В Пятницу в Санкт-Петербурге, в Крыловском государственном научном центре состоялось торжественное открытие уникального научно-исследовательского комплекса. Корабелу посчастливилось присутствовать не только на самой церемонии открытия тренажеров, но и испытать на себе всю уникальность этого комплекса.
В начале мероприятия перед журналистами выступил сотрудник научного центра Беляшов Валерий Адамович. Он рассказал о том, что представляют из себя тренажеры, чем отличаются и в чем их уникальные особенности.
Тренажеры позволяют проводить подготовку судоводителей для плавания в различных условиях, в том числе ледовых. Уникальная особенность комплекса заключается в обеспечении высокой точности моделирования различных аварийных ситуаций при проведении морских операций, в том числе в условиях Арктики, и различных сценариев проведения оффшорных операций.
Тренажерный комплекс также позволяет проверить и подтвердить технические решения, принимаемые на всех этапах создания портовых и морских сооружений, судов от концептуального проекта до эксплуатационной документации, а также проводить обучение персонала создаваемых объектов.
Комплекс включает в себя два тренажера - “Универсал”, который предназначен для обучения персонала судов при проведении морских операций буксировки платформ и других оффшорных сооружений, постановки платформ в море, монтажу элементов верхних строений. И тренажер “Взаимодействие”, который предназначен для обучения персонала танкеров и платформ (или отгрузочных терминалов) операциям отгрузки нефти в условиях замерзающих морей арктического шельфа России.
Торжественное мероприятие посетил заместитель Министра транспорта РФ, Олерский Виктор Александрович. Он поздравил Крыловский научный центр от лица Министерства: “Мы сегодня присутствуем здесь на замечательном событии. У Крыловского центра появилась новая компетенция. Основная функция, основное назначение этих тренажеров может быть не столько для обучения будущих капитанов, судоводителей, а больше для того, чтобы моделировать ситуации. Многие говорят, что у нас недостаточно сил и возможностей, чтобы обеспечить экологическую безопасность, недостаточно используем технические возможности непосредственно для добычи полезных ископаемых. Поэтому, наша задача декларировать не только то, что мы в Арктике номер один, но и доказывать непосредственными делами. Сегодняшнее событие, как раз звено из этой цепочки. Чем больше таких примеров будет появляться, тем больше нам поверят. Федеральная целевая программа, по которой строился и финансировался этот тренажер была подготовлена Министерством промышленности РФ и мы, как будущие потребители этого продукта, благодарны им. Хотелось бы пожелать доброго пути Крыловскому научному центру. То, что они сделали, в первую очередь действительно поможет обеспечению безопасности судоходства в арктическом регионе РФ.”
Перед церемонией разрезания красной ленточки, выступил генеральный директор ФГУП “Крыловский государственный научный центр”, Дутов Андрей Владимирович. Он поблагодарил заместителя Министра транспорта РФ за возможность приехать и представить комплекс: “На самом деле это реальный вклад в безопасность и освоение Арктики. Я хотел бы сказать отдельное спасибо нашим контрагентам. Это прежде всего “Транзас” и “Морские навигационные системы”. Мы делали этот тренажер вместе, это наши общие достижения. Во время работы у нас сложился очень дружный коллектив, которому на сегодняшний день под силу и другие, более важные задачи, более масштабные. Мы надеемся, что научно-тренажерный комплекс будет развиваться, тиражироваться, замахиваюсь на то, чтобы предложить его на международный рынок в качестве обучающего центра. Планы большие и это наш вклад в тот арктический кластер, который формируется сейчас в Санкт-Петербурге. Я думаю, что конкретный тренажерный центр займет здесь достойное место.”
После официального открытия, нам удалось побывать внутри тренажеров и испытать на себе дождь и снег на судне в дневное и ночное время суток. Несмотря на то, что сам тренажер остается неподвижным, ощущение качки было реальным. Создаются подобные эффекты с помощью проекторов, которые расположены по всему периметру тренажера. Тем самым визуализация получается очень реалистичной. Конечно, не обошлось и без звуковых эффектов: шум волн, гул мотора и даже оглушающий звук гудка. Моделируется и прямая отгрузка нефти. Вся шланговая система с контролем сил и параметров относительно положения танкера и платформы. Она соответствует реальным датчикам и реальным условиям, которые существуют.
На начальном этапе Крыловский научный центр привлекает действующих капитанов Росморпорта. Тем самым, отрабатывая и наблюдая, какие операции оптимальные, какие не очень. Также есть возможность обучать капитанов на судах, которые ещё только строятся и выполнять с этим судном те или иные операции, моделируя различные ситуации.
Комплекс тренажеров создан в рамках работ по реализации федеральной целевой программы “Развитие гражданской морской техники” (ФЦП РГМТ) Министерства промышленности и торговли РФ в период 2009-2012 гг. Тренажерный комплекс разработан Крыловским ГНЦ совместно с группой компаний “Транзас” и ЗАО “Морские навигационные системы”.
Тренажерный комплекс в сочетании с экспериментальной базой Крыловского Центра способен обеспечить решение сложнейших задач, возникающих при освоении Арктического шельфа России.