От главного редактора
От главного редактора
блог Николая Ивакина

Отчет о командировке в Москву

7 4841 2 мин
 С 19 по 21 мая в Москве прошел Международный Форум «Морская индустрия России» - мероприятие широко разрекламированное, к чему и мы приложили руку, и вызывавшее интерес у судостроительной общественности. И интерес этот понятен – организаторами выставки выступали Морская Коллегия при Правительстве РФ, Совет Федерации Федерального Собрания РФ, Российский союз промышленников и предпринимателей, Минтранс РФ, профильные Федеральные агентства и крупнейшие корпорации, включая ОСК.
Место проведения тоже вызывало уважение и говорило о высоком статусе мероприятия – Москва, Гостиный Двор. До Красной площади метров 300! Кроме того, само проведение форума в столице, в непосредственной близости от Кремля и Госдумы давало надежду на внимание к проблемам морской индустрии России со стороны властей и провозглашение того, что можно было бы назвать «Политика государства в области морской деятельности». К сожалению надежды оказались обмануты.
Все началось с того, что запланированное на 11 часов 30 минут открытие выставки без указания причины было перенесено на 12 часов. Анонсированные приветствия Сечина И.И., Шохина А.Н., Дмитриева В.А («Внешэкономбанк»), Олерского В.А. и Мантурова Д.В. не состоялись по причине их отсутствия. Хорошо выступил председатель Комиссии Совета Федерации по национальной морской политике адмирал Попов В.А., но это не смогло смягчить осадок от явного игнорирования мероприятия со стороны высоких «действующих лиц».
В каталоге форума заявлены экспозиции 138 участников, что для выставки такого уровня, конечно же, мало, ведь та же «Нева-2009» собрала более 600 фирм из 37 стран мира. В дополнение к этому еще и не все, заявленные в каталоге предприятия и средства массовой информации реально были представлены. По-моему их было не более 100, по крайней мере, пустых стендов, над которыми были лишь написаны названия организаций, было предостаточно.
Ну да ладно, в конце концов, форум это не столько презентации предприятий сколько выработка и формулирование основных направлений и тенденций, в нашем случае – развития морской индустрии России. И в этой связи я и многие коллеги возлагали особые надежды на то, что именно здесь можно будут услышать: куда и как планируется развивать Объединенную судостроительную корпорацию. Именно поэтому выступление вице-президента ОАО «ОСК» Мироненкова Д.Е., ответственного за гражданское судостроение, собрало практически полный зал слушателей. Доклад был хорошо подготовлен, насыщен слайдами и цифрами. Нам в очередной раз рассказали о том, что судостроение в России переживает затяжной кризис. Научно-технический задел, позволявший когда-то нашей стране называться морской державой, давно израсходован, активная часть основных фондов предприятий имеет износ до 80% и морально устарела, ощущается серьезный кадровый голод, производительность труда в 2,5 – 4 раза ниже чем развитых судостроительных странах, трудоемкость постройки судов в разы превышает принятую в мире, сроки строительства судов и цены на судостроительную продукцию неконкурентные. А вот что планируется делать, чтобы исправить все эти отставания, кто, как и когда будет это делать - не прозвучало! Ведь не за счет же создания структуры корпорации на основе модного сейчас кластерного принципа снизится трудоемкость и стоимость, появятся кадры и научно-технические разработки, достойные XXI века.
Опять звучали планы по строительству новых верфей, эскадр газовозов и супертанкеров, буровых платформ. Как будто сроки разработки Штокмановского месторождения не уходят вправо, объемы востребованности российских углеводородов на мировом рынке уже второй год не падают, не известно, что все разработки газа и нефти на нашем шельфе становятся окупаемыми при стоимости нефти более 100 USD за бочку, а востребованность того, что планировалось в 2006 – 2007 годах и прописано в Программах, не вызывает сомнения. В общем, опять какой-то набор заклинаний. А жаль, надеялись услышать программу действий.
Были конечно и другие выступления и презентации, но они собирали существенно меньшие аудитории и вызывали куда как меньший интерес. Наверное потому, что участники в общем-то знакомы друг с другом и ничего нового услышать не рассчитывали. А вот вопрос о деятельности ОСК интересует всех без исключения.
В общем назвать прошедший в Москве Международный Форум «Морская индустрия России» судьбоносным у меня не поворачивается язык. 



Комментарии   7.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Преснов Сергей Вячеславович
25.05.2010, 09:06
Николай Николаевич!
Полностью согласен с Вашим впечатлением от Международного форума «Морская индустрия России».
Об "ОСК"и говорилось уже много, тем не менее это еще "темная лошадка" в руководстве которой одни менеджеры, к великому сожалению которые не технари. Кто им план развития целой отрасли напишет?
Игнорирование мероприятия со стороны руководства Минтранса и политических деятелей характеризует их персональное отношение к данному форуму и поднятым на нем вопросам. Думаю, что Администрацией Президента будут сделаны соответствующие выводы по данным персонам.
-0+
#Пивкин Юрий Сергеевич
26.05.2010, 11:22
Мероприятие - обыкновенный пиар, сопутствующий распилу. Распил глобалный - и пиар глобальный (Москва, Кремль, правительство, ОСК, Газпром, шельф, суперверфи...). При этом, совершенно очевидно, что "эффективных" управленцев в ОСК  интересует не результат, а исключительно процесс. Самое главное, чтобы процесс этот был как можно длиннее во времени и жирнее в денежном выражении - тогда и жить они будут долго и счастливо.
-0+
#Климашевский Станислав Николаевич
26.05.2010, 15:29
Николай Николаевич, я разделяю Ваши страдания.
Источники существующего положения в отрасли известны - отсутствие заказов. Поэтому нет средств для развития новейших технологий. Отсюда - низкая производительность труда и высокая стоимость. Отсутствие выпуска продукции большими сериями или схожей по конструкции приводит к отсутствию выпуска стандартных модулей. Большая беда состоит также в том, что из-за малого количества заказов каждый завод старается выполнить все работы своими средствами - нет кооперации, которая позволяет существенно снизить стоимость и повысить производительность труда. А раз так, то заказы даже отечественных судовладельцев уходят за границу. Получается порочный круг. Разрубить его могло бы развитие отечественных судоходных компаний и военно-морского флота. Но тут или злая воля со стороны руководства страны или его дремучая некомпетентность. Пример того - заказ у французов пресловутых "Мистралей".
-0+
#Simonenko
27.05.2010, 15:28
Уважаемый г. Климашевский!
О каком отдельно взятом развитии "отечественных судоходных компаний и военно-морского флота" Вы говорите?
Вы думаете, что это отдельно существующие субъекты  в экономике? И выделив на их развитие средства, все будет хорошо?
Просто удивительно, почему давно известные вещи становятся новыми открытиями.
Почти любое производство в России является экономически неконкурентным по сравнению с зарубежными производителями.
Причины давно изложены во множестве документов.
Есть два варианта для России - сырьевой придаток при открытых границах, или коренным образом измененная (по
сравнению с текущей) политика, "закрывающая" границы (в экономическом смысле), вводящая жесткий валютный контроль и
собственную кредитно-денежную политику (которой нет в стране),создающая внутренние заказы для собственной
промышленности и т.д. и т.п.  
Реально в стране происходит первый вариант, а в СМИ - болтовня об "инновациях"  и т.п. для отвлечения внимания. далее...
-0+
#Yuri
27.05.2010, 20:00
может все же задаться вопросом - а что делать? ибо констатировать факты не нужно, это всем давно известно
-0+
#Simonenko
28.05.2010, 09:43
Варианта три:
1. Уйти от проблем и найти нишу для существования (сосуществования) - так делает большинство...
2. Активно участвовать в обличении существующей политики - так почти никто не делает...
3. Распространять знание - многие не знают и не понимают реальных причинно-следственных связей в
    экономике и политике - так делают некоторые, но их еще слишком мало.
 
Перемены происходят тогда, когда созревает критическая масса. Для этого нужен поток соответствующей информации...
-0+
#Михаил Кирилин
27.05.2010, 23:46
Отмеченное Николаем Николаевичем отсутствие на открытии конференции представителей Правительства высокого ранга повторилось отсутствием руководителей морской индустрии на "круглых столах", организованных 20 и 21  мая по очень актуальным для отрасли вопросам. Несмотря на активные призывы Генерального директора ЦНИИ "КУРС" Л.М.Клячко, модератора 2-х круглых столов, к выступающим освещать проблемные вопросы и высказывать конструктивные предложения, доклады , в основном, носили рекламный характер. Но для эффективности рекламных акций нужна аудитория, а среди участников "круглых столов" были только организаторы, докладчики и немногочисленные представители прессы. Особенно грустно выглядели представители иностранных компаний, которые, я полагаю, пожалели о потраченных средствах и времени.
Свежие новости
Итоги года корабелов 2024: Онежский судостроительно-судоремонтный завод
10:55 / виктория корабеловна
рекламаПодписка 2025