реклама
Северный вестник
Блог Олега Кулешова

От "Стерегущего" к "Меркурию": все о корветах проекта 20380 и их модификациях

Медленно, но верно корветы проекта 20380 пополняют российский флот. Планируется, что именно они станут основой ВМФ в ближней морской зоне. Сколько кораблей уже построено, кто поступит в состав флота в ближайшие годы - вы узнаете из нашего материала.

12 марта на судостроительном заводе "Северная верфь" в Санкт-Петербурге состоялась торжественная церемония спуска на воду нового корвета проекта 20380 конструкторского бюро "Алмаз", получившего наименование "Ретивый". Планируется, что уже в конце 2020 года он приступит к швартовным испытаниям, в 2021 году выполнит этап заводских и государственных испытаний, а затем вступит в состав Черноморского флота.

Нельзя сказать, что новый корабль усилит состав Черноморского флота, так как в начале 2020 года из состава ЧФ был исключен большой противолодочный корабль "Керчь", "Сметливый" переоборудуется в музей, а сторожевики "Ладный" и "Пытливый" следующие в очереди на списание. Но и нельзя сказать, что все плохо - "Ретивый", а затем и следующие корабли проекта 20380, которые предназначены для ЧФ, должны исправить ситуацию.
 

Корабел.ру


РАЗРАБОТКА


"Ретивый" - малый сторожевой корабль, то есть - корвет. Планируется, что именно этот тип кораблей должен стать основой ВМФ России в ближней морской зоне. В настоящее время в составе флота 6 представителей проекта 20380, четыре из них построены на заводе "Северная верфь" ("Стерегущий", "Сообразительный", "Бойкий" и "Стойкий"), остальные - на Амурском судостроительном заводе ("Совершенный" и "Громкий"). Также на петербургском заводе строится два корабля модифицированного проекта 20385 ("Гремящий" и "Проворный") и проекта 20386 ("Меркурий").

Считается, что разработка проекта 20380 была начата из-за трудностей со строительством "Новика" - головного корабля проекта 12441 КБ "Алмаз", который был заложен на стапеле завода "Янтарь" в 1997 году. Он имел слишком малые размеры для полноценного СКР океанской зоны и был слишком крупным для прибрежной зоны. Поэтому после окончания разработки техпроекта нового корвета, а затем и его закладки в 2001 году, постройка "Новика" была прекращена. 
 

СКР "Новик" проекта 12441 / "Википедия"


Постройка головного корабля проекта 20380 началась в 2001 году на "Северной верфи", затем заложили еще три, а в 2006 году к созданию корветов нового типа подключился АСЗ.
 

ГЭУ


Если говорить про главную энергетическую установку корветов, то она представляет собой двухвальную дизельную установку, состоящую из двух дизель-дизельных агрегатов ДДА12000, созданных совместно специалистами Коломенского завода и завода "Звезда". Каждый агрегат состоит из двух дизелей 16Д49 и реверс-редукторного агрегата.

За счет уменьшения уровня шумов механизмов его ГЭУ, была снижена заметность корабля в гидроакустическом диапазоне - впервые в практике российского судостроения на надводном корабле применили технологии, отработанные ранее на российских атомных подлодках четвертого поколения. 
 

ВООРУЖЕНИЕ
 

Корабли оснащены противокорабельным ракетным комплексом "Уран" в составе двух четырехконтейнерных наклонных пусковых установок с боекомплектом из 8 противокорабельных ракет. На головных кораблях противовоздушная оборона корабля состоит из зенитного ракетного-артиллерийского комплекса "Кортик-М" и переносных ЗРК "Игла", а также двух артустановок АК-630М. На серийных вместо "Кортика-М" установлен "ЗРК "Редут". Артиллерия представлена 100-мм артустановкой А-190.

Особенностью проекта стало противоторпедное вооружение: впервые в мире на корабль были установлена противоторпедная защита, в которую входят антиторпеды, с рубежом перехвата в 1400 метров.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ ПРОЕКТА

1. "Стерегущий" (проект 20380)

Закладка головного корабля серии состоялась 2 декабря 2001 года, спуск на воду - в 2006 году. В 2007 году корвет был впервые представлен широкой общественности на III Международном военно-морском салоне под своим экспортным шифром "Тигр". Спустя год, 28 февраля 2008 года, на корабле был поднят военно-морской флаг.

За время своей службы неоднократно принимал участие в флотских учениях, в том числе международных. До 2014 года был частым гостям с дружескими визитами в западных странах (Франция, Голландия, Бельгия и Швеция).
 

Несколько дней назад "Стерегущий", вместе со своим "младшим братом" "Сообразительным" выполнял задачи дальнего похода в северо-восточной части Атлантики. Как сообщала пресс-служба Балтийского флота, корветы отработали совместный поиск, обнаружение и уничтожение подводной лодки условного противника, а также провели тренировки по отражению воздушного нападения с различных высот и направлений.

2. "Сообразительный" (проект 20380)

Первый серийный корабль проекта 20380 был заложен на стапеле "Северной верфи" в мае 2003 года. Спущен на воду в марте 2010 года, а в октябре 2011 года был передан Балтийскому флоту. По данным газеты "Известия" стоимость корвета составила 10 млрд рублей.

В 2012 году корвету было присвоено почетное звание "гвардейский". Оно было унаследовано от одноименных предшественников корабля в ВМФ СССР: БПК проекта 61 и эсминца проекта 7-У, которому было присвоено это звание во время Великой Отечественной войны, а его матрос Герой Советского Союза старший матрос Валентин Ходырев был навечно зачислен в состав экипажа, в том числе и нового корвета.

В марте 2020 года корвет принял участие в учениях в северо-восточной части Атлантики, а в прошлом году, совместно с корветом "Бойкий", осуществлял сопровождение американских эсминцев "Грейвли" и "Портер", которые находились в акватории Балтики.
 

Корвет "Сообразительный" / Министерство обороны РФ

3. "Бойкий" (проект 20380)

Корвет "Бойкий" был заложен на стапеле "Северной верфи" в июле 2005 года. Спущен на воду в апреле 2011 года, а в мае 2013 года был передан Балтийскому флоту. По данным газеты "Известия", стоимость корвета составила 10 млрд рублей.

В начале марта 2020 года корвет вместе с десантными кораблями "Калининград" и "Минск" принял участие в маневрах, во время которых были успешно выполнены артиллерийские стрельбы по надводным целям и средствам воздушного нападения условного противника в акватории Балтийского моря.
 

Корвет "Бойкий" / пресс-служба ЗВО по Балтийскому флоту

4. "Стойкий" (проект 20380)

Корвет "Стойкий" был заложен на стапеле "Северной верфи" в ноябре 2006 года. Спущен на воду в мае 2012 года, а в июле 2014 года передан Балтийскому флоту.

В феврале 2020 года корвет принял участие в маневрах в Атлантике, где вместе с БДК "Королев" выполнил ряд учений по поиску подводных лодок условного противника.
 

5. Совершенный (проект 20380)

Корвет "Совершенный" был заложен на стапеле Амурского судостроительного завода в июне 2006 года. Спущен на воду в мае 2015 года, а в июле 2017 года был передан Тихоокеанскому флоту. 

В начале марта 2020 года принял участие в маневрах Тихоокеанского флота. По легенде учения корвет "Совершенный" и "Громкий" находились в точках якорной стоянки и осуществляли противолодочный дозор на подходах к главной базе ТОФ. В одном из полигонов боевой подготовки рыбаки заметили перископ неустановленной подводной лодки. Вся необходимая информация была передана на корветы, которым поставили задачу провести поиск субмарины в заданном районе. Для ее обнаружения корабли задействовали подкильные гидроакустические станции.
 

Корвет "Совершенный" / Амурский судостроительный завод

6. "Громкий" (проект 20380)

Корвет "Громкий" - второй корвет проекта 20380, построенный на Амурском судостроительном заводе. Его закладка была произведена в апреле 2012 года. Спуск на воду - июль 2017 года, а в декабре 2018 года корабль вошел в состав Тихоокеанского флота.

В марте 2020 года принял участие учение вместе с корветом "Совершенный". При поиске подводной лодке с его борта был поднят палубный противолодочный вертолет Ка-27ПЛ.
 

Спуск на воду корвета проекта 20380 "Громкий" / Амурский судостроительный завод

7. "Ретивый" (проект 20380)

В настоящее время находится в процессе достройки на заводе "Северная верфь".
 

Корабел.ру

8. "Строгий" (проект 20380)

Заложен в феврале 2015 года. Спущен на воду в июне 2019 года. В настоящее время находится в процессе достройки на заводе "Северная верфь".

По данным годовой отчетности "Северной верфи", стоимость корветов "Ретивый" и Строгий" составляет около 17 млрд руб. за каждый корабль.

9. "Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов" (проект 20380)

Заложен в июле 2015 года на Амурском судостроительном заводе. Спущен на воду - в октябре 2019 года. В настоящее время началась подготовка к проведению швартовных испытаний. 
 

Вывод из стапельного цеха корвета "Алдар Цыденжапов" / Пресс-служба губернатора и и правительства Хабаровского края

10. "Резкий" (проект 20380)

Корвет "Резкий" заложен в июле 2016 года на Амурском судостроительном заводе. В настоящее время сформирован корпус.

11. "Гремящий" (проект 20385)

Закладка "Гремящего", головного корабля проекта 20385 состоялась в феврале 2012 года. Его основным отличием от 20380 стал увеличенный боекомплект зенитно-ракетного комплекса "Редут" с  до 16 ячеек и замена комплекса ПКР "Уран" на "Калибр-НК".
 

Корвет "Гремящий" / Корабел.ру

12. "Проворный" (проект 20385)

Закладка "Проворного", первого серийного корабля проекта 20385 состоялась в июле 2013 года. Состояние корабля на данный момент и процент готовности не известен. По неофициальной информации спущен на воду в сентябре 2019 года.
 
13. "Меркурий" - экс-"Дерзкий" (проект 20386)

Корвет "Меркурий" был заложен в 2016 году под именем "Дерзкий", а его спуск на воду планируется на 2021 год. Благодаря многочисленным инновационным решениям он выделяется из всей серии корветов серии 20380. Состав его вооружения более сильный, чем у классических представителей проекта, но в тоже время более слабый, чем у 20385. Как и у большинства кораблей XXI века, его вооружение может меняться, благодаря принципу модульности, благодаря чему круг задач можно расширить. 
 

Но все-таки, несмотря на всю инновационность, начало постройки такого корабля - решение спорное. Одна из причин - высокая цена и отсутствие перспективы строить серию. А это немаловажно - серия подразумевает снижение расходов на постройку каждого нового корабля. "Меркурий" же из-за своей "инновационности", то есть большого количества неопробованных технических решений, по стоимости почти вдвое превышает цену корветов проекта 20380/20385 и вплотную приближается к цене фрегата проекта 22350, которому сильно уступает по своим боевым возможностям.

Состояние корабля на текущий момент неизвестно, но ровно год назад, весной 2019 года, была произведена стыковка его блоков.

Похожие материалы:
На борту ракетного крейсера Северного флота "Маршал Устинов"
Киев опечален - "Москва" вышла в Чёрное море
Крейсер "Украина": попытка номер пять
"Маршал Устинов" вышел на ходовые испытания (фоторепортаж)
Кому нужна "Украина"?

 

"Амурский судостроительный завод", ПАО
Комсомольск-на-Амуре
+7 (4217) 57-34-83
"Судостроительный завод "Северная верфь", ПАО
Санкт-Петербург
+7 (812) 600-52-60
"Звезда", ПАО
Санкт-Петербург
+7 (812) 362-07-47, +7 (812) 703-00-70
"Центральное морское конструкторское бюро "Алмаз", АО Санкт-Петербург
+7 (812) 373-28-00
"Коломенский завод", АО Коломна
+7 (496) 613-89-80



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости