Наши репортажи
Наши репортажи
Материалы корреспондентов портала

Отдать швартовы! Ледокол "Арктика" отправился в Мурманск

Санкт-Петербург, утро 22 сентября. Напряжение. Около проходной Балтийского завода собрались, кажется, все местные и федеральные СМИ. Ожидание. Холодно. Наконец, разрешают войти и на КПП спрашивают паспорт. Территория завода. Фотографировать можно... но не все. А совсем скоро ледокол "Арктика" отправится в свое последнее испытательное плавание до порта города Мурманск.
Вскоре журналистов разделили по командам и началась экскурсия. Первым делом в машинное отделение. Здесь нас встретил ГЭД – гребной электродвигатель 10 МВт мощности. На каждом из трех валов корабля их по два. На вид – железный короб, но на деле – серьезный агрегат, без которого на судне никак. Это ходовая. Во время испытаний с одним из ГЭДов приключилась небольшая техническая беда, но сейчас ситуация стабилизирована. Единственное – заказчику ФГУП "Атомфлот" ледокол планируется передать с ограничениями мощности на гребных валах до 50 МВт.

В ледокол такую технику устанавливают впервые. Питаются винты от двухреакторной энергетической установки РИТМ-200, конструкция которой всерьез отличается от тех, что используются на подводных лодках, старых крейсерах, ледоколах.

"Парогенераторы тут не в разветвленной форме, а заключены внутри реактора. За счет этого реактор получился компактный, но очень высокий: 8– 9 метров. Однако это хорошо, так как чем выше уровень реактора, тем выше уровень безопасности с точки зрения естественной регуляции воды", – поделился с "Корабел.ру" Александр Ванюшин, начальник отдела судовых ядерных энергетических установок Балтийского завода.
 
Проводы ледокола "Арктика" с Балтийского завода. / Корабел.ру

При работе над РИТМ-200 был учтен весь имеющийся опыт по эксплуатации ядерных реакторов, в том числе и авария на Чернобольской АЭС. Кстати, центр управления реактором, а именно его первым контуром, находится где-то в недрах судна и его точное местоположение не разглашается, чтобы условный противник не смог его поразить. Тут профессионалы следят за различными важными параметрами, которые даже самому пытливому журналисту остаются невдомек и после двух, трех, четырех вдумчивых объяснений.

Палуба. На первый взгляд все просто и понятно. Корреспонденты к этому времени основательно разбрелись по всему судну, и я, улучая возможность, свободно прогуливаюсь и фотографирую все, что кажется интересным. Спасательные шлюпки, мирно располагающиеся на своих местах, захватывающего вида надстройка с красивым лейблом "Росатома", обслуживающий персонал.

Удача! По пути попадается главный конструктор ледокола. Хочется выведать нечто такое, что больше никто не спрашивал. "Какая самая сложная задача вам выпадала за время работы над ледоколом?" – с надеждой вопрошаю я.

"Легких задач не было, были тяжелые", – отвечает главный конструктор ЦКБ "Айсберг" Владимир Воробьев, спокойно улыбаясь.
 
Владимир Воробьев, главный конструктор ЦКБ "Айсберг". / Корабел.ру

Что поделать? На то он и главный конструктор – человек с большой буквы, за плечами которого многолетний труд. Огромный опыт и мудрость выдают глаза и уверенность в плечах. Отправляюсь дальше исследовать судно.

Лестница, еще одна и еще одна. Наша группа оказывается на самом верху, на высоте 10 – 12 этажа. Примерно на этом уровне располагается рубка управления, их, кстати, у ледокола две – левая и правая. Благодаря такому решению, все отлично просматривается – будь то льдины, суда или какие-то иные помехи на воде. Вдалеке, на корме, виден краешек вертолетной площадки. Вдруг разносится сообщение через громкоговорители: "Представителей СМИ и персонал, не участвующих в переходе до Мурманска, просьба покинуть судно".

Собираемся. Наш сопровождающий делает небольшой незапланированный проход мимо лестницы ведущей вниз, и вдруг вместе с коллегой я оказываюсь на той самой вертолетной площадке, которую видел сверху. Интересно. Вот сюда при необходимости сможет приземлиться вертолет: прямая связь с внешним миром, а, возможно, и помощь.
 
Проводы ледокола "Арктика" с Балтийского завода. / Корабел.ру

Покидаем "Арктику", но трап не убирают: вскоре вскоре ожидается встреча с целой делегацией. Краткое затишье перед бурей, и все происходит, как было запланировано: напутственные слова ледоколу говорят генеральный директор Балтийского завода Алексей Кадилов, заместитель генерального директора и глава дирекции Северного морского пути Вячеслав Рукша, генеральный директор "Атомфлота" Мустафа Кашка, председатель совета директоров АО "ОСК" Георгий Полтавченко и генеральный директор ОСК Алексей Рахманов. Продолжается праздничная часть с поздравлениями трудового коллектива, взаимным обменом благодарностями, происходит освящение судна.
Проводы ледокола "Арктика" с Балтийского завода. / Фото: Корабел.ру


Еще 20 минут, после того, как два капитана взошли на палубу, и ледокол оттаскивают буксирами. Оказывается, прежде, чем "Арктика" сама даст разыграться своим винтам, ее необходимо отбуксировать за пределы города.

Кстати, о двух капитанах! Так как окончательная приемка судна еще не произведена, на судне есть сдаточная команда во главе с капитаном Олегом Щапиным, и непосредственный капитан атомного ледокола "Арктика" – Александр Спирин. Теперь атомоходу предстоит последнее испытание во льдах по пути на Мурманск. И вот тогда эта удивительная "машина" отправится служить, обеспечивая превосходство российских судов на Севере.
Проводы ледокола "Арктика" с Балтийского завода. / Фото: Корабел.ру

 



Комментарии   1.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Иванов Владимир Михайлович
23.09.2020, 13:11
Две ходовые рубки -это круто. Может быть это все таки правое и левое крылья ходовой рубки.
Свежие новости
рекламаПодписка 2025