– Вадим Валерьевич, что за последние годы было модернизировано на предприятии?
– В связи с активным развитием судостроительного направления в деятельности ЗАО "Нефтефлот" в последние несколько лет предприятие развивает инфраструктуру и производственные мощности. Оборудованы дополнительные стапельные места, модернизированы стапельные телеги, созданы и оснащены современным оборудованием новые производственные участки: по проведению трубных работ и по производству промышленного кислорода. Приобретены и установлены две современные установки плазменной резки, лентогибочный станок, портальный кран. Указанные мероприятия направлены на увеличение объемов обработки металла, сборки секций корпусов и трубопроводных систем строящихся судов по уже заключенным контрактам.
На перспективу для серийного строительства судов с большим доковым весом, в частности, судов смешанного "река-море" плавания в ближайших планах верфи модернизация стапельной площадки, усиление судоподъемного механизма слипа, увеличение парка стапельных телег повышенной грузоподъемности, строительство большого эллинга и современного склада.
Наряду с развитием материально-технической базы, значительное внимание на предприятии уделяется повышению качества управления, которое необходимо для роста производительности труда и эффективности использования всех ресурсов. ЗАО "Нефтефлот" – участнико национального проекта "Производительность труда", в рамках которого ведется совместная с Региональным центром компетенций ФРП работа по внедрению на предприятии концепции "бережливого производства". Продолжается внедрение системы электронного документооборота.
– Из каких источников финансируется модернизация производства и каков период окупаемости нового оборудования?
– Реализуемая концепция модернизации производства верфи направлена на поэтапное увеличение объемов выполнения основных технологических операций с одновременным повышением производительности труда и эффективности использования ресурсов. Такой подход позволит расширить портфель судостроительных заказов и повысить качество постройки судов, снизить себестоимость строительства за счет сокращения длительности производственного цикла, снижения трудоемкости производственных процессов с последующей оптимизацией численности персонала и сокращением всех видов потерь.
Модернизация производства финансируется из различных источников, в том числе в настоящее время в минимальной степени из заемных средств по отдельным программам льготного кредитования. Хочу отметить, что в 2022-2023 гг. были запущены несколько федеральных программ государственной поддержки предприятий промышленности, в рамках которых в настоящее время ведется работа по привлечению дополнительных кредитных ресурсов.
К сожалению, среди существующих мер поддержки Фонда развития промышленности в настоящее время отсутствуют программы льготного кредитования, которые бы в той или иной степени учитывали специфику деятельности судостроительных предприятий. Например, программы ФРП исключают строительство и капитальный ремонт зданий и сооружений, не признают судостроительное оборудование оснасткой, ориентированы в первую очередь на серийность производства. По этим причинам наше предприятие в текущем году уже получило отказ от Фонда в финансировании инвестиционного проекта по комплексной модернизации стапельной площадки.
Период окупаемости нового оборудования составляет около пяти лет.
Историческая справка о "Нефтефлоте":
История ЗАО "Нефтефлот" начинается с 1958 года, когда Министерство Речного Флота СССР принимает решение о строительстве ремонтно-эксплуатационной базы в Куйбышеве. За время своей работы это предприятие успело отремонтировать не одно судно и было первым, где выполнили реновацию танкера "Волгонефть-266", что можно считать началом пути судостроения.
– Повышает ли модернизация производства производительность труда?
– Безусловно, модернизация производства позволяет повысить производительность труда. С одной стороны, за счет увеличения объемов выпуска продукции при введении новых производственных мощностей, использовании современного оборудования и снижения длительности производственного цикла, сокращения всех видов потерь, с другой – снижения трудоемкости производственных процессов и оптимизации численности персонала.
– Каким должно быть современное судостроительное предприятие?
– Современное судостроительное предприятие – это предприятие, основное и вспомогательное производство которого, а также система управления этим производством, позволяют качественно и быстро строить высокотехнологичные суда заданных параметров. Очевидно, такое предприятие должно обеспечивать высокую производительность труда и быть эффективным. Все технологические процессы современного предприятия должны иметь высокую степень автоматизации, на предприятии полностью или частично должна быть реализована концепция "цифровая верфь". На современном судостроительном предприятии должен работать квалифицированный производственный и управленческий персонал. Предприятие должно иметь стратегию развития и постоянно совершенствовать все свои процессы для ее реализации.
– Что скажете о таком понятии, как цифровая верфь?
– Создание цифровых верфей тема, в последнее время активно обсуждаемая. Но по имеющейся информации, на сегодня в России отсутствуют полностью реализованные проекты цифровых верфей. При этом мы можем наблюдать процесс трансформации Онежского судостроительно-судоремонтного завода. Если говорить, в целом, о понятии, то, исходя из различных источников, у нас складывается понимание концепции цифровой верфи, как судостроительного предприятия, на котором реализована цифровая трансформация бизнес-процессов на всех стадиях жизненного цикла объекта управления: технический проект, разработка документации, производство, эксплуатация, обслуживание и утилизация.
Создание такой верфи потребует интеграции в единое информационное пространство как производственных участков, так и отдельных станков и оборудования, складского хозяйства, вспомогательных производств, систем обеспечения жизнедеятельности предприятия. Все эти элементы должны быть оборудованы средствами мониторинга и передачи информации в единую сеть. Как уже упоминалось, цифровизация должна охватывать все этапы жизненного цикла от разработки до завершения строительства судна и передачи его эксплуатанту. По-видимому, нужно согласится с тем, что полная цифровизация на судоверфи не может быть реализована без вовлечения в процесс партнеров: проектантов, подрядчиков, поставщиков и заказчиков.
Такая цифровая трансформация позволила бы сократить время постройки судов, оптимизировать ресурсы предприятия, что в конечном итоге приведет к повышению производительности предприятия и эффективности его работы.
– Посещаю судостроительные и судоремонтные заводы страны, мы часто сталкиваемся с "зелеными", советскими, станками. Оправдано ли их использование?
– Существующий парк металлообрабатывающих станков, в основном, представляет собой оборудование советских времен с большим запасом прочности. Ряд из них проходит модернизацию, но по большей части они находятся в работе и позволяют решать производственные задачи предприятия. Их использование, конечно, оправдано.
– Случается, что оборудование было давно заменено, и вновь понадобилось?
– Таких случаев нет. Вывод из эксплуатации старого оборудования производится после замены современными аналогами.
– Модернизация в разрезе импортозамещения: увеличилось ли предложение российского технологического оборудования за год?
– Только в сегменте инструментов и небольшого оборудования, производство которого не требует значительных инвестиций. Что касается сложного промышленного оборудования, то на текущий момент предложение фактически отсутствует. Российские посредники и традиционные отечественные производители предлагают оборудование китайского, турецкого производства либо выполняют его сборку из тех же импортных комплектующих, дополняя его отдельными элементами.
Подписка Корабел.ру экономит ваше время Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного! |