Cудоходные компании не имеют достаточного объема собственных денежных средств на размещение заказов на строительство речных судов, а российские банки не выделяют дешевые и длинные кредиты на строительство речного флота. Тем более, что размещать заказы на отечественных предприятиях в настоящее время из-за технологического отставания и действующего режима налогообложения невыгодно и по срокам, и по стоимости.
На основе результатов заседания было подготовлено Обращение, в котором члены организации высказали свои предложения организациям, причастным к поднятой проблеме.
В сложившихся система лизинга речных судов на принципах софинансирования со стороны государства, банков и заказчиков судов, включая государственные субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и лизинговым платежам, является наиболее действенным механизмом решения задач обновления и модернизации флота.
Одним из главных условий запуска этого механизма в масштабах, диктуемых насущными задачами обновления и модернизации флота, остается неотложное принятие законопроекта о мерах государственной поддержки судостроения и судоходства, как фактора экономического благополучия и платежеспособности российских судоходных компаний и верфей.
Участники расширенного заседания Совета АСК, обсудив практический опыт и существующие проблемы в области лизинга речных судов, и в целях более широкого применения лизинга при строительстве судов на российских судостроительных предприятиях, в том числе не входящих в структуру ОАО «ОСК», обращаются с предложениями к:
1. Минпромторгу России и ОАО «Объединенная судостроительная корпорация»:
● предусмотреть в установленном порядке увеличение лимита средств, выделяемых на 2011-2012 годы из федерального бюджета уполномоченным организациям (ОАО «ОСК», государственная лизинговая компания и др.) для формирования источников финансирования договоров лизинга судов, исходя из заявок судовладельцев;
● подготовить изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 208 года № 383, в части продления срока субсидируемых государством кредитов с 2008-2010 годов до 2008-2012 годов, а также увеличение предельного срока кредитования с 5 до 10 лет;
● рассмотреть возможность разработки проектной документации базовых проектов речных судов (сухогрузные теплоходы, танкеры, баржи, буксиры) для организации строительства крупных серий таких судов на российских предприятиях для заинтересованных судоходных компаний с использованием механизма финансовой аренды (лизинга);
● рассмотреть предложения ОАО «Газпромбанк Лизинг», ОАО «Сбербанк Лизинг» и ОАО «ВТБ-лизинг» по привлечению этих лизинговых компаний к финансированию поставок речных судов;
● рассмотреть с участием Ассоциации промышленных предприятий речного флота («Речпром») вопрос привлечения судостроительных предприятий, входящих в Речпром, к строительству отдельных проектов малотоннажных речных судов и организации межзаводской кооперации по поставкам комплектующих изделий судового машиностроения и дельных вещей для серийного строительства речного флота.
2. Минтрансу России:
● рассмотреть вопрос о целесообразности разработки, по примеру Евросоюза, национальной программы по переключению массовых и опасных грузов с железнодорожного и автомобильного транспорта на внутренний водных транспорт в целях снижения интенсивности использования крупнотоннажных грузовых автомобилей, повышения средней скорости движения вагонов, снижения числа случаев гибели и травматизма людей на автодорогах и минимизации отрицательного воздействия транспорта на окружающую природную среду;
● в случае необходимости привлекать специалистов судоходных компаний членов АСК к работе по согласованию с федеральными органами исполнительной власти проекта федерального закона «О мерах по поддержке российского судостроения и судоходства и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленного на создание правовых и экономических условий, обеспечивающих конкурентоспособность отечественных судостроительных предприятий, стимулирование российских судовладельцев к строительству морских и речных судов на российских предприятиях;
● ускорить принятие постановления Правительства Российской Федерации по возмещению за счет средств федерального бюджета части затрат организаций внутреннего водного транспорта на уплату процентов за пользование кредитами, полученными ими в российских кредитных организациях на осуществление деятельности в межнавигационный период в целях повышения финансовой устойчивости предприятий и формирования собственных источников финансирования строительства флота;
● в целях планирования проектирования и строительства современных эффективных судов определить на долгосрочную перспективу параметры гарантированных габаритов судовых ходов в речных бассейнах и планы развития судоходных гидротехнических сооружений;
● ускорить принятие приказа Минтранса России о внесении изменений в Положение о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов, в том числе судов смешанного «река-море» плавания, в целях обеспечения проектирования судов с новыми технико-экономическими характеристиками с меньшей численностью экипажа;
● совместно с Минпромторгом России разработать программу инновационных направлений развития и технического обеспечения речного транспорта, включая создание энергоэффективных судовых двигателей, движительно-рулевых комплексов, систем навигационного оборудования и использования спутниковой связи, автоматизации управления судном и других;
● проработать механизм использования постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 103 о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации по кредитам, привлекаемым, в том числе на строительство речных судов.
-
Коммерческим банкам и лизинговым компаниям,
имеющим намерения участвовать в программе строительства речного флота с использованием механизма финансовой аренды (лизинга), разработать требования к лизингополучателям и судостроительным предприятиям для распространения данной информации с целью расширения сферы лизинга судов среди судоходных компаний – членов АСК.
-
Судоходным компаниям – членам АСК:
● рассмотреть опыт ОАО «Судоходная компания «Волжское пароходство» использования лизинговых договоров при строительстве речных судов на российских предприятиях и направить в АСК свои предложения о планах приобретения флота по лизингу и потребности в финансовых ресурсах для их реализации на 2011-2012 годы для оформления заявки в Минпромторг России;
● принять к сведению информацию ОАО «Морской банк» о готовности к выделению кредитных ресурсов на условиях, приемлемых для финансирования строительства речных судов на российских предприятиях, в том числе с применением механизма финансового лизинга.