Завод "Штурманские приборы" - одно из старейших производственных предприятий морской отрасли и Петербурга. Более трех столетий здесь выпускают уникальные приборы для морской навигации. О совершенствовании традиционной линейки изделий, об отличиях приборов для гражданского и военного флота и о том, какой вектор задают для приборостроительных заводов в России на сегодня - в интервью с ведущим экономистом предприятия "Штурманские приборы" Ивановой Екатериной и начальником отдела снабжения Семеном Гаком.
- Расскажите о вашей компании. Наверное, большинству и так известно, и все же - на чем вы специализируетесь?
Екатерина: Действительно, завод "Штурмаснкие приборы" отметил в прошлом году 300-летний юбилей. Мы - старейшее предприятие России в области морского приборостроения, созданное, еще по Указу Петра I, 27 мая 1721 году как Инструментальная мастерская при Адмиралтействе и превратившееся спустя три столетия в современное предприятие. На сегодня завод считается одним из ведущих производителей морской навигационной техники в России.
- Что сейчас входит в линейку ваших изделий?
Семен: На сегодняшний день завод "Штурманские приборы" выпускает магнитные компасы с электронно-цифровой передачей курса, индукционные и гидродинамические лаги, звездные глобусы и другие навигационные приборы. Продукция поставляется на океанографические исследовательские суда, большие гидрографические катера, линейные ледоколы, фрегаты, корветы, ракетные катера, строящиеся на отечественных верфях.
- А с гражданским флотом работаете?
Екатерина: Практически вся линейка наших приборов может поставляться на любые суда вне зависимости от назначения. Наше предприятие прорабатывает пути и возможности выхода на рынок гражданского флота. В данном сегменте рынка сбыта приходится конкурировать с иностранными производителями и зачастую ценовая политика данных приборов более интересна для конечного потребителя. В условиях переориентирования рынка, приходится оперативно решать задачи по технической модернизации приборов с целью минимизации затрат для уменьшения цены изделий без потери качественных потребительских характеристик.
- Какие у вас были последние разработки?
Семен: Разработка и изготовление собственных оригинальных приборов традиционной тематики на предприятии продолжаются непрерывно. За последнее время был освоен выпуск новых изделий с цифровой обработкой сигналов и унифицированным интерфейсом: магнитного компаса КМ115-08 и электромагнитного лага ЛИ2-1, компьютерное проектирование новых лагов и компасов, в которых используются современные микросхемы и другие современные схемотехнические решения.
- А вообще часто модернизируются и видоизменяются приборы?
Семен: Модернизация в той или иной мере производится непрерывно в обеспечение возникающих требований проектантов и судостроителей.
- У вас есть поставки на экспорт?
Семен: Да, конечно. Мы оснащаем приборами корабли, строящиеся на экспорт судостроительными заводами и верфями России для ВМС таких стран как Индия, Алжир, Вьетнам.
- Специалисты завода отвечают за постобслуживание поставляемых приборов?
Семен: Постобслуживание приборов осуществляется в рамках гарантийных сроков на изделия и поставляемых с изделиями ЗИП.
- Вы взаимодействуете с компаниями, поставляющими навигационное оборудование и системы, в составе которых работают ваши приборы?
Екатерина: Конечно, такие приборостроительные компании и научные центры как Концерн ЦНИИ "Электроприбор", "Пермская научно-производственная приборостроительная компания", ЦНИИ "Дельфин" являются нашими многолетними партнерами. В их пультовые комплексы и навигационные системы поставляются наши лаги и компасы.
Предприятие тесно сотрудничает с "Северным проектно-конструкторским бюро, с СПМБМ "Малахит", ЦКБ МТ "Рубин", с ЦМКБ "Алмаз", с "Зеленодольским проектно-конструкторским бюро, с КБ "Вымпел".
- У вашего завода ведь есть собственный музей?
Екатерина: Да, в 2012 году был создан музей предприятия, насчитывающий около 300 единиц хранения. На основе собранных архивных документов, фотографий и образцов навигационных приборов, дошедших до наших дней, в нем можно ознакомиться и проследить все вехи развития предприятия от Петровских времен.
С целью патриотического воспитания молодежи и поднятия престижа рабочих специальностей и инженерно-технических профессий мы проводим экскурсии, по предварительной записи, для желающих ознакомиться с экспозицией нашего музея.
- Расскажите о ваших специалистах. Какие отделы функционируют на предприятии?
Семен: Завод "Штурманские приборы" максимально использует творческий потенциал сотрудников, направляя его на совершенствование изделий, на применение передовых технологий изготовления.
На предприятии работает конструкторский отдел, в котором сформирована и активно работает группа по разработке перспективных образцов навигационной техники. Проводятся исследования и практическая реализация объектов интеллектуальной собственности в новые образцы продукции по компасной и лаговой тематике с целью обеспечения ее конкурентоспособности на основе инновационных решений.
Каждый специалист - это незаменимый винтик в часовом механизме компании. Это работники на производственных мощностях, реализующие потенциальный объем заказов, коммерческая служба, решающая такие задачи, как упреждение ожиданий рынков и другие службы, отвечающие за эффективную работу всего предприятия.
- Представляется, что тот сегмент оборудования, которое вы производите, редко получает какие-то существенные модернизации. Но, наверняка, за время работы предприятия вводились какие-то значительные изменения. Что можно назвать в их числе?
Семен: За последние несколько лет были внедрены 3D-технологии в процесс проектирования приборов и технологии 3D-печати в процесс производства.
- У вас такая богатая история, но, наверняка, возникали и периоды кризиса. Как удавалось с ними справляться?
Семен: "Штурманские приборы" - это уникальное предприятие, один из немногих сохранившихся заводов, которому удалось пережить катаклизмы революций и войн, целые исторические эпохи, и при этом на протяжении почти трех веков постоянно создавать продукцию, востребованную в стране.
Справляться в такие тяжелые моменты для предприятия и государства в целом всегда помогал защищенный научно-технический задел, базирующийся на научном, инженерном и изобретательском мастерстве коллектива.
- Как проходят испытания приборов?
Семен: Испытания проводятся силами и средствами испытательной лаборатории и цеха предприятия АО "Штурманские приборы".
- С какими проблемами сейчас может сталкиваться рынок приборостроения и ваше предприятие в частности?
Екатерина: На сегодняшний день предприятия навигационного приборостроения России производят большую часть своей продукции для кораблей военно-морского флота, а гражданские суда, по сути, имеют российские корпуса наполненные импортным оборудованием. С учетом вектора, заданного Президентом РФ на развитие гражданского рынка судостроения и импортозамещению на этом рынке судового комплектующего оборудования перед российскими компаниями навигационного приборостроения стоят два наиболее острых вопроса - это уменьшение затрат и снижение себестоимости продукции, при этом не за счет снижения качественных потребительских характеристик.
Второй вопрос - уменьшение сроков производства, так как заказчик гражданского рынка судостроения хочет получить изделия в максимально быстрые сроки, следовательно приборостроительным компаниям в целом и нашему предприятию в частности необходимо рассматривать возможность изготовления продукции на склад. В условиях высокой потребности России в увеличении объема строительства гражданских судов, наша отрасль также будет увеличивать темпы роста производства, что неизбежно повлечет за собой дополнительные вложения в производственные и кадровые мощности предприятия.
- Какие у вас планы по работе на ближайшее время?
Семен: Сокращение сроков разработки и внедрения новой продукции, поддержание защищенного научно-технического задела. Обеспечение условий для постоянного улучшения экономического положения предприятия, в том числе путем выхода предприятия на новые рынки сбыта. Вот планы завода "Штурманские приборы" на ближайшие годы. "Дерзать и побеждать!"
Екатерина: Действительно, завод "Штурмаснкие приборы" отметил в прошлом году 300-летний юбилей. Мы - старейшее предприятие России в области морского приборостроения, созданное, еще по Указу Петра I, 27 мая 1721 году как Инструментальная мастерская при Адмиралтействе и превратившееся спустя три столетия в современное предприятие. На сегодня завод считается одним из ведущих производителей морской навигационной техники в России.
- Что сейчас входит в линейку ваших изделий?
Семен: На сегодняшний день завод "Штурманские приборы" выпускает магнитные компасы с электронно-цифровой передачей курса, индукционные и гидродинамические лаги, звездные глобусы и другие навигационные приборы. Продукция поставляется на океанографические исследовательские суда, большие гидрографические катера, линейные ледоколы, фрегаты, корветы, ракетные катера, строящиеся на отечественных верфях.
Семен Гак - начальник отдела снабжения и Екатерина Иванова - ведущий экономист АО "Штурманские приборы" / Фото: "Штурманские приборы", АО |
- А с гражданским флотом работаете?
Екатерина: Практически вся линейка наших приборов может поставляться на любые суда вне зависимости от назначения. Наше предприятие прорабатывает пути и возможности выхода на рынок гражданского флота. В данном сегменте рынка сбыта приходится конкурировать с иностранными производителями и зачастую ценовая политика данных приборов более интересна для конечного потребителя. В условиях переориентирования рынка, приходится оперативно решать задачи по технической модернизации приборов с целью минимизации затрат для уменьшения цены изделий без потери качественных потребительских характеристик.
- Какие у вас были последние разработки?
Семен: Разработка и изготовление собственных оригинальных приборов традиционной тематики на предприятии продолжаются непрерывно. За последнее время был освоен выпуск новых изделий с цифровой обработкой сигналов и унифицированным интерфейсом: магнитного компаса КМ115-08 и электромагнитного лага ЛИ2-1, компьютерное проектирование новых лагов и компасов, в которых используются современные микросхемы и другие современные схемотехнические решения.
Стенд завода на выставке НЕВА 2021 / Фото: "Штурманские приборы", АО |
- А вообще часто модернизируются и видоизменяются приборы?
Семен: Модернизация в той или иной мере производится непрерывно в обеспечение возникающих требований проектантов и судостроителей.
- У вас есть поставки на экспорт?
Семен: Да, конечно. Мы оснащаем приборами корабли, строящиеся на экспорт судостроительными заводами и верфями России для ВМС таких стран как Индия, Алжир, Вьетнам.
- Специалисты завода отвечают за постобслуживание поставляемых приборов?
Семен: Постобслуживание приборов осуществляется в рамках гарантийных сроков на изделия и поставляемых с изделиями ЗИП.
- Вы взаимодействуете с компаниями, поставляющими навигационное оборудование и системы, в составе которых работают ваши приборы?
Екатерина: Конечно, такие приборостроительные компании и научные центры как Концерн ЦНИИ "Электроприбор", "Пермская научно-производственная приборостроительная компания", ЦНИИ "Дельфин" являются нашими многолетними партнерами. В их пультовые комплексы и навигационные системы поставляются наши лаги и компасы.
Предприятие тесно сотрудничает с "Северным проектно-конструкторским бюро, с СПМБМ "Малахит", ЦКБ МТ "Рубин", с ЦМКБ "Алмаз", с "Зеленодольским проектно-конструкторским бюро, с КБ "Вымпел".
- У вашего завода ведь есть собственный музей?
Екатерина: Да, в 2012 году был создан музей предприятия, насчитывающий около 300 единиц хранения. На основе собранных архивных документов, фотографий и образцов навигационных приборов, дошедших до наших дней, в нем можно ознакомиться и проследить все вехи развития предприятия от Петровских времен.
С целью патриотического воспитания молодежи и поднятия престижа рабочих специальностей и инженерно-технических профессий мы проводим экскурсии, по предварительной записи, для желающих ознакомиться с экспозицией нашего музея.
- Расскажите о ваших специалистах. Какие отделы функционируют на предприятии?
Семен: Завод "Штурманские приборы" максимально использует творческий потенциал сотрудников, направляя его на совершенствование изделий, на применение передовых технологий изготовления.
На предприятии работает конструкторский отдел, в котором сформирована и активно работает группа по разработке перспективных образцов навигационной техники. Проводятся исследования и практическая реализация объектов интеллектуальной собственности в новые образцы продукции по компасной и лаговой тематике с целью обеспечения ее конкурентоспособности на основе инновационных решений.
Каждый специалист - это незаменимый винтик в часовом механизме компании. Это работники на производственных мощностях, реализующие потенциальный объем заказов, коммерческая служба, решающая такие задачи, как упреждение ожиданий рынков и другие службы, отвечающие за эффективную работу всего предприятия.
- Представляется, что тот сегмент оборудования, которое вы производите, редко получает какие-то существенные модернизации. Но, наверняка, за время работы предприятия вводились какие-то значительные изменения. Что можно назвать в их числе?
Семен: За последние несколько лет были внедрены 3D-технологии в процесс проектирования приборов и технологии 3D-печати в процесс производства.
- У вас такая богатая история, но, наверняка, возникали и периоды кризиса. Как удавалось с ними справляться?
Семен: "Штурманские приборы" - это уникальное предприятие, один из немногих сохранившихся заводов, которому удалось пережить катаклизмы революций и войн, целые исторические эпохи, и при этом на протяжении почти трех веков постоянно создавать продукцию, востребованную в стране.
Справляться в такие тяжелые моменты для предприятия и государства в целом всегда помогал защищенный научно-технический задел, базирующийся на научном, инженерном и изобретательском мастерстве коллектива.
Иллюстрация: "Штурманские приборы", АО |
- Как проходят испытания приборов?
Семен: Испытания проводятся силами и средствами испытательной лаборатории и цеха предприятия АО "Штурманские приборы".
- С какими проблемами сейчас может сталкиваться рынок приборостроения и ваше предприятие в частности?
Екатерина: На сегодняшний день предприятия навигационного приборостроения России производят большую часть своей продукции для кораблей военно-морского флота, а гражданские суда, по сути, имеют российские корпуса наполненные импортным оборудованием. С учетом вектора, заданного Президентом РФ на развитие гражданского рынка судостроения и импортозамещению на этом рынке судового комплектующего оборудования перед российскими компаниями навигационного приборостроения стоят два наиболее острых вопроса - это уменьшение затрат и снижение себестоимости продукции, при этом не за счет снижения качественных потребительских характеристик.
Второй вопрос - уменьшение сроков производства, так как заказчик гражданского рынка судостроения хочет получить изделия в максимально быстрые сроки, следовательно приборостроительным компаниям в целом и нашему предприятию в частности необходимо рассматривать возможность изготовления продукции на склад. В условиях высокой потребности России в увеличении объема строительства гражданских судов, наша отрасль также будет увеличивать темпы роста производства, что неизбежно повлечет за собой дополнительные вложения в производственные и кадровые мощности предприятия.
- Какие у вас планы по работе на ближайшее время?
Семен: Сокращение сроков разработки и внедрения новой продукции, поддержание защищенного научно-технического задела. Обеспечение условий для постоянного улучшения экономического положения предприятия, в том числе путем выхода предприятия на новые рынки сбыта. Вот планы завода "Штурманские приборы" на ближайшие годы. "Дерзать и побеждать!"