От рулевых колонок до накопителей энергии. Кто готовит начинку для электросудов?

В начале прошлого года по Москве-реке начали ходить первые речные электросуда. Затем в Нижнем Новгороде, Красноярске. На различном оборудовании всех этих электроходов можно увидеть один и тот же логотип — "РЭО". Мы знакомим читателей с изготовителем "начинки" водных электроходов.

На новую производственную площадку "Русское электротехническое общество" (бренд "РЭО") перебралось только в начале весны. Здесь все еще остаются признаки недавнего переезда, но производственный процесс уже идет полным ходом. До появления КОРАБЕЛ.РУ здесь еще не ступала нога журналиста. Роль гида взял на себя лично генеральный директор компании Александр Ильинцев.

Александр Ильинцев, генеральный директор НПК
Александр Ильинцев, генеральный директор ООО "РЭО" / Фото: Корабел.ру

Инжинирингово-производственная компания "Русское электротехническое общество" начала свою деятельность с разработки и производства статических преобразователей частоты большой мощности для судовых гребных электрических установок. Так появился ряд преобразователей частоты (приводов) серии "ПАПИР" мощностью от 1 МВт, позже была запущена серия приводов мощностью от 100 кВт до 1 МВт серии "Инверс".

 

Спектр оборудования быстро расширяется. Логотип "РЭО" сегодня можно встретить на корпусах береговых зарядных станций "Береза" для электросудов, пультах управления движительно-рулевыми колонками СУРК-1005, рулевыми машинами КАРМ-1021, блоки управления системами смазки МУСС. В тандеме с НПК "Морсвязьавтоматика" специалисты компании также создали системы управления для подруливающих устройств КРПУ-1011.

Фото: Корабел.ру
Система управления движительно-рулевой колонкой СУРК-1005. Обеспечивает управление колонками обоих бортов, транслирует информацию о работе ДРК на посты управления и внешние судовые системы. Построена на основе микроконтроллеров производительностью 180 млн операций в секунду  / Фото: Корабел.ру

Александр Ильинцев: "Преобразователи частоты (ПЧ) – самый главный наш продукт. На его основе дальше можно строить все остальное: делать электроэнергетические системы для судов, системы преобразования и накопления энергии, быстрые зарядные станции, источники бесперебойного питания. ПЧ "ПАПИР" имеет мощностной ряд от 1 до 5 МВт и используется для управления двигателями подруливающих устройств и движительно-рулевых колонок судов".

 

– Словом, делать можно много чего, а сколько сотрудников работает на новой производственной площадке?

 

– Пока у нас 70 человек, но мы растем, развиваемся, расширяемся. Сегодня компании требуются хорошие программисты, способные работать с микроконтроллерами и ПЛК – программируемыми логистическими контроллерами разных производителей. Сейчас без программирования не обойдешься. Очень востребованы инженеры-конструкторы и схемотехники. Вот, кстати, накопитель энергии.

Морской блогер Виктория Корабеловна осматривает фрагмент системы накопления энергии
Морской блогер Виктория Корабеловна осматривает фрагмент системы накопления энергии "Прометей" от "Морсвязьавтоматики" для бесперебойного энергоснабжения судов с полностью электрической или гибридной установкой. Изготовляется с учетом жестких условий эксплуатации на морском транспорте / Фото: Корабел.ру

– Это и есть "батарейка" для электросудна? Наверное тысячи тонн весит?

 

– Эта всего две тонны. Перед вами накопитель энергии для "Экобаса", а также рядом ячейки преобразователей частоты.

 

Ячейки преобразователей частоты – самое сердце ПЧ. Их основа – полупроводник, его еще называют кристаллом или камнем. Это тот самый элемент, что преобразовывает переменный ток в постоянный, а постоянный в переменный в зависимости от сигналов, которые подаются системой управления. Мы разрабатываем и производим силовые ячейки самостоятельно. Платы управления мы тоже сами проектируем, а производство плат можем отдавать на аутсорсинг.

 

– Зарядные станции – еще один ваш продукт?

 

– Да, батареи электросудов требуют зарядки. Самая мощная зарядная станция в России, которую мы нашли, была рассчитана на 350 кВт. С ней даже "Экобас" заряжался бы два часа. Наше первое зарядное устройство имело мощность 600 кВт. Сейчас оно используется на причале у станции метро "Киевская" в Москве. На батарею нельзя сразу подавать большой ток, она будет деградировать. Увеличение тока должно идти по программе в зависимости от того, как батарея заполнена. Промежуток от 20 до 80% зарядки для литий-ионных батарей – лучший для использования, выходить за эти значения при эксплуатации судов не стоит.

 

Зарядная станция
Зарядная станция "Береза" используется для заряда ходовых аккумуляторных батарей судов, имеет два варианта охлаждения – воздушный и водяной. Может управляться в дистанционном режиме / Фото: Корабел.ру

Сегодня мы производим два типоразмера зарядных станций: 600 кВт для зарядки на воде и 900 кВт – на берегу. В России зарядных станций таких мощностей нет, да и в мире аналогов немного. Зарядные станции с водяным охлаждением удобно использовать на плавучих причалах, как в Москве, а с воздушным – там, где воды рядом нет.  

ПЧ200 — преобразователь частоты для строящегося на "Средне-Невском судостроительном заводе" пассажирского судна проекта А45. / Фото: Корабел.ру
ПЧ200 серии Инверс — преобразователь частоты для строящегося на "Средне-Невском судостроительном заводе" пассажирского судна проекта А45-90.2 / Фото: Корабел.ру

Электричество и вода – те еще друзья, но тем не менее надо как-то их мирить, потому что снять тепловыделение полупроводника воздухом сложно. Нужен мощный вентилятор и продуманная до мелочей конструкция изделия. Тогда как вода легко снимает тепло. Для безопасности мы используем двухконтурные теплообменники.  

Инженеры-конструкторы
Инженеры-конструкторы "РЭО" в новом просторном офисе в расположенной в центре Петербурга промышленной зоне "Красный треугольник" / Фото: Корабел.ру

Зарядная станция представляет собой повышающий активный выпрямитель на базе IGBT-транзисторов. Она способна обмениваться информацией с корабельными системами управления через "сухой контакт" или Bluetooth. Программное обеспечение  системы мониторинга и дистанционного обслуживания "Румб" дает возможность удаленного доступа к процессу зарядки. Например, сегодня в Красноярском крае в Дивногорске заряжался электрокатамаран "Экоходъ", а наши специалисты подстраховывали этот процесс, находясь в петербургском офисе. Система "Румб" позволяет удаленно мониторить, делать обновления программного обеспечения и осуществлять контроль за основными параметрами как на электроходе, так и на зарядной станции.

"Экоходъ 2" на центральной набережной Нижнего Новгорода / Фото: Корабел.ру
"Экоходъ 2" на центральной набережной Нижнего Новгорода / Фото: Корабел.ру

– Продукция "РЭО" отличается по стоимости от импортной?

 

– Пока мы дороже китайской продукции. Судите сами: у иностранцев серийное производство, заводы работают, каждый узел производится на конвейере. К примеру, преобразователи на 200 кВт китайцы производят по десятку тысяч штук. А мы сделали эти четыре штуки, но будут ли заказы дальше?... У крупных зарубежных компаний 30-35% себестоимости идет по НИОКРу. У нас все проходит через казначейство, мы считаем стоимость комплектующих, прибавляем зарплату основных производственных рабочих, процент накладных расходов и нельзя, чтобы это было больше определенной планки. А накладные расходы – это как раз стоимость инженерного труда. Без инвестиций в собственное производство и свои разработки невозможно двигаться дальше. 

Пассажир электросудна вряд ли заметит где-либо логотип
Пассажир электросудна вряд ли заметит где-либо логотип "РЭО", зато в технических помещениях он повсюду. На шильдиках полное название: "Русское электротехническое общество" / Фото: Корабел.ру

– Получается, вы производите оборудование поштучно и не знаете, что будет дальше?

 

– Останавливаться нельзя, нужно продолжать работать. Европейскую и американскую преобразовательную технику сегодня в России не купить. Она вошла еще в первые пакеты санкций, и нам категорически запрещают ее ввозить. Даже если ввезли, эксплуатант остается без должной поддержки (ни пусконаладки, ни сервиса, ни запасных частей).  Китайцы поставляют преобразователи, но не все. Государство должно обязательно содействовать российским производителям, так же как делали в КНР: в первое время дотировать, предоставлять определенные преференции. В Поднебесной экспортерам оборудования возмещается до 50% затрат. Естественно, китайские компании могут продавать свою продукцию на внешних рынках дешевле. 

Все оборудование
Все оборудование "РЭО" собирается как на заводах люксовых авто — исключительно вручную. / Фото: Корабел.ру

– Оборудование под брендом "РЭО" уже производится и отгружается заказчикам?

 

– Конечно. Мы и на экспорт уже замахнулись: Вьетнам, Эмираты. Там тоже электросуда в большом почете. Они присматриваются, задают вопросы. Южная Корея проявляла активность. Там хотели своим рыбакам построить несколько десятков электросудов для прибрежного лова. Причем корейцы планировали брать батареи секонд-хэнд и их реанимировать. Бывшая в употреблении "батарейка" будет возвращать где-то 50-60% первоначальной емкости, но ее можно использовать для судов, которым не нужно далеко ходить. Такие решения подходят как раз для прибрежного рыболовства.


– Какие планы у компании на ближайшую пятилетку? Остановитесь только на пассажирских электросудах или еще чем-нибудь займетесь? К примеру, в родном отечестве собираются строить большое количество контейнеровозов. Для них у вас есть какое-то оборудование?

 

– Сразу хочу сказать, что есть разные типы судов и разные идеологии движения. Нам интересны не только полностью электрические суда, но и суда с электродвижением (портовые буксиры, траулеры, краболовы). Там где большая динамика в режимах потребления применение наших решений (ПЧ с активным выпрямителем с IGBT транзисторами, распределение на шине DC (постоянный ток), "плавающая" частота генератора) позволяет сэкономить от 20% до 35% топлива. В таких случаях мы предлагаем не раздельное оборудование, а проработанное решение, как единую электроэнергетическую систему. На обычных судах типа балкеров, сухогрузов, танкеров, используется, как правило, очень понятная и простая система движения – от дизельного двигателя напрямую (если используется малооборотистый дизельный двигатель) или через редуктор (если высокооборотистный или средний) на винт. Смысла создавать какую-то систему электродвижения тут нет. Разве что мы можем поработать, например, над системой обеспечения с использованием возобновляемых источников энергии (ВИЭ), если заказчикам это интересно. Это могут быть солнечные панели или ветряные электростанции на борту.
 

"Русское электротехническое общество", ООО
Санкт-Петербург
+7 (812) 622-23-11
"НПК Морсвязьавтоматика", ООО
Санкт-Петербург
+7 (812) 622-23-10
"Эмпериум", ООО
Санкт-Петербург
+7 (812) 602-11-25
"Ситроникс КТ", АО Санкт-Петербург
+7(812) 449-90-90



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости