А поможет нам в этом президент ассоциации владельцев пассажирских судов города Санкт-Петербурга Владимир Родионов.
Итак, сперва добавим еще немного технической информации, а именно: показатели пассажиропотока с поры послековидного бума изменились незначительно, что ожидаемо, так как иностранный турист все еще не вернулся. Вероятно, когда Санкт-Петербург вновь посетит "китайский бум", сможем наблюдать и рост количества пассажиров. Компании постарались придержать рост цен на билеты, но в связи с общей экономической обстановкой они все-таки несколько подорожали. В основном, это коснулось новых судов и новых культурных программ. Топовым направлением в этом году стал Финский залив и "Остров фортов". Музейно-исторический парк чаще посещали гости города, особенно их привлекла поездка на новом судне проекта "Котлин". Как и раньше, туристы с удовольствием отправлялись на "Метеорах" в Петергоф, Шлиссельбург (крепость Орешек) и в другие привычные для летнего отдыха места.
"Несколько слов о новых катамаранах, которые вышли на линию Санкт-Петербург – "Остров фортов". На мой взгляд они интересны и жителям города, и туристам. Они востребованы. Уверен, что со временем маршрут привлечет большее внимание и петербуржцев", – Владимир Родионов.
Аукцион на водопользование, нелегалы и безопасность
Каждая навигация отмечается набором свежих задач, но есть и те, что как хроническая болезнь то обостряются, то забываются, то вновь поднимаются на поверхность. Одна из таких проблем – наличие в правовом поле одновременно и аукциона на водопользование и аукциона на право аренды участков сооружений-набережных. И хотя очевидно, что и то, и другое в Санкт-Петербурге нужно компаниям, непосредственно занимающимся перевозками, время от времени, как мы выяснили, активизируются мошенники, пытающиеся во время аукциона урвать контракт на водопользование, чтобы после выпускать суда в рейс только за определенную плату. В этом году, пришлось привлекать для пресечения мошеннических схем Следственный комитет России, ФСБ и полицию. Сотрудники правоохранительных органов выводили мошенников прямо из зала проведения аукциона.
"Решение есть, я его держу на контроле. В прошлом году в Госдуму поступил законопроект о внесении изменений в статью № 47 Водного кодекса, предполагающий отмену проведения аукционов. Рассмотрение во втором чтении назначено на ноябрь текущего года. В случае принятия изменений в статью № 47 Водного кодекса мы должны прийти к тому, что с судоходной компанией, арендовавшей определенный участок сооружения-набережной у города, будет сразу подписываться и контракт на использование прилегающего к нему участка водного объекта", – Владимир Родионов.
Еще одна заскорузлая проблема – нелегалы. Обычно они располагаются на реке Мойка между первым и вторым Садовыми мостами, по поводу чего были написаны жалобы сразу в двенадцать инстанций, включая следственный комитет и прокуратуру. Однако ситуация такова, что возбудить уголовное дело или как-то ограничить незарегистрированных перевозчиков на данный момент не представляется возможным ввиду отсутствия состава правонарушения. Ситуация, вероятно, будет решена к следующей навигации при помощи внесения излюбленных мест для причаливания нелегалов в реестр запрещенных. Главное, чтобы Минтранс РФ согласовал изменения.
Актуальна критическая ситуация с внесенным Правительством РФ в Государственную Думу законопроектом "О безопасности людей на водных объектах", согласно которому все маломерные суда должны уйти под надзор ГИМС, однако вот уже шесть лет маломерные суда, используемые в коммерческих целях на основании лицензий Ространснадзора, регистрируются в администрациях бассейнов ВВП и морских портов, а освидетельствование и классификацию проходят в соответствии с требованиями Российского квалификационного общества (РКО) и Морского Регистра судоходства. Соответственно, как только закон будет принят, немалому количеству капитанов придется заново получать права, заново сдавать экзамены и регистрировать свои суда. Делается это якобы ради того, чтобы обеспечить необходимую безопасность на воде: на текущий момент ГИМС не может останавливать и привлекать к ответственности нарушителей на всех маломерных судах. На этом основании ГИМС (МЧС России) хочет расширить свои полномочия с целью обеспечения безопасности людей на водных объектах.
"Зачем такое делать? – отмечает Владимир Родионов. – Прикрываясь повышением уровня безопасности на воде, связанного с эксплуатацией маломерных судов, МЧС России параллельно создает задел для возникновения новых сложных проблем и неопределенностей по использованию маломерных судов в коммерческих целях. На мой взгляд, если у ГИМС есть проблема с остановкой нарушителей на маломерных судах, то лучше задачу по привлечению их к порядку поставить перед МВД России, передав ГИМС в структуру МВД. А то в итоге из инспекторов ГИМС планируют создать полувоенизированную структуру, но без погон и с электрошокерами. В любом случае, под "удар" попадают перевозчики, у которых есть лицензия на пассажирские перевозки и, к слову, от РКО куда более серьезные требования, которым они полностью соответствуют".
Также наш собеседник добавил, что было положено немало труда на то, чтобы владельцы маломерных судов могли зарабатывать, и имели на то законное право, не хотелось бы откатываться назад и создавать благоприятную почву для нелегальных перевозчиков на маломерных суда. Также большой вопрос, как при принятии закона будут отличать малые суда, занимающиеся коммерческими перевозками от частных, ведь номера им хотят выдавать единого стандарта. Кстати, ситуация среди компаний вызвала волну негодования и обсуждений.
"Уже веду диалог по этому вопросу с ответственным секретарем Морского совета при Правительстве Санкт-Петербурга. Соберем заседание секций Морского совета, будем искать пути решения. На мой взгляд законопроект нужно отправлять на доработку", – Владимир Родионов.
Электробусы в Санкт-Петербурге и пассажирская линия: реально ли?
На этот счет у нашего собеседника, как и у судоходных компаний, занимающихся транспортными маршрутами пассажирских перевозок в культурной столице, ответ примерно один и тот же. Любой, установленный городскими властями регулярный транспортный маршрут, не может быть самоокупаемым и требует государственной поддержки. Так, с 9 по 24 сентября 2023 г. Комитетом по транспорту Санкт-Петербурга совместно с АО "ВодоходЪ. "Пассажирский порт" при помощи "Метеора" была организована в тестовом режиме линия "Речной Вокзал – Синопская наб. д. 10 – Эрмитаж". Всего за 15 дней работы перевезли 416 пассажиров. Вычисляем среднюю загрузку за рейс и получаем около 27 человек при пассажировместимости "Метеора" от 78 до 123 чел. (≈ 25%). Плохо это или хорошо решать не нам. В Комитете по транспорту, например, отметили, что от причала "Эрмитаж" услугой пользовалось порядка 80% от общего объема пассажиров, да и стоимость билета была более чем приличная – всего 150 руб.
По поводу электросудов ситуация такова, что в Санкт-Петербурге попросту нет зарядных станций, как это было задумано и сейчас реализовано в Москве при помощи Ecobus'ов, да и навряд ли бы КГИОП согласилось бы их установить рядом с объектами исторического значения. Тем не менее, компания "ВодоходЪ "Пассажирский порт" не исключает возможность появления в Санкт-Петербурге электросудов уже в 2025 году.
"Если мы хотим видеть в Санкт-Петербурге не только экскурсионно-прогулочный, но и общественный водный транспорт, то нужна одобренная государственными органами программа развития на 5–10, а то и 20 лет вперед. И финансирование. В Москве такая программа есть. Также на Москве-реке работает автоматизированная система с искусственным интеллектом, которая позволяет выявлять, определять и направлять в соответствующие органы информацию о нарушениях, авариях, инцидентах на воде и т.д.", – Владимир Родионов.
При этом хочется отметить, что в Санкт-Петербурге недавно удачно прижилась челночная переправа на маломерных судах от Петропавловской крепости к Эрмитажу и обратно по приемлемой цене ниже такси. Появилась она в период ремонта Биржевого моста, да так и осталась.
Готовь сани летом, а лодку зимой
Обратимся к навигации в 2024 г. На этот счет наш собеседник считает, что чего-то особенного не следует ждать, так как любая подготовка к навигации подразумевает типичный набор действий: ремонт, модернизация, решение насущных правовых вопросов. Единственный вопрос, который его действительно беспокоит, – надвигающаяся нехватка грамотных капитанов маломерных пассажирских судов. Возникла она из-за того, что некогда были изменены правила дипломирования таковых, и упразднена категория пассажирских судов, работающих на экскурсионно-прогулочных внутригородских маршрутах, курсирующих по рекам и каналам Санкт-Петербурга.
"Теперь, чтобы стать капитаном судна типов "Фонтанка" или "Мойки" надо пройти такую же подготовку, как и капитану трехдечного речного круизного судна. Даже если не говорить о несоразмерности судов, работающих на туристских маршрутах пассажирских перевозок, и не сравнивать географию их плавания с экскурсионно-прогулочными перевозками, то все равно возникает ряд проблем: где и как попасть на такое судно молодому специалисту, хватит ли ему терпения и сил дорасти до капитана, а произойдет это не раньше, чем к годам 30-и. Захочет ли он к этому времени пойти на "Фонтанку" и "Мойку"? Решение вижу в том, чтобы просить Минтранс РФ дополнить существующие правила дипломирования", – Владимир Родионов.
Также наш собеседник отметил, что современная молодежь не готова долго ждать карьерного роста, да и как правило действительно успевает дорасти до капитана раньше, чем система позволяет зафиксировать этот статус. Приходя матросом-мотористом, выпускники довольно быстро все осваивают, узнают, с удовольствием вникают в систему управления, прислушиваются к советам, изучают район плавания и учатся у опытных капитанов.
Завершим на состоянии судов. Средний возраст однопалубных теплоходов не превышает 17 лет, двухпалубные суда уже дошли до 40-а, продолжают ходить по Неве "Метеоры", но эти суда давно прошли глубокую модернизацию. В этом году в Санкт-Петербурге работала "Чайка" на СПГ. На верфи "Эмпериум" недавно заявили, что построят электроверсию теплохода "Москва".
"Улучшается и культура судоходства у нас. Так, например, откликнулись на мои рекомендации – не проводить спортивные мероприятия там, где проходят основные судоходные линии. В этом году "Золотые весла" перебрались с Кронверского пролива на новое место и остались довольны. Думаю, что со временем полностью подобного рода культмассовые и спортивные мероприятия куда-то переберутся. К слову, для этого есть Обводный канал", – Владимир Родионов.
Статья написана на основе информации, предоставленной Владимиром Родионовым
Подготовка текста к публикации: Петр Щеголихин
Подписка Корабел.ру экономит ваше время Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного! |