С 19 по 21 мая в Москве прошел Международный Форум «Морская индустрия России» - мероприятие широко разрекламированное, к чему и мы приложили руку, и вызывавшее интерес у судостроительной общественности. И интерес этот понятен – организаторами выставки выступали Морская Коллегия при Правительстве РФ, Совет Федерации Федерального Собрания РФ, Российский союз промышленников и предпринимателей, Минтранс РФ, профильные Федеральные агентства и крупнейшие корпорации, включая ОСК.
Место проведения тоже вызывало уважение и говорило о высоком статусе мероприятия – Москва, Гостиный Двор. До Красной площади метров 300! Кроме того, само проведение форума в столице, в непосредственной близости от Кремля и Госдумы давало надежду на внимание к проблемам морской индустрии России со стороны властей и провозглашение того, что можно было бы назвать «Политика государства в области морской деятельности». К сожалению надежды оказались обмануты.
Все началось с того, что запланированное на 11 часов 30 минут открытие выставки без указания причины было перенесено на 12 часов. Анонсированные приветствия Сечина И.И., Шохина А.Н., Дмитриева В.А («Внешэкономбанк»), Олерского В.А. и Мантурова Д.В. не состоялись по причине их отсутствия. Хорошо выступил председатель Комиссии Совета Федерации по национальной морской политике адмирал Попов В.А., но это не смогло смягчить осадок от явного игнорирования мероприятия со стороны высоких «действующих лиц».
В каталоге форума заявлены экспозиции 138 участников, что для выставки такого уровня, конечно же, мало, ведь та же «Нева-2009» собрала более 600 фирм из 37 стран мира. В дополнение к этому еще и не все, заявленные в каталоге предприятия и средства массовой информации реально были представлены. По-моему их было не более 100, по крайней мере, пустых стендов, над которыми были лишь написаны названия организаций, было предостаточно.
Ну да ладно, в конце концов, форум это не столько презентации предприятий сколько выработка и формулирование основных направлений и тенденций, в нашем случае – развития морской индустрии России. И в этой связи я и многие коллеги возлагали особые надежды на то, что именно здесь можно будут услышать: куда и как планируется развивать Объединенную судостроительную корпорацию. Именно поэтому выступление вице-президента ОАО «ОСК» Мироненкова Д.Е., ответственного за гражданское судостроение, собрало практически полный зал слушателей. Доклад был хорошо подготовлен, насыщен слайдами и цифрами. Нам в очередной раз рассказали о том, что судостроение в России переживает затяжной кризис. Научно-технический задел, позволявший когда-то нашей стране называться морской державой, давно израсходован, активная часть основных фондов предприятий имеет износ до 80% и морально устарела, ощущается серьезный кадровый голод, производительность труда в 2,5 – 4 раза ниже чем развитых судостроительных странах, трудоемкость постройки судов в разы превышает принятую в мире, сроки строительства судов и цены на судостроительную продукцию неконкурентные. А вот что планируется делать, чтобы исправить все эти отставания, кто, как и когда будет это делать - не прозвучало! Ведь не за счет же создания структуры корпорации на основе модного сейчас кластерного принципа снизится трудоемкость и стоимость, появятся кадры и научно-технические разработки, достойные XXI века.
Опять звучали планы по строительству новых верфей, эскадр газовозов и супертанкеров, буровых платформ. Как будто сроки разработки Штокмановского месторождения не уходят вправо, объемы востребованности российских углеводородов на мировом рынке уже второй год не падают, не известно, что все разработки газа и нефти на нашем шельфе становятся окупаемыми при стоимости нефти более 100 USD за бочку, а востребованность того, что планировалось в 2006 – 2007 годах и прописано в Программах, не вызывает сомнения. В общем, опять какой-то набор заклинаний. А жаль, надеялись услышать программу действий.
Были конечно и другие выступления и презентации, но они собирали существенно меньшие аудитории и вызывали куда как меньший интерес. Наверное потому, что участники в общем-то знакомы друг с другом и ничего нового услышать не рассчитывали. А вот вопрос о деятельности ОСК интересует всех без исключения.
В общем назвать прошедший в Москве Международный Форум «Морская индустрия России» судьбоносным у меня не поворачивается язык.
Все началось с того, что запланированное на 11 часов 30 минут открытие выставки без указания причины было перенесено на 12 часов. Анонсированные приветствия Сечина И.И., Шохина А.Н., Дмитриева В.А («Внешэкономбанк»), Олерского В.А. и Мантурова Д.В. не состоялись по причине их отсутствия. Хорошо выступил председатель Комиссии Совета Федерации по национальной морской политике адмирал Попов В.А., но это не смогло смягчить осадок от явного игнорирования мероприятия со стороны высоких «действующих лиц».
В каталоге форума заявлены экспозиции 138 участников, что для выставки такого уровня, конечно же, мало, ведь та же «Нева-2009» собрала более 600 фирм из 37 стран мира. В дополнение к этому еще и не все, заявленные в каталоге предприятия и средства массовой информации реально были представлены. По-моему их было не более 100, по крайней мере, пустых стендов, над которыми были лишь написаны названия организаций, было предостаточно.
Ну да ладно, в конце концов, форум это не столько презентации предприятий сколько выработка и формулирование основных направлений и тенденций, в нашем случае – развития морской индустрии России. И в этой связи я и многие коллеги возлагали особые надежды на то, что именно здесь можно будут услышать: куда и как планируется развивать Объединенную судостроительную корпорацию. Именно поэтому выступление вице-президента ОАО «ОСК» Мироненкова Д.Е., ответственного за гражданское судостроение, собрало практически полный зал слушателей. Доклад был хорошо подготовлен, насыщен слайдами и цифрами. Нам в очередной раз рассказали о том, что судостроение в России переживает затяжной кризис. Научно-технический задел, позволявший когда-то нашей стране называться морской державой, давно израсходован, активная часть основных фондов предприятий имеет износ до 80% и морально устарела, ощущается серьезный кадровый голод, производительность труда в 2,5 – 4 раза ниже чем развитых судостроительных странах, трудоемкость постройки судов в разы превышает принятую в мире, сроки строительства судов и цены на судостроительную продукцию неконкурентные. А вот что планируется делать, чтобы исправить все эти отставания, кто, как и когда будет это делать - не прозвучало! Ведь не за счет же создания структуры корпорации на основе модного сейчас кластерного принципа снизится трудоемкость и стоимость, появятся кадры и научно-технические разработки, достойные XXI века.
Опять звучали планы по строительству новых верфей, эскадр газовозов и супертанкеров, буровых платформ. Как будто сроки разработки Штокмановского месторождения не уходят вправо, объемы востребованности российских углеводородов на мировом рынке уже второй год не падают, не известно, что все разработки газа и нефти на нашем шельфе становятся окупаемыми при стоимости нефти более 100 USD за бочку, а востребованность того, что планировалось в 2006 – 2007 годах и прописано в Программах, не вызывает сомнения. В общем, опять какой-то набор заклинаний. А жаль, надеялись услышать программу действий.
Были конечно и другие выступления и презентации, но они собирали существенно меньшие аудитории и вызывали куда как меньший интерес. Наверное потому, что участники в общем-то знакомы друг с другом и ничего нового услышать не рассчитывали. А вот вопрос о деятельности ОСК интересует всех без исключения.
В общем назвать прошедший в Москве Международный Форум «Морская индустрия России» судьбоносным у меня не поворачивается язык.