Отечественное судостроение глазами проектанта

11 4636 6 мин

Проектирование судов, как собственно и все судостроение, является достаточно «спокойной» отраслью. Поэтому положение дел в проектной области есть отражение состояния дел во всем судостроении. Своим мнение с пользователями "Корабел.ру" делится директор "Морского Инженерного Бюро" Геннадий Егоров.

 
Мировое судостроение в конце XX века - в начале XXI века не стояло на месте. Наиболее бурно развивались направления, связанные с обеспечением добычи углеводородного сырья на шельфе и вообще с освоением океана. Центры мирового судостроения переместились в Азию – в Японию, в Корею, в Китай. Проектирование судов и средств океанотехники, ранее сосредоточенное в основном в Европе, также частично перешло в азиатские дизайн бюро, особенно это касается судов обычных типов – танкеров, балкеров, сухогрузов и т.п.
Однако все равно сложные суда и морские сооружения продолжают проектироваться в европейских центрах (в Норвегии, Нидерландах, Германии, Финляндии).
Резко усилилась международная кооперация – вполне нормальным считается, что в Норвегии общаются с заказчиком, подписывают контракт и делают концептуальный проект (Concept Design), а в Хорватии, Польше, Турции или Китае – классификационный проект (Class Design). Современные коммуникации и связь позволяют иметь в качестве офиса как бы весь мир – был бы Интернет, единый формат передачи данных и специалист с ноутбуком. Европейцы оставляют за собой разработку идей, основные расчеты, общее руководство, формирование цены и все финансовые проводки. Доработку эскизного проекта до детальных чертежей передают в другие, более «дешевые» страны, выпуск рабочих чертежей (work shop drawings) – на инженерные центры верфей либо на свои филиалы, которые наиболее близки географически к этим верфям. При этом объем рабочего проектирования, используемый на иностранных верфях, существенно меньше номенклатуры аналогичной документации, принятой в постсоветском пространстве. Европейские фирмы не заинтересованы в потере контроля над процессом проектирования и для этого используют разные рычаги влияния – финансовые, правовые (патенты), нормативные.
Например, продолжают усиливаться международные требования к проектированию судов, например, созданы т.н. «Единые правила МАКО» по проектированию балкеров и танкеров с широчайшим применением мощнейших расчетных средств, которые отсутствуют у большинства проектантов из «бедных» стран. Более того, в перспективе, такая унификация ждет и другие типы гражданских судов – контейнеровозы, сухогрузы и др. Фактическая цель подобных усложнений прозрачна – сохранить доминирующее положение в проектировании  у европейских проектантов.
Не менее интересным является тенденция к параметрическому проектированию, пока в основном в виде обсуждения, но в перспективе существенно меняющая представления о времени создания модификации действующего проекта. У нас, до 1991 г. при обосновании программ пополнения флота ЦНИИ морского флота разрабатывались параметрические ряды судов-претендентов, которые содержали основные технико-эксплуатационные характеристики перспективных транспортных судов. В настоящее время подобные централизованные исследования не проводятся.
Вообще говоря, раз в три года собирается Международный конгресс по конструированию судов и средств океанотехники ISSC, в трудах которого можно найти все основные черты, новые идеи и технологии мирового судостроения. Например, очередной будет в 2009 году в Южной Корее, в Сеуле.
Переходя к отечественной проблематике, следует ясно понимать, что рассматривать сегодняшнее гражданское судостроение без кораблестроения практически не возможно.
В Советском Союзе главным для нашей отрасли было именно создание своей части оборонного щита - т.е. кораблей. Заказы для мирных отраслей, в том числе и для министерства морского флота и рыбаков, были второстепенными. Более того, судостроение было в разных ведомствах – в Минсудпроме, в Минморфлоте, в Минрыбхозе и у речников.
Именно поэтому вопросы экономики и эффективности самих судов были НЕ АКТУАЛЬНЫ. Более того, мнения гражданских заказчиков были, вообще говоря, не интересны, так как «не нравиться – не берите, других не будет». Отсюда до сих пор полное неумение и нежелание общаться с клиентом.
В жестких рамках «военной приемки» было создано многоэтапное (техническое предложение – эскизный проект – технический проект – рабочий проект) проектирование с номенклатурой документов, определенной в государственных и отраслевых стандартах, и сложная система согласований. В самом судостроении применялись подходы, принятые для серийного машиностроения, даже, если речь шла о единичных заказах. Отсюда значительная трудоемкость, большие накладные расходы и длительные сроки традиционного проектирования.
Проектирование кораблей всегда рассматривалась как «закрытая» тема для обсуждения, этот же подход автоматически распространялся на все изделия ЦКБ. Отсюда принятие решений по созданию гражданских судов в максимально закрытой форме, с использованием только собственных наработок, с минимальным общением с другими отечественными КБ и практически полным отсутствием связи с иностранными бюро и организациями, работающими в других ведомствах. Отсюда принятая до сих пор «секретность» в общении с окружающими, отсутствие дискуссий, непубликование результатов, неучастие в работе международных организаций – ISSC, ISOPE, IMAM, OMAE и др. Главные последствия понятны – консерватизм и непринятие нового.
Конкурентная борьба рассматривалась исключительно как борьба за государственное финансирование, поэтому до сих пор происходит в форме "подковерной" возни, с полным неумением действовать гласно и открыто, демонстрируя экономические результаты, новизну и технические преимущества. Исходя из посылов, содержащихся выше, постсоветское судостроение не было готово к рынку. Причем эта неготовность для многих заводов и ЦКБ сохраняется и по сей день.
Длительное время главным критерием новизны в отечественной гражданской промышленности было наличие такого же продукта на Западе. Соответственно, возникло преклонение перед ПРОТОТИПОМ, причем желательно очень подробным по всем разделам. То есть, речь идет не о прототипах и аналогах для сравнения, коих может быть сотни, а именно об одном единственном. Чтобы на его базе сделать свое изделие. Отступление от прототипа не приветствовалось, что позволяло избежать ответственности в случае возникновения проблем. Отсюда все та же отсталость и консервативные решения.
Проблема «Роль России в мировом судостроении?», «Почему построенные в России суда дороже, чем иностранные? Почему в России суда строятся дольше, чем на иностранных верфях? Как увеличить объем гражданского судостроения на российских верфях? Как на российских судах перевозить больше российских же грузов?» далеко не нова.
Достаточно вспомнить серию публикаций и законопроектов начала ХХ века, подготовленных выдающимся инженером К.А. Теннисоном:
- «Проект мер поощрения русского торгового мореходства в связи с развитием отечественного судостроения и металлургической промышленности», 1902 год;
- «Закон 21 мая 1912 года о мерах к поощрению отечественного судостроения»;
- статья в журнале «Русское судоходство» «Война и русское судоходство», 1916 год и др.
Так вот среди мер поощрения, первыми назывались задачи по повышению уровня технического и инженерного образования, преодолению его теоретичности и обеспечению практической подготовки будущих инженеров.
Конечно, это вовсе не означает, что именно проектанты виноваты в сегодняшнем положении отечественного гражданского судостроения, но именно через подготовку специальных кадров можно реально влиять на процессы в промышленности.
Собственно говоря, любой вопрос о будущем судостроения в России, помимо вопросов по технике и экономики, будет начинаться с отсутствия кадров. Поэтому дело не в создании единого центра проектирования, а в том, кто в нем будет работать. Надо быть честным перед самим собой и не обманывать ни себя и окружающих – готовых специалистов мало и, они, как правило, в солидном возрасте. Более того, совсем мало главных конструкторов и главных специалистов, т.е. людей, которые могут ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ.
Исходя из фактически построенных судов, заметной в мире является роль отечественного гражданского судостроения в группе транспортных судов ограниченных районов плавания и смешанного река – море плавания и, пока еще представляющей интерес, в группе судов ледового плавания.
Кстати, все сказанное выше не означает, что в России вообще нет бюро, которые знают, что такое рынок и которые заняты реальным проектированием. Причем единственным объективным методом отбора – реально бюро или нет, является не количество выполненных проектов, а количество построенных по этим проектам судов за последние, например, десять лет, причем не только в самой России. Тогда все станет на свои места.
И тогда мы увидим, помимо Морского Инженерного Бюро, КБ «Вымпел» с В.В. Шаталовым во главе, Волго-Каспийское проектно-конструкторское бюро (С.Б. Покровский), ПКБ «Петробалт» (Г.В.Тарица). Строятся суда по проектам еще нескольких организаций. Не случайно следует обратить внимание на лидеров. Без них никаких КБ не было и не будет. То есть будут формально, но без результатов.
Простые административные меры по перетасовке имеющихся специалистов делу не помогут. Для сохранения российского проектирования требуется кропотливая, профессиональная и достаточно длительная работа с кадрами, причем начинать надо с университетов и плавно переходить к развитию творческого потенциала инженеров уже в условиях бюро. Открытость, внимательное отношение ко всему, что публикуется в мире, участие в выставках и конференциях, обсуждения и дискуссии – вот в чем, вероятно, будущее.



Комментарии   11.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Глазов
26.05.2009, 19:27
Статья отличная. Но мне кажется надо начинать с маркетинга
А еще важнее с правил, тех что не мешают работать экономике.
Аэроход
-0+
#Специалист
27.05.2009, 21:51
Спасибо г-ну Егорову за статью,
хотел бы только  заострить внимание на двух мыслях выссказанных в статье а именно вот этои
"дело не в создании единого центра проектирования, а в том, кто в нем будет работать. Надо быть честным перед самим собой и не обманывать ни себя и окружающих – готовых специалистов мало и, они, как правило, в солидном возрасте. Более того, совсем мало главных конструкторов и главных специалистов", т.е. людей, которые могут ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ." - она безспорна и это деиствительно наша общая боль и вторая вот эта
"Простые административные меры по перетасовке имеющихся специалистов делу не помогут. Для сохранения российского проектирования требуется кропотливая, профессиональная и достаточно длительная работа с кадрами, причем начинать надо с университетов и ПЛАВно переходить к развитию творческого потенциала инженеров уже в условиях бюро"
вот здесь хотел бы отметить что если говорить о тех проектных подразделениях которые существуют внутри судостроительных заводов -то это не кузница кадров а кладбище .. подраздиления финансируются по остаточному принципу, зарплаты конструкторов по 9- 12 тысяч рублеи...про отношение к ним уж и не говорю... как удержать там выпускника ВУЗа? далее...
-0+
#Алексей
28.05.2009, 15:53
Статья хорошая. Спасибо.
Хотелось бы отметить, что молодежь хочет работать в отрасле , но к сожалению в современных условиях трудно беспечить достойную зарплату. Поэтому остаются работать патриоты, которые и становятся со временем хорошими специалистами.
Основным условием обучениея молодежи считаю -постоянная загрузка. Работы должно быть столько, чтобы "покурить" времени небыло. Чем больше они "окунаются " в проблемы, тем лучше (Постоянные коммандировки, согласования с РРР, выставки, "разборки" с заводами,...). Только тогда будет толк. Современная молодежь очень коммуникабельна и способна на все.
Будут заказы и реальные деньги и мы сможем  проектировать не хуже заграницы.
ООО "ГЦКБ Речфлота"
-0+
#Г
28.05.2009, 16:02
Извините. но это Маниловщина. Пока не будут руководителей заинтересованных в эффективности производства,  а для этого должен быть собственник в этом заинтересованный,   ничего не будет, ни конструкторов, ни рабочих которые умеют работать на станках со всеми западными наворотами.,.
Надо менять правила игры.
-0+
#Специалист
28.05.2009, 21:03
Г-ну Г
знаете так у Егорова -то уже даааавно все хорошо в том плане что МИБ работает и работает эффективно..
и способен сделать те проекты по которым потом реальные суда строятся
поругать их проекты? надо будет пожалуста - наиду что поругать.,.( если надо- я проекты их знаю не по наслышке а весьма предметно - ну в рамках своеи сферы интересов конечно) но только у них есть что ругать - как минимум в отличие от многих других..-
А в статье все правильно написано
-0+
#Рыбаков Алексей Викторович
30.05.2009, 12:59
В статье правильно подмечена причина отставания российского судостроения от мирового уровня – консерватизм в принятии решений. Но, с другой стороны, этот консерватизм, в условиях существовавших и продолжающих существовать взаимоотношений между участниками этой игры (судостроение), является главным сдерживающим фактором развития нигилизма в судостроении и, как следствие, принятия не верных, а зачастую, опасных решений.
Практика настоящего времени показывает, что многие «прогрессивные» начинания, как в конструкторском деле, так и в производстве порождают, мягко говоря, ошибочные решения, и за которые авторы-новаторы не несут ни какой ответственности. И ни какое утоление кадрового голода здесь не поможет - необходимо менять правила игры между ее участниками – НИИ, КБ, заводы.
В основе должны лежать экономические взаимоотношения и ни чего более. А для этого в этой цепочке, государству, если оно хочет помочь и  принять участие в развитие судостроения, следует выделить главное звено – то, где первоначально рождается прибыль, которая в дальнейшем перераспределяется между участниками игры, и эффективно оказывать этому звену помощь и ни кому иному. В нашем случае таким звеном являются заводы. далее...
-0+
#Специалист
31.05.2009, 21:04
Г-ну Рыбакову
гм.. а скажите а как Вы себе представляете вот это?
( цитирую)"Следует исключить такие схемы взаимодействия как судовладелец – КБ минуя заводы, так как последние остаются в козлах отпущения" что запретить что -ли? или как? куда деваться судовладельцу если заводам нечего им предложить? нету у заводов готовых проработок, потому. что заводы не хотят( или не могут) тратить деньги на заказ тем же КБ перспективных проработок,
далее - заводы не имея проработок ( хотя бы на уровне " эскизного проекта"- про клас -проеект уж молчу) не могут никакими силами дать судовладельцу коммерческое ( даже бюджетное) предложение
теперь на счет вот этого Опять цитата"государству следует избегать таких форм, как, например, привлечения для экспертной оценки проектов перспективных судов тех или иных КБ. Ну, во-первых, потому что это, мягко говоря, не корректно по отношению к другим КБ, во-вторых, не исключает соблазна в продвижении своих, иногда не эффективных, решений" далее...
-0+
#Сергей
01.06.2009, 09:18
Алексей.
Хотелось бы отметить, что молодежь хочет работать в отрасле , но к сожалению в современных условиях трудно беспечить достойную зарплату. Поэтому остаются работать патриоты, которые и становятся со временем хорошими специалистами.
Что ж это я непратриот раз ушёл из КБ из электроотдела в проектный отдел электромонтажной фирмы. От себя хочется добавить, что в КБ ещё, кроме фанатов и девушек "декретных", остаются работать полные дебилы (их больше никуда не возьмут) и лентяи за которыми всё по 10 раз эти девушки декретные переделывают. Почему то увольнять их по статье не хотят - мужик всё таки.
-0+
#Рыбаков Алексей Викторович
01.06.2009, 10:48
Уважаемый г-н Специалист.
Вы наверно не правильно поняли. Речь в моем комментарии идет о консерватизме в проектировании судов, и какие необходимо государству создать мотивации, что бы судостроение ушло от этого.
Конечно, при существующих взаимодействиях в отрасли между ее субъектами мои предложения, мягко говоря, не уместны и не работоспособны. Но тогда надо смириться с существом дел и не говорить о консерватизме в проектировании, да и в целом в отрасли - консерватизм наш удел и плестись нам всегда в хвосте. А попытка борьбы с консерватизмом путем нигилизма сделанного без коренного изменения взаимоотношений – опасное явление и в первую очередь для судовладельцев, так как нет эффективного контроля обеспечения безопасности проекта, которые могут дать только экономические рычаги.
В цепочке экономических взаимоотношений – КБ (НИИ) – завод – судовладелец – только завод (как это необидно другим энтузиастам нашего дела) заинтересован в том, чтобы наше судостроение процветало, так как от этого зависит его благополучие. Судовладельцы, на худой конец, могут обратиться к другим (слава богу, есть куда), КБ и НИИ тоже могут предложить свои услуги другим странам, если те захотят, а вот заводу деваться не куда или надо бросать судостроение и выращивать шампиньоны в своих эллингах, или с потрохами продаться корейцам или японцам. далее...
-0+
#Петровский Геннадий
01.06.2009, 13:43
В статье правильно отражены причины отставания нашего судостроения от мирового уровня. Но существует ещё одна , на мой взгляд не менее важная проблема-это кадровый вопрос.
Хотел бы отметить, что существующий уровень выполнения работ на верфях Украины на несколько порядков выше уровня на верфях Китая. Судовладельцы, приобретая новые суда произведенные в Китае, в последствии сталкиваются с большим количеством разнообразных проблем и тем не менее спрос не падает. Имея практический опыт в судостроении, я вернулся с одной из верфей Китая после приёмки головного судна серии. Работы ведутся очень быстро, но без какой либо документации и при полном отсутствии специалистов и без контроля Регистра. Для дальнейшей безопасной эксплуатации эти суда требуют полной 100% проверки работоспособности и доработки всех систем и механизмов и приведение в рабочее состояние. При этом, учитывая качество материалов из которых всё изготовлено и не соблюдение технологий, срок службы этих судов очень мал.   далее...
-0+
#Климашевский Станислав Николаевич
04.07.2009, 14:22
Со статьёй согласен частично. Чувствуется с г-н профессор не знает советского судостроения по молодости и таботе в республиканском НИИ, слабо контактировавшим с отечественным судостроением.
1. Разработка проектов шла с  учётом зарубежного опыта. Это позволяло видеть перспективу и идти вперёд. Поэтому в СССР впервые в мире были построены сухогрузные суда с большим раскрытием грузовых люков, СВПЮ, СПК, экранопланы, атомные ледоколы и атомный лихтеровоз. В стране была налажены техническая информация, закупались сотни иностранных журналов, созданы отраслевые НИИ информации и экономики. Сейчас это всё разорено.
2. Проектирование начиналось на с Технического предложения, а с ТЭО, которое разрабатывал ЦНИИМФ  с участием ЦНИИ Крылова. На основе ТЭО разрабатывалось ТЗ, передаваемое проектировщику. Без таких ТЗ финны никогда не построили бы эффективные ледоколы и суда ледового плавания - Арктику и условия ледового плавания на знают. В настоящее время ТЭО не разрабатывают, поэтому проектанты "твюхивают" заказчику то, что им выгодно. Так и появились Азиподы на ледоколах и судах ледового плавания судоходные компании ещё с ними наплачутся. Также появился проект дизель-электрического ледокола 2600, дорогого т не надёжного. далее...
Свежие новости
В РРПК рассказали об условиях работы на супертраулерах
18:54 / пресс-релизы
рекламаПодписка 2025