Остросюжетные причалы

Все в порядке, рыба не пропадет, причалы никто не заберет... Примерно с такими мыслями мурманские портовики и промысловики встретили начало февраля. Словно в остросюжетной повести, ситуацию с причалами рыбного порта сначала довели до точки кипения, а потом вывели на финальную развязку и практически хеппи-энд.

Для тех, кто далек от рыбных баталий Северо-Запада России, расскажем все по порядку. Сначала, как и полагается, обрисуем место действия.


Место действия

Мурманск — одна из ключевых точек для отечественного рыбного промысла, там располагаются офисы десятков компаний, ведущих промысловый бизнес. Если говорить только о крупных, то это, например, "Вирма", в прошлом году раскошелившаяся на два новых ярусолова. Их будет строить "Северная верфь". Можно вспомнить про "Мурмансельдь-2" — эта фирма заказала целых четыре траулера судостроительному заводу "Пелла". А недавно в Выборге состоялась закладка траулера для "Норд-Пилигрима", тоже мурманчан.

Добавляем сюда рыбаков из "Робинзона" с их немалыми показателями вылова путассу, скумбрии и сельди. Вспоминаем про филиал "Русской рыбной компании", про "СЗРК-Мурманск", про "Севрыбкомфлот" и многих других. А есть еще масса более мелких игроков, объединенных в "Ассоциацию прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана".

В общем, картина понятна — рыбный бизнес в регионе процветает, в местных морях ходят десятки промысловых судов, обороты Мурманского рыбного торгового порта растут.

Чтобы не быть голословными, прервемся на минутку статистики.
 

ОАО "Мурманский морской рыбный порт"


По итогам 2017 года ММРП обработал 333,4 тысячи тонны различных грузов. Это общая цифра, включающая в себя оборот не только рыбы, но и нефтепродуктов, картонной тары, мраморной крошки. Если брать конкретно рыбу, то ее объем составил 207,8 тысяч тонн, что на 15,4% выше, чем в 2016-м.

На волне оптимистичных показателей и прогнозов порт занялся модернизацией инфраструктуры и закупкой оборудования. В ноябре прошлого года, например, запустил льдогенераторный цех мощностью 10 тонн льда в сутки для прибрежных траулеров. Но значительная часть объектов порта все еще значительно изношена и требует реконструкции.

И здесь начинается завязка.


Завязка

Первые отзвуки медленно, но верно надвигающейся грозы прогремели осенью 2017 года. В конце октября в Росимуществе прошло рабочее совещание под председательством замглавы ведомства Игоря Бабушкина с представителями рыбного порта. Темой для обсуждения стали причалы. Дело в том, что ММРП не является собственником причальной инфраструктуры, он с 2008 года эксплуатировал их, взяв в доверительное управление у государства.

Еще летом 2017 г. порт выдвинул предложение передать ему объекты инфраструктуры в концессию. Это позволило бы заняться работами по модернизации причалов. В проекте, подготовленном ММРП, была указана и конкретная сумма предполагаемых затрат — 9,66 млрд руб. Причем ни копейки бюджетных средств здесь заложено не было.

Проект ушел на рассмотрение в Минэкономразвития, после чего мурманчанам сообщили, что договариваться на этот счет им предстоит с Росимуществом. Судя по пресс-релизам, которые рассылал порт в течение августа и первых месяцев осени, там не сомневались, что вопрос является едва ли не формальностью.

Однако в итоге ММРП не только не получил согласия Росимущества на вариант с концессией, но и обнаружил, что может вообще потерять все права на эксплуатацию причалов. Территориальное управление федерального ведомства прислало ему уведомление о досрочном расторжении договора доверительного управления причалами. Час "икс" был назначен на 30 января 2018 года. То есть, начиная с 31-го числа, разгружать рыбу портовикам было запрещено.

И тут мы подходим к кульминации.
 

ОАО "Мурманский морской рыбный порт"


Кульминация

Начиная с ноября, Мурманский морской рыбный порт, обеспокоенный назревающим кризисом, ведет борьбу на бюрократическом поле. Готовятся и рассылаются обращения в Минэкономразвития, в Росимущество и даже в администрацию президента.

Смысл во всех письмах один — те 52 причала, о которых идет речь, практически невозможно отделить от остальной территории и остального имущества и оборудования, которое эксплуатирует порт. Поэтому, если вопрос о концессии в данный момент решить нельзя, давайте заключим временный договор аренды, дающий право использовать причалы.

Ответов не было ни в конце прошлого года, ни в начале нынешнего. В последнюю неделю января "Корабел.ру", уже будучи в курсе коллизии, тоже написал официальный запрос в Росимущество с просьбой разъяснить ситуацию. Однако и на вопросы СМИ ведомство предпочло не реагировать.

Так пролетел январь, и 31-го числа случилось то, чего портовики пытались избежать всеми силами. ММРП все-таки потерял свои причалы.
 

ОАО "Мурманский морской рыбный порт"


— Росрыболовство уверено, что никакой проблемы нет, в Мурманске есть и другие порты, способные принять рыбу. Хотя на самом деле те объемы, которые нам доставляют рыбаки, кроме Мурманского морского рыбного порта, никто принять не сможет. А даже если примет, хранить все равно негде, кроме как у нас, — пояснял нам суть проблемы пресс-секретарь ММРП Алексей Бакуменко в первый же день после того, как порт лишился причалов.

По его словам, Росрыболовство в качестве альтернативы предлагало использовать порты на Балтике.

— Представьте себе плечо! Промысел в Баренцевом или Норвежском море — и везти рыбу на Балтику? Это приведет минимум к удорожанию этой самой рыбы, — прокомментировал эту идею Алексей Бакуменко.

Чтобы узнать позицию самой заинтересованной стороны — рыбаков, "Корабел.ру" обратился за комментарием к генеральному директору компании "Мурмансельдь-2" Юрию Задворному. Приводим здесь его мнение:

— В принципе, этого следовало ожидать. Причалы были в доверительном управлении у рыбного порта, потому что сам рыбный порт находился в ведении государства. Он хоть и акционерное общество, но сто процентов акций принадлежало Росрыболовству. А частному лицу, насколько я знаю, государство не передает причальные линии. Сейчас, после продажи, порт стал принадлежать группе частных лиц. К сожалению, откровенно вам скажу, порт немного спекулирует этой ситуацией и подбивает судовладельцев на всевозможные обращения — и к руководству Росрыболовства, и к руководству Росимущества.

После 30 января у нас появились определенные трудности в организации выгрузки, швартовки судов, заказа буксиров. Потому что рыбный порт перестал диспетчировать суда и ставить их к причалу. К сожалению, к другим причалам мы не можем вставать, потому что нам требуются холодильники. Но это не значит, что траулерам, которые сейчас находятся в море, некуда будет деть улов. Большинство рыболовных судов, к счастью или к сожалению, незаходные в порт Мурманск, вы, наверное, знаете о такой проблеме. Они выгружаются или в море на транспорты или в иностранных портах. В иностранных портах улов может полежать до выяснения этой ситуации, и ничего с ним не случится — срок хранения мороженной рыбы достаточно большой.
 

ОАО "Мурманский морской рыбный порт"


Проблема неопределенности с причалами продлилась ровно один день. Уже 1 февраля было объявлено — есть решение!


Развязка

Итак, рассказываем, чем в итоге закончилось дело. Росимущество объявило, что мурманские причалы передаются "Нацрыбресурсу" — подведомственной структуре Росрыболовства. Новый владелец сразу же поставил в известность об этом капитана порта Мурманск и взял на себя ответственность за организацию безопасности мореплавания в районе причалов, швартовки и стоянки.

При этом сам Мурманский морской рыбный порт продолжит работу по приему судов в качестве оператора морского терминала. За 2-3 февраля, например, в Мурманск прибыло сразу три транспорта с рыбой — суда Polfoss, "Ранавей Бей" и "Помор".

Окончательные детали того, как и в каком формате порт будет работать с "Нацрыбресурсом", еще не утрясли. Идет их обсуждение и согласование. Не все вопросы пока улажены и с Росимуществом.
 

ОАО "Мурманский морской рыбный порт"


Тем не менее, главное, что на рабочий процесс это уже никак не влияет. Суда заходят в порт, докеры получают свою зарплату, а потребители — рыбу. Хотя в новой ситуации есть свой неприятный нюанс:

— Мы будем брать у "Нацрыбресурса" причалы в аренду. И получается, что на эту новую прокладку между рыбаками и стивидорами придется тратить дополнительные деньги. Соответственно придется поднимать тарифы на выгрузку. В конечном итоге, это скажется на стоимости рыбы, — уверены в пресс-службе Мурманского морского рыбного порта.
 

Ренарт Фасхутдинов
 

Материалы по теме:

Бесконечная эпоха роста (о годовых итогах российских портов)
На грузинском берегу (интервью с начальником отдела логистики грузинского Батумского морского порта)

Что ждет рыбака на берегу? (доклад главы "Нацрыбресурса")
Резервы есть, конкурентов нет (о Новороссийском морском торговом порте)

"Судостроительный завод "Северная верфь", ПАО
Санкт-Петербург
+7 (812) 600-52-60
"Робинзон", ООО
Мурманск
+7 (8152) 28-73-66
"Судостроительный завод Пелла", ООО Отрадное
+7 (812) 336-40-66, +7 (812) 336-40-67
"Мурманский морской рыбный порт", АО Мурманск
+7 (815) 228-72-22; +7 (815) 247-72-81
"РК "Вирма", ООО Мурманск
+7(8152) 55-52-00
"Севрыбкомфлот", ООО Мурманск
+7 (8152) 45-73-85
"Норд Пилигрим", ООО Мурманск
+7 (8152) 473-993
"Мурмансельдь-2", ЗАО Мурманск
+7 (8152) 441-694
"Русская рыбная компания", ЗАО Москва
+7(495)775-76-61



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
рекламаПодписка 2025