас и принадлежит судостроительный завод. «ОСК несколько раз заявляла о намерении приобрести Балтийский завод, но пытается заплатить как можно меньше денег, поэтому им выгодно добиться нашего банкротства, - пояснил собеседник. - Но при чем тут трудовой коллектив? Финансовые структуры бьются между собой, а страдают рабочие».
Как уже писала «Фонтанка», в 2010 году собственник завода — подконтрольный сенатору Сергею Пугачеву Международный промышленный банк - обанкротился. Владелец попытался продать его ОСК, но запросил, по оценкам экспертов, слишком высокую цену. И уже больше года Центробанк, у которого находятся в залоге акции завода, и Объединенная судостроительная корпорация не могут договориться между собой о стоимости активов предприятия. Тем временем новые заказы на предприятие практически не поступают, а по многим уже выполненным старым завод не может получить оплату.
В ОСК на вопрос корреспондента «Фонтанки» о возможных нарушениях при распределении госзаказа ответили, что никакого заказа пока еще никто не размещал. «Обсуждался вопрос, возможно ли строительство нужного количества ледоколов на наших верфях, - пояснил собеседник издания. - Мы ответили, что возможно». «Но что касается распределения заказов, - добавил источник, - то поручать их надо тем предприятиям, которые доказали свою надежность и способность выполнить заданный объем работ. А вливать деньги в заводы, которые находятся неизвестно у кого в руках, можно до бесконечности».
Прокомментировать ситуацию официально в ОСК отказались, пояснив, что реагировать на слова анонимов из «виртуального профкома» считают занятием несерьезным. «Это деятельность, направленная на затягивание процесса банкротства, инициирование судебных разбирательств, - пояснил источник в корпорации. - Хотя банкротство с последующей передачей другому собственнику было бы лучшим выходом для Балтийского завода - возможно, это единственный способ его спасти».
Напомним, коллектив Балтийского завода не в первый раз пытается привлечь внимание государственных структур. В июне этого года судьбу этого предприятия рассматривали на заседании комиссии ЗакСа по промышленности, экономике и собственности. В итоге депутаты решили обратиться к правительству РФ - с просьбой ужесточить контроль за реализацией Министерством промышленности и торговли и Министерством транспорта РФ Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2020 года, а также ускорить решение вопроса о собственнике ОАО «Балтийский завод».
Кроме того, чтобы обеспечить предприятие работой, депутаты намеревались обратиться также к Минтрансу с предложением заключить контракт с Балтийским заводом на строительство линейного дизельного ледокола мощностью 25 МВт без проведения дополнительного конкурса и контракт на строительство линейных дизельных ледоколов мощностью 16 МВт. Должны были, по их замыслу, принять участие в спасении судостроительного завода и Минобороны, и ОСК. Военным собирались предложить размещать на Балтийском заводе корабли на ремонт и модернизацию, а ОСК — попросить поддержать предприятие заказами в рамках утвержденного корпорацией плана строительства судов и кораблей. Отдельную просьбу народные избранники обещали направить Росатому - корпорация должна погасить перед предприятием задолженность в размере 1,3 млрд рублей за выполненные заводом работы по строительству первой в мире плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС). Однако о судьбе этих начинаний никаких известий пока нет.
«Торговля» между ОПК и ОСК из-за Балтийского завода тянется около двух лет. Но, как отмечают эксперты портала «ПортНьюс», предприятие становится все менее ликвидным активом и через 2 - 3 года может вообще приобрести отрицательную рыночную стоимость. В ОСК опасаются, что имущество завода выводится на сторонние юридические лица, а персоналу задерживается выплата зарплаты, что приведет к утрате коллектива. В связи с этим корпорация считает необходимым проверить деятельность данного предприятия со стороны соответствующих контролирующих структур. Как заявил в ходе Военно-морского салона-2011 в Санкт-Петербурге Роман Троценко, «нам бы не хотелось приобрести активы, нуждающиеся в санации».
Эксперты отмечают, что, если ОСК в любом случае заинтересована в покупке Северной верфи - еще одного судостроительного завода, принадлежащего ОПК, поскольку заменить ее будет все равно нечем, то что касается Балтийского завода, его судьба менее ясна. В перспективе госкорпорация может обойтись и созданием новой верфи на острове Котлин, где будут строиться ледоколы, газовозы и другие суда, предназначенные для работы в северных морях. Ведь идея отказа от Балтийского завода как такового не нова – и сама ОПК имела планы по его сносу . А если ОСК так и не удастся купить предприятие в ближайшее время, то вполне вероятно, что на его месте действительно появится коммерческая застройка.
Кира Обухова,
"Фонтанка.ру"