– Расскажите об истории компании. Как она появилась, и чем занимаетесь?
– Компания "Е8" появилась в 2011 году. Мы начинали с поставок запасных частей для теплообменного оборудования. Дальше мы провели ряд сервисных работ на теплообменниках импортного производства, таких как "Альфа Лаваль", "Геа", которые были установлены в Москве в тепловых пунктах.
Производство наших теплообменников находится в городе Одинцово, Московская область. Предприятие "Е8" занимается разработкой и производством разборных пластинчатых теплообменников. А также с 2022 года мы начали заниматься разработкой установок различного применения на базе разборных пластинчатых теплообменников, таких как пищевые установки и блочные тепловые пункты.
– Получается, вы работаете не только с судостроительной отраслью?
– Да, судостроительная отрасль с точки зрения применения теплообменного оборудования достаточно узкая, специфическая. Более широкий рынок для нас – это, например, пищевые производства: масложировая отрасль, сахарная, металлургические производства, различные металлургические комбинаты, которые являются нашими клиентами, и прочие виды индустриальных производств. Также мы работаем и в коммунальной промышленности.
– Расскажите, в чем особенность и преимущество вашей продукции?
– С точки зрения продукции наше преимущество в том, что у нас сейчас достаточно широкая теплоразмерная линейка пластин, и мы можем изготовить теплообменник на базе практически любой пластины на замену существующего оборудования. Например, если у заказчика есть на замену старый европейский теплообменник, и он нуждается в ремонте, то мы можем сделать теплообменник "Е8" таким образом, чтобы можно было старый теплообменник заменить на новый без переобвязки трубопроводов, т.е. без сварных работ. Что особенно актуально в условиях, например, готового судна либо индустриального производства, если более широко смотреть на этот вопрос.
– Что представляете для судостроительной отрасли?
– Для судостроительной отрасли мы предоставляем пластинчатые теплообменники. Данное оборудование достаточно широко используется в сфере судостроения и играет важную роль в бесперебойной работе морских судов и жизнеобеспечения команды корабля. Теплообменники применяются для охлаждения масла в основном силовом агрегате, как правило, это дизель, и в качестве центрального охладителя. Это позволяет всем системам эффективно и бесперебойно работать с рабочими средами корабля, например, с морской водой либо с пропилен и этиленгликолями, а также с моторными маслами. Конкретно эти теплообменники используются в качестве центрального охлаждения, охлаждения смазочных материалов, двигателей, трансмиссионного масла, подогрева тяжелого топлива, подогрева морской воды на опреснительных установках, конденсации пара.
В зависимости от применения еще может быть нефтяное применение, т.е. нагревание тяжелых фракций нефти смазочных масел. Это зависит от типа судна и от его применения. Но на большинстве судов теплообменники используются как минимум в качестве охладителей основного дизеля. Такие теплообменники изготавливаются, как правило, с титановыми пластинами. Потому что морская вода соленая, а с точки зрения коррозионной устойчивости материалом, подходящим для этих целей, является титан.
– Насколько ваше оборудование экологично?
– Теплообменник с точки зрения самого оборудования, устройство достаточно простое, в нем нет подвижных частей, он собирается и работает за счет того, что две среды обмениваются друг с другом теплом через рабочую поверхность пластины. Т.е. тепло передается от горячей среды холодной через поверхность пластины. В работе он не выделяет каких-либо веществ, дымов, газов. Он безопасен для окружающей среды.
– Расскажите на каких судах уже установлены ваши теплообменники?
– Наши теплообменники установлены на НИСе "Бавенит", которое принадлежит "Росгеологии", а конкретно его подразделению "Арктические морские инженерно-геологические экспедиции". На данном судне установлены наши теплообменники в качестве центрального охлаждения трансмиссионного смазочного компрессорного масла, а также главного и вспомогательного двигателей.
Кроме того, оборудование производства компании "Е8" установлено на судне "Петропавловск" в качестве центрального охлаждения двигателей трансмиссионного масла. Помимо этого, "Дамен Инжиниринг" является одним из наших клиентов, мы участвуем в строительстве краболовных судов проекта 5712. На судах установлены девять теплообменников на титановых пластинах для подогрева морской воды на опреснительных установках для первичной термической обработки крабов после вылова.
Помимо этого, два пластинчатых охладителя на титановых пластинах производства "Е8" установлены на морском буксире "Балхан". На судах "Юрий Аршеневский" и "Капитан Данилкин" был реализован проект, где мы заменили теплообменники компании "Альфа Лаваль" на наши без переобвязки трубопроводов, собрав их непосредственно на судне.
Еще можно привести в пример судно "Дунай". Там установлен пластинчатый теплообменник для охлаждения двигателя морской водой.
ЗАО "Курильский рыбак" – пакет пластин на РПТО ДУ 350. Клиент использовал теплообменник импортного производства, мы смогли подобрать пластины собственного производства, полностью идентичные по всем параметрам. Теплообменник вырабатывает чистый белок из рыбных отходов.
– А кто занимается разработкой и проектированием оборудования?
– У нас в компании инженерно-конструкторский состав выглядит следующим образом: есть инженерный отдел, который занимается расчетом оборудования на конкретное техническое задание заказчика. Конструкторский отдел, в свою очередь, подключается на том этапе, когда теплообменник реализован в качестве проекта. Далее идет проектирование производственной части теплообменного аппарата. Таким образом, мы вопросы с инжинирингом и производством закрываем двумя отделами: инженерным и конструкторским.
– А сколько человек работает в этих отделах?
– На сегодняшний день в инженерном отделе работает семь человек. В конструкторском отделе – шесть человек. Общий штат компании – около 100 человек.
– Расскажите о производственных мощностях вашей компании.
– У компании в собственности сборочный цех площадью 1500 м2. Эта производственная площадь разбита на зону складского хранения, где хранятся запасные части, пластины и уплотнения для сборки, и непосредственно сборочную зону с кран-балкой, где мы собираем теплообменник в виде готового изделия и отгружаем клиенту.
Также у нас есть контрактные производства, которые по нашим заказам изготавливают те или иные части теплообменного оборудования. Некоторые из них локализованы в России, наши партнеры. Другие локализованы за рубежом. Работа в таком ключе позволяет конечному заказчику обеспечить качественную сборку оборудования и приемку инспектором для прохождения сертификации по требованиям морского регистра.
– Расскажите как повлияли на вашу компанию санкции, введенные после 24 февраля?
– Опыт последних лет показывает, что любые изменения такого рода в мире влияют на нас только положительно. Мы успешно прошли несколько волн пандемии. А ситуация с 24 февраля для нас обернулась крайне положительно, потому что не секрет, что на судах достаточно много европейского оборудования. И эти европейские компании, такие как "Альфа Лаваль", они практически прекратили свою работу. Это позволило нашей компании полностью заместить европейские, за этот год мы выросли практически в два раза. И надеемся на дальнейший рост. Но хотелось бы, конечно, расти и в мирное время.
– Расскажите от чего зависит стоимость производимого вами оборудования?
– Стоимость оборудования зависит от его серийности, и насколько оптимизирована его входная цена. Где-то у нас на серийных теплообменниках уже идут порядка 20-30 модификаций, а вместе с тем идет оптимизация стоимости. Чем больше и чаще мы производим какой-то вид оборудования, тем ниже его себестоимость и тем быстрее сроки производства. Если мы говорим о вновь производимом оборудовании, например, когда мы в Мурманске собирали титановый охладитель главного двигателя забортной водой на судах "Юрий Аршеневский" и "Капитан Данилкин", то там это оборудование фактически было спроектировано с нуля.
– Как у вас обстоят дела с кадрами?
– Кадровый вопрос всегда достаточно важный и определяющий развитие компании. Если посмотреть на срез этого года (2022), то после закрытия многих европейских компаний часть квалифицированных специалистов оттуда перешли в к нам. По суди, за этот год мы кадрово выросли. Тот год мы заканчивали – у нас был штат порядка 60-65 человек, а в этом году наш штат составляет около 100 человек. Мы выросли почти в два раза.
– А как привлекаете новых сотрудников?
– Мы привлекаем сотрудников прежде всего, что называется, по смыслу. "Е8" дает возможность для развития и роста в компании, которая является российским производителем. Наша компания не похожа на другие, мы привлекаем новых специалистов своими амбициозными целями, своей порядочностью, желанием расти, не стоять на месте и развиваться.
– А сейчас вам нужны какие-то специалисты?
– Специалисты нам нужны всегда, в частности, в данный момент мы увеличили количество отделов продаж до пяти. И мы ищем специалистов по продажам в эти отделы. Хотим еще за год порядка десяти человек привлечь в продажи, и еще, я думаю, порядка 10-20 человек в другие отделы компании.