От замысла до исполнения. Подводим итоги МВМС-2021

Десятый Международный военно-морской салон (МВМС) завершил свою работу, и пора подводить итоги. А это множество проектов и экспонатов, 285 предприятий, делегации из 28 стран мира, огромный интерес к российскому оборонно-промышленному комплексу (ОПК), и новые, важнейшие договоры между предприятиями...

В этом году стендовая часть и часть, относящаяся к показу военной мощи, были разнесены по разным точкам: общение между компаниями протекало в конгрессно-выставочном центре EXPOFORUM, корабли расположились рядом с Васильевским островом. Однако ни это, ни даже меры по предотвращению распространения COVID-19 не помешали важнейшему мероприятию состояться.
 

Заместитель Председателя Правительства РФ Юрий Борисов / Фото: Корабел.ру

"Многие годы Международный военно-морской салон успешно служит укреплению дружеских связей, открытому, доброжелательному обмену опытом между представителями ведущих предприятий нашей страны и делегациями многих зарубежных государств. Его плодотворная созидательная деятельность неизменно способствует развитию деловых контактов, налаживанию взаимопонимания между странами и народами", – Заместитель Председателя Правительства РФ Юрий Борисов.

Главнокомандующий Военно-Морским Флотом России, адмирал Николай Евменов / Фото: Корабел.ру

"Салон объединяет сотни специалистов и экспертов военно-морской индустрии, позволяет ознакомиться с перспективными проектами отечественных судостроительных предприятий, подтверждая свой самый высокий статус в международной системе выставок вооружения и специальной техники", – Главнокомандующий Военно-Морским Флотом России, адмирал Николай Евменов.

Ключевые события на МВМС-2021

1. Во время пресс-конференции в "Интерфаксе" директор департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России Борис Кабаков отметил, что судостроение в России продолжает развиваться, несмотря на санкции и пандемию. На сегодняшний день в строительстве находятся суда и корабли на 3,4 триллиона рублей. Также он отметил, что в прошлом году была создана Корпорация морского приборостроения, принята стратегия развития судостроительной промышленности до 2035 года.
 

Директор департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России Борис Анатольевич Кабаков / Фото: "Интерфакс"


2. В ходе проведения выставки генеральный директор Северной верфи Игорь Орлов сказал, что многоцелевой корвет проекта 20350 "Ретивый" будет сдан в конце этого года, а "Всеволод Бобров", судно тылового обеспечения, уже в конце июля.

В пятницу ОДК и Северная верфь подписали договор на отгрузку ещё четырех дизель-газотурбинных агрегатов M55P.
 

ОДК и Северная верфь подписали договор на МВМС-2021/ Фото: Корабел.ру

"Россия обрела компетенции, которых ранее у неё не было, и теперь мы можем производить агрегаты для флота по полному жизненному циклу", - заметил по этому поводу заместитель генерального директора ОДК Виктор Поляков.

Заместитель генерального директора ОДК Виктор Поляков / Фото: Корабел.ру


3. Генеральный директор Адмиралтейских верфей Александр Бузаков заявил, что в 2022 году предприятие сдаст заказчику ледостойкую самодвижущуюся платформу "Северный полюс", а патрульный корабль "Иван Папанин" приступит к швартовым испытаниям. Спуск патрульного корабля "Николая Зубова" запланирован на третий квартал 2024 года.

Ещё одно безусловно важное событие – подписание трехстороннего соглашения по развитию производственной системы между ОСК, Адмиралтейскими верфями и "Армалитом". В подписании соответственно приняли участие Алексей Рахманов, Александр Бузаков, Александр Кузнецов.
 

Заключение соглашения о сотрудничестве / Фото: Пресс-служба "Адмиралтейские верфи"


4. Важный момент произошел ещё в самый первый день МВМС-2021: в ОСК подчеркнули, что посетителей их стенда весьма и весьма заинтересовали подводные лодки. На выставке были представлены макеты проектов 877ЭКМ и 636, "Амур-950" и "Амур-1650", "Пиранья-Т", "Сервал".


5. Вице-президент по военному кораблестроению ОСК Владимир Коралев отметил, что ремонт и модернизация "Адмирала Кузнецова" завершится в 2023 году. В этом же году авианосец запланировано вернуть ВМФ России.


6. Впервые был представлен проект круизного судна 17400, предназначенного для эксплуатации на реках. Автор проекта – Зеленодольское проектно-конструкторское бюро.

7. Генеральный директор Прибалтийского судостроительного завода "Янтарь" сказал, что в конце года ожидается проведение испытаний и передача заказчику "Воеводы" – судна аварийно-спасательных работ проекта 23700. Также в планах к ноябрю завершить модернизацию и передать заказчику океанографическое судно проекта 02670 "Евгений Горигледжан"; завершить ремонт и передать Балтийскому флоту сторожевой корабль проекта 11540 "Неустрашимый".
 

Сторожевой корабль "Неустрашимый" / Фото: Минобороны РФ



Стенды – EXPOFORUM

В первую очередь хотелось бы отметить многообразие и содержательность стендов. Как и всегда, компании не просто показывали свои возможности, а старались презентовать последние достижения. Отдельного внимания, конечно, заслуживает площадка ОСК, где были представлены новейшие и лучшие проекты, в чем мог убедиться любой участник салона.
 

Стенд ОСК / Фото: Корабел.ру


Не будем выделять какой-то отдельный корабль или какое-то судно, как превосходящие другие, однако обратим внимание на довольно-таки интересный современный проект "Сервал". Эта известная подводная лодка, как нам удалось выяснить, привлекла на МВМС-2021 к себе немало внимания.

"Это экспортное исполнение. Уникальными тут являются воздухонезависимая главная энергетическая установка на базе газовых турбин, работающих по замкнутому циклу, внутри прочного корпуса нет ни одной единицы оружия. Подводную лодку отличают относительно небольшие размерения, водоизмещение, малый экипаж и высокая степень автоматизации", – ведущий конструктор АО "Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения "Малахит" Игорь Караваев.

Ведущий конструктор АО "Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения "Малахит" Игорь Караваев/ Фото: Корабел.ру


Также наш собеседник отметил, что "Сервал" в первую очередь пойдет на экспорт в те страны, которые подводная лодка устроит. А не устроить она может тем, что "Сервалов" в нашем флоте пока что нет, соответственно, нельзя точно сказать, какой получится боевая машина на выходе. Она довольно-таки дорогая, так как новая, и тут применено множество опытно-конструкторских работ, которые и повышают её стоимость. Проще говоря, – первыми оплачивать затратное, хотя и необходимое, изделие никто не хочет.

Ещё ряд проектов, мимо которых мы не могли пройти, принадлежат ЦКБ МТ "Рубин". Привлекли они нас своей гражданской составляющей, что, кстати, на МВМС-2021 не редкость. И это хорошо. Потенциальные заказчики могут видеть, что не единым военно-морским флотом славится Россия.

Тут обратим внимание на не менее известный подводный аппарат "Витязь", который год назад совершил погружение в Марианскую впадину.

"Витязь погрузился до дна и достиг глубины 10 028 метров. При этом аппарат снимал фото и видео, работал гидролокаторами бокового обзора, получив картинку карты дна. Всего таких аппаратов два, а сам проект – демонстратор технологии. На этих подводных судах опробованы и разработаны технические решения, которые теперь портируются на аппараты нашего производства меньших размеров и предназначенных для меньших глубин", – ведущий конструктор АО "Центральное конструкторское бюро морской техники "Рубин" Павел Клочков.

Ведущий конструктор АО "Центральное конструкторское бюро морской техники "Рубин" Павел Клочков/ Фото: Корабел.ру


Одно гражданское судно, обойти стороной которое просто было нельзя, расположилось сразу на нескольких стендах. Даем подсказку – это мощное судно, это атомное судно, под него отдельно разрабатывался ядерный реактор, и оно способно ходить во льдах до 4-х метров. Правильно – это атомоход "Россия" проекта 10510 "Лидер".
 

Ледокол "Лидер" / Фото: Корабел.ру


Закладная доска у атомного ледокола все еще не появилась, зато по всем фронтам идет подготовка к его строительству. Так на стенде Крыловского государственного научного центра можно было найти макет управления двигателями.
 

Управление двигателями ледокола "Лидер" / Фото: Корабел.ру


Наш корреспондент лично сперва поддал оборотов будущему ледоколу, а потом даже опробовал задний ход. На деле, конечно, ничего никуда не отправилось, но ощущения были приятными.
 

Рычаги управления двигателями ледокола "Лидер"/ Фото: Корабел.ру


Кстати, отдельного внимания на стенде Крыловского государственного научного центра заслуживает отечественный ВРК. Это, как и появление собственных дизель-газотурбинных агрегатов силами ОДК, можно считать ключевым событием отрасли.
 

ВРК / Фото: Корабел.ру


Но вернемся к атомному ледоколу и подойдем к стенду ЦНИИ КМ "Прометей".
 

Стенд ЦНИИ КМ "Прометей"/ Фото: Корабел.ру

"Прометею" очень бы хотелось, чтобы "Лидер" был лидером не только по названию. На наш взгляд в него необходимо внедрить все новейшие технологии, обеспечивающие максимально долгую, надежную, безопасную эксплуатацию судна. О чем конкретно речь? Любой ледокол, из какой бы крепкой стали не был создан, подвержен коррозии, и наиболее активно корродирует та часть (носовая), которой ледокол наваливается на лёд. Опыт эксплуатации большого числа ледоколов показывает, что довольно быстро, за несколько сезонов, там появляется губчатая поверхность, и 25–30% энергии ледокол начинает тратить на то, чтобы просто вот этой теркой забираться на льдины", – ведущий специалист по связям с общественностью ФГУП НИЦ "Курчатовский институт" – ЦНИИ КМ "Прометей" Александр Пылаев.

Ведущий специалист по связям с общественностью ФГУП НИЦ "Курчатовский институт" – ЦНИИ КМ "Прометей" Александр Пылаев / Фото: Корабел.ру


Для решения этой проблемы "Прометей" разработал специальную технологию, по которой на корпус подается электрический разряд противоположный тому, что воздействует на него снаружи и вызывает коррозию. Также предприятие освоило технологию использования плакированной стали, которая не корродирует и дает более качественный эффект скольжения по льду.
 

Пример плакированной стали вместе с макетом ледокола "Лидер" / Фото: Корабел.ру


Двигаемся дальше. Среди известных судостроительных предприятий остановимся на АО "ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева". СПК на сегодняшний день вызывают множество обсуждений и споров по поводу их необходимости и целесообразности. Однако это очень красивые суда, а в некоторых регионах нашей страны – необходимые. Также АО "ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева" представили на выставке экраноплан.
 

Модель экраноплана / Фото: Корабел.ру


Отдельно хочется отметить Судостроительную Корпорацию "Ак Барс". Динамично развивающееся предприятие на МВМС-2021 даже устроило награждение своих поставщиков, чему они, кстати, были весьма рады. Компания на стенде представила свои лучшие разработки и проекты.
 

Награждение лучших поставщиков от "Ак Барс" / Фото: Корабел.ру

"Во-первых, я бы хотел поблагодарить организаторов салона. Нам, промышленникам, выставка дает возможность раскрыться, рассказать, что у нас нового, интересного. На МВМС мы сделали упор как на военное, так и на гражданское направления. Корпорация выходит на новый уровень. Мы предлагаем решения от идеи до её реализации", – Генеральный директор АО "Судостроительная Корпорация "Ак Барс" Ренат Мистахов

"Ак Барс" награждает "ВНИИР-Прогресс"/ Фото: Корабел.ру


Среди наиболее привлекательных гражданских судов предприятия выделяется круизное судно проекта 17400, у которого к концу года может появиться реальный заказчик. Также внимания заслуживают прогулочно-экскурсионное судно "Чайка-СПГ" на сжиженном газе, СПК "Метеор-2020", судно глиссирующего типа проекта А-145.
 

Макет "Метеора-2020" / Фото: Корабел.ру


Подходим к стенду ПАО "Судоремонтно-судостроительная корпорация" (ССК). Это предприятие издревле славится своими причалами, плавучими доками, а сейчас тут ещё строят и земснаряды.
 

Модель земснаряда проекта RDB 6642 : Корабел.ру


На данный момент ССК работает над тяжелым железобетонным причалом проекта 16181, а также строит два железобетонных причала проекта 842М. Нам удалось выяснить, что предприятие продолжает строить два землесоса. 

"С 2007 года мы участвуем в Международных военно-морских салонах, и задача нашего участия – имиджевая. У нас довольно специфичная продукция и достаточно ограниченный круг заказчиков. Это Минобороны, ФСБ, пограничные службы. Поэтому мы больше приезжаем напомнить о себе, пообщаться с коллегами, партнерами, заказчиками", – заместитель генерального директора по общим вопросам ОАО "Судоремонтно-судостроительной корпорации" Сергей Молодцов.

Заместитель генерального директора по общим вопросам ОАО "Судоремонтно-судостроительной корпорации" Сергей Молодцов / Фото: Корабел.ру


Однако не только кораблями и судами был интересен МВМС-2021, но всем тем необходимым набором комплектующих, которые представляли как известные, так и только входящие в отрасль компании.

Буквально в двух шагах от ССК расположился стенд ПАО "Звезда". Как и следовало ожидать, предприятие представляло серийную продукцию и перспективные разработки как для военно-морского, так и для гражданского флота, в том числе дизельные двигатели и дизель-генераторы для судовых энергетических установок, результаты работы по модернизации семейства двигателей размерности ЧН16/17 и новое поколение судовых редукторных передач.
 

Моедль двигателя, произведенного ПАО "Звезда" / Фото: Корабел.ру


Свою инновационную разработку презентовала компания "Армалит". Специально для нашего издания коммерческий директор предприятия Евгений Коптяев рассказал и показал, как она работает.

"Это – дисковые затворы с цифровым электроприводом, который позволяет снимать более 100 различных характеристик, и за счет этого управлять системами корабля, судна по определенным алгоритмам. При этом изделия встраиваются в систему управления, что обеспечивает сокращение численности экипажа и упрощение управлением этими системами".

Также Евгений Коптяев рассказал о преимуществах комплексных поставок судового оборудования от АО "Армалит", которые, вкупе с применением инновационных разработок компании, позволят снизить затраты на строительство и эксплуатацию кораблей и судов, сократить сроки строительства.
 

Коммерческий директор АО "Армалит" Евгений Коптяев / Фото: Корабел.ру


Отметит АО "ЛГМ". Их специальные насосы и системы на выставке пользовались большим спросом.

"Я считаю, что салон удался. Мы в тренде того, что строится. Все судостроители приехали, главные проектанты, и все посетили наш стенд, увидели, что мы развиваемся, у нас есть новые идеи, которые они смогут применять при проектировании и строительстве кораблей", – генеральный директор АО "ЛГМ" Роман Пыхтин.

Генеральный директор АО "ЛГМ" Роман Пыхтин / Фото: Корабел.ру


Кроме военных разработок ЛГМ, как и многие участники, презентовали и гражданские модели своей продукции. Весьма интересной нам показалась разработка насоса для судов, созданная на базе военной разработки НЦВ 80-х годов. Насос примечателен тем, что у него облегченная конструкция, его стало легче обслуживать и чинить, уменьшилась стоимость. Для насоса использовался самый обычный ГОСТовский двигатель, который можно купить в любом порту, магазине.
 

Электронасос АНЦВ 160/100 / Фото: Корабел.ру


Несмотря на то, что мы в основном сосредоточены на гражданской продукции, на МВМС-2021, конечно же, было множество самых интересных макетов военной техники и вооружения и даже непосредственно винтовки, автоматы, помповые ружья.
 

"Пальма" / Фото: Корабел.ру


Однако, это всё-таки не наша ключевая тема, зато пройти мимо стенда "Авроры" просто невозможно. Здесь был представлен и автономный необитаемый подводный аппарат "РИФ", и мостиковая система, подобную которой, кстати, порой устанавливают и на траулеры.
 

Фото: Корабел.ру


Основной особенностью мостика оказалось необычное кресло, способное по направляющей пододвигаться и отодвигаться от панелей управления, держать удар, и в целом облегчать управление судном.

"Аврора", мостик / Фото: АО "Коцерн НПО "Аврора"


А если присмотреться повнимательнее к мостику, то выяснится, что он начинен ничем иным, как оборудованием различных компаний, в том числе представленных на МВМС-2021. С одним из таких предприятий "Океанприбор" у нас получилась довольно-таки содержательная беседа.
 

"Океанприбор" / Фото: Корабел.ру


Сегодня компания выходит на рынок с рядом предложений для гражданской отрасли, среди которых сейсмические косы для сейсморазведки (входит в программу импортозамещения), специальная разработка для рыборазведения, поисково-исследовательские гидроакустические системы на базе АНПА.
 

АО "Концерн "Моринформсистема-Агат" / Фото: Корабел.ру


Отметим, что "Океанприбор" входит в состав Копорации морского приборостроения (КМП), в свою очередь компании, являющиеся её частью, вносят большой вклад в развитие судостроительной отрасли. Одна из таких компаний "Концерн "Моринформсистема-Агат" на выставке представила собственную разработку Системы обеспечения безопасности судоходства (СОБС), внедрение которой однозначно станет значимым событием для судоходства. Также из гражданской продукции предприятие представило Речную информационную службу предоставления путевой информации "П-РИС", Систему общего контроля, регулирования и автоматизации на транспорте "С.О.К.Р.А.Т.", и некоторые другие разработки.
 

СОБС / Фото: Корабел.ру


Весьма интересный стенд был представлен Троицким крановым заводом. Здесь, что называется, в реальном времени, можно было увидеть разработки, которые выполняли простые задачи.

"Мы уже третий раз участвует на Международном военно-морском салоне, и результаты нашего участия всегда крайне плодотворны. О результатах пока рано говорить, но я очень надеюсь, что наши передовые разработки заметят потенциальные заказчики. Мы работаем как в области общепромышленной продукции, так и палубного оборудования. За моей спиной расположилась механическая модель, на которой мы испытываем алгоритмы управления устройством передачи грузов в море для судов, идущих параллельным курсом", – заместитель начальника отдела судового оборудования Троицкого кранового завода Евгений Кудрин.

Заместитель начальника отдела судового оборудования Троицкого кранового завода Евгений Кудрин / Фото: Корабел.ру


Ещё одна интересная и перспективная компания – "Веза", производящая продукцию для атомной промышленности, нефтегазового сектора, добывающей индустрии, и конечно, для морской отрасли. Основное направление её деятельности – разработка, изготовление и реализация вентиляционного оборудования и климатической техники.
 

"Веза" / Фото: Корабел.ру

"На эту выставку мы впервые привезли специальное антиобледенительное устройство. Его задача – защита вентиляционных шахт, выходов на нефтяных платформах, кораблях, в частности, устройство поставлялось для ледоколов", – технический директор ОП "ВЕЗА-Юг" Андрей Кудрявцев.

Технический директор ОП "ВЕЗА-Юг" Андрей Кудрявцев / Фото: Корабел.ру


Переходим к такой составляющей, как кабеля. Собственно, любое судно, корабль – дом, в котором необходимо все от лампочки до туалета. Однако ОКБ КП заинтересовало нас тем, что морская отрасль – не их основной вид деятельности. Исторически так сложилось, что это предприятие больше работало под нужды космических аппаратов, и вот теперь выходит на иной рынок, но выходит подготовленной, с качественной продукцией. ОКБ КП представилосерию герметизированных и негерметизированных кабелей.
 

ОКБ КП / Фото: Корабел.ру

"На салоне нам очень комфортно, много хороших вопросов задают, интересуются продукцией. Сейчас предприятие работает над огнестойкими проводами, способными держать открытое пламя в течение пяти минут. Все это делается с применением российских материалов как для гражданского, так и для военного направления", – директор по маркетингу и развитию ОКБ КП Александр Глушенков.

Директор по маркетингу и развитию ОКБ КП Александр Глушенков / Фото: Корабел.ру


Завершая репортаж, остановимся на материалах. В фокусе Научно-исследовательский институт резиновых покрытий и изделий. Предприятие с богатой историей, берущее свое начало в 1958 году, смогло не только сохранить компетенции, но и приумножить их. На МВМС-2021 компания представила уникальную разработку – спасательный гидротермокостюм "Арктика" и систему пожаротушения тонкораспыленной водой высокого давления "Ладога".
 

Гидротермокостюм "Арктика" / Фото: Корабел.ру


Об "Арктике" хочется сказать, что это по-настоящему "живучий" гидротермокостюм, в котором человек может продержаться в экстремальных температурных условиях не менее шести часов. В основе его заложен такой теплозащитный материал, как неопрен, внешняя сторона которого покрыта специальным эластичным мембранным материалом, обладающим ветрозащитными и водоотталкивающими свойствами.

Заключение

Вклад каждой компании в МВМС-2021 неоценим. Мы постарались в нашем репортаже представить ключевые события, наиболее яркие проекты и разработки, а также предприятия, не всегда попадающие в широкий фокус внимания, а ещё – наших коллег и товарищей в этом непростом деле – судостроения.

Всем желаем отличного настроения и самых высоких достижений. До новых встреч!

P.S. По этой ссылке можно посмотреть видеоверсию репортажа. 


Подписаться



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости