Сегодня часто приходится слышать, что все наши беды — это последствия "лихих девяностых". Представители разных отраслей промышленности и транспорта вполне логично заявляют, что тогда либералы разрушили страну, конкретные сферы хозяйства и теперь мы пожинаем их плоды. Отчасти, наверное, так, но почему-то приходится констатировать, что процесс разрушения не останавливается, а иногда приобретает просто вульгарный и устрашающий характер.
Не берусь судить о том, что происходит в гражданской авиации, на железнодорожном или любом другом виде транспорта, но мне, капитану пассажирского круизного флота, заставшему период расцвета речного транспорта в советские годы, просто не по себе, когда чуть не нормой становится уничтожение великолепных в недавнем прошлом теплоходов.
На сегодняшний день уже пятнадцать лайнеров пошли и продолжают идти на металлолом. Да-да: именно "лайнеров", начиная с головного судна проекта 588 т/х "Родина" ("Святая Русь"). Точнее, "Святая Русь" стала 15-м пассажирским речным теплоходом, утилизированным в 2018 году. У вполне конкретных "судовладельцев" поднялась рука на "Родину" и "Святую Русь" в одном лице. Не только специалисты, но и массовые любители речных путешествий знают, что по красоте архитектуры, мореходности и соответствию габаритам Единой глубоководной системы России пока ничего лучше не придумано!
Ранее на разборку были отправлены однотипные теплоходы "Князь Донской" и "Рылеев", а их "собрат" т/х "Г.В. Плеханов" недавно "приговорен" и ждет своей участи. Может, кто-то подумает, что конкретно эти суда из всей серии стали непригодными? Ничуть: всего три судна данной серии — "Родина", "Донской" и пока здравствующий "Крылов" — прошли через капитальный ремонт корпуса, позволивший почти без ограничений по высоте волны выходить в Ладогу и Онегу.
До недавнего времени у нас называли четырехпалубные теплоходы "современными речными круизниками", немного лукавя, так как строили их в 70-80-х годах прошлого столетия. Но поскольку потом вообще не строили пассажирский флот, эти суда считались наиболее пригодными для речного туризма. И вот в 2018 году пошел на разделку головной т/х пр. 92-016 "Валериан Куйбышев". Что, уж говорить о двухпалубных "Анне Ахматовой", "Короленко", "Князе Воронцове", "Нерее", "Композиторе Скрябине". В этот же список попали суда пр. 305 обанкротившегося Башкирского речного пароходства "Габдулла Тукай", "Салават Юлаев", "Герой Ю. Гагарин", "Герой А. Головачёв", "В. М. Зайцев", "Федор Кибальник", "Бригантина".
В 2011 г. я работал в СК "Русский Альянс", которая поначалу арендовала в БРП т/х "Ф. Кибальник", и при нашем участии судну был произведен капитальный ремонт корпуса с заменой внешней обшивки. Правда, не хватило денег у арендатора на ремонт надстройки и дооборудования; таким образом теплоход с прекрасным корпусом, принятый регистром, был фактически брошен, а наш "арендатор" взял "Головачёва", на котором я был капитаном в 2012 г. Могу с уверенностью сказать, что т/х "Герой А. Головачёв" не только полностью соответствовал требованиям Речного регистра, но и по комфортабельности не уступал переоборудованным судам. Приблизительно то же могут сказать про свои корабли капитаны вышеупомянутых судов.
Что же получается, мы становимся свидетелями и в некотором смысле участниками разрушительной волны вандализма? "Участниками" потому, что не делаем ничего для спасения обреченных на утилизацию теплоходов! Многие речники-ветераны до сих пор переживают, что не смогли ничего сделать для спасения великолепных волжских пароходов "Спартак", "Володарский", "Память Азина" и других. Буквально, лили слезы. Да, тогда были "девяностые" со своими правилами или, точнее, понятиями. Далекие от флота и недалекие по сути люди скупали за бесценок флот, потом — практически всю отрасль, затем, не понимая основ эксплуатации, брались за незнакомое дело и проваливали его.
А что изменилось сегодня? и в какую сторону? Представляю реакцию наших "предпринимателей" на эту статью: "Ну, что нам эмоции капитана, когда экономика диктует свои условия?" Дескать, при существенном повышении цен на топливо становится невыгодным эксплуатировать флот и гораздо рентабельнее сдать суда на металлолом!
Возразить можно довольно аргументировано: квалифицированные специалисты речного транспорта не только в вузах изучали экономику, но и на собственном многолетнем опыте познавали, как она действует на практике, в отличие от пришедших невесть откуда "менеджеров" с завышенной самооценкой и без элементарного знания предмета, не говоря уже о любви... А если нет любви, опыта и квалификации, надо слушать советы авторитетов отрасли.
Сравнительно недавно на канале РБК была передача о перспективах круизного флота. Там, в противовес расплывчатым суждениями руководителей судоходных компаний, четко высказался генеральный директор ведущего института отрасли Гипроречтранса В.В. Рудомёткин, отметив, что без участия государства в виде дотаций, как это осуществляется по другим транспортным отраслям, вряд ли стоит надеяться на сдвиги. Парадокс в том, что наиболее экономичный вид транспорта России при самой развитой в мире речной сети находится в загнанном состоянии, а судовладельцы, вместо того, чтобы на разных уровнях добиваться государственной поддержки, склонны к "плачу Ярославны" по поводу цен на соляру или, того хуже, решаются резать курицу, несущую золотые яйца!
Сегодня многих коренных речников волнует главный вопрос — как остановить процесс гибели флота, который по сути напоминает не только девяностые, но даже двадцатые и последующие годы, когда под предлогом борьбы с религией уничтожались памятники старины и архитектуры, являвшиеся гордостью, достоянием нашей страны. И что толку от грядущих сокрушений по поводу уничтожения Храма Христа Спасителя в 1931 г., парохода "Спартак" в 1993 г., теплохода "Родина" ("Святая Русь") в 2018 году, если по сути мы с незавидной периодичностью встаем на те же грабли!
Тех, кого уже порезали, не вернешь... Но остаются суда, которые можно и нужно спасти! Таких немало. Позволю себе акцентировать внимание на т/х "Федор Абрамов", на котором мне довелось быть капитаном, а потому судьба его мне, как многим членам экипажа и многочисленным туристам, небезразлична!
С историей этого, по сути, уникального судна можно ознакомиться на официальном сайте теплохода, на самых разных "круизных" сайтах; последнее время судьба корабля активно обсуждается на форумах в группах "Энциклопедии речного транспорта" в "Фейсбуке" и других соцсетях. В сжатом виде "история болезни" такова. Построенный в 1962 г. в Венгрии т/х "Неман" (с 1990 г. "Федор Абрамов"), пр. 305, успешно работал на Северной Двине. В 1995 г. был выведен из эксплуатации и находился на отстое в Лимендском затоне г. Котлас, где его сумели сохранить в первозданном виде и не разворовали, как это происходит в большинстве подобных ситуаций.
В 2008 г. его выкупили некие московские "бизнесмены", не имея никакого понятия об эксплуатации флота, скорее — на перепродажу. Однако, поскольку покупателей за желаемую сумму не нашлось, пришлось искать арендаторов. Теплоход "пошел по рукам"; каждый новый арендатор пытался на нем заработать, практически не вкладывая средств. При этом нам удалось подобрать прекрасный экипаж, работа которого вызывала многочисленные положительные отзывы туристов Поволжья. Во многом благодаря доброй славе команды, первые годы обеспечивалась загрузка, но уже в 2011 г. экономика победила, костяк экипажа перешел со мной в "Русский Альянс", т/х "Ф. Абрамов" уже в июне встал на "холодный отстой", а текущая навигация, как и следующая, для судна была сорвана.
Судьба вновь объединила нас в 2013 г. уже под флагом того же "Русского Альянса". С задором и азартом поднимали ребята и девчонки любимый теплоход, вновь нас радостно встречали знакомые туристы, но "владелец фирмы" М. Васильев, видимо, в знак благодарности (?) перестал платить зарплату с середины навигации, потом не хватало денег на топливо и береговое обслуживание... В итоге т/х "Федор Абрамов" с сентября 2013 г. по настоящее время сиротливо стоит в затоне Ярославского порта в ожидании своей участи.
Причина — на поверхности. Как говорил мой старпом: "Хороший пароход дуракам достался!" Предлагали владельцу разные варианты, однако, наиболее экономичным, как объяснили ему его консультанты, оказался длительный отстой. А потому наиболее реальная перспектива — язвенная коррозия корпуса и — на металлолом... Это такого красавца, где сохранился не просто внутренний интерьер, а, пожалуй, убранство, которым украшали пассажирские пароходы и теплоходы в прошлом веке! А машинно-котельное отделение! Фильмы бы там снимать о Волге, Северной Двине и их флоте!
Дискуссии по поводу спасения т/х "Федор Абрамов" уже не первый день ведутся на разных форумах. Вместе с ветераном Северного речного пароходства В.Н. Марковым мы предлагали администрации Архангельской области, а также заинтересованным лицам выкупить теплоход и вернуть его в родную гавань к 100-летию писателя северянина Ф.А. Абрамова в 2020 году.
Сейчас короткими рейсами от Архангельска ходит исторический пароход "Н.В. Гоголь". Его маршруты пользуются популярностью не только у местных жителей, но и у московских туристов. Загрузка полная весь навигационный период. Вот, бы "в паре" им поработать! Наверняка, предприимчивые и не чуждые флоту люди задумаются, что дело-то выгодное: юбилей писателя, губернатор открывает навигацию на борту теплохода, носящего имя юбиляра, радио и ТВ ведут прямые репортажи, а там и популярность судна резко увеличивается, что вызывает последующий спрос...
Но пока это мечты, так как реальный покупатель себя еще не обозначил. Так же, как пока, наверняка, многие капитаны, механики, речники различных специальностей и рангов и просто неравнодушные люди, с любовью относящиеся к речному транспорту, думают, как спасти "белые пароходы", над которыми занесен топор невежд-вандалов.
Автор статьи, капитан Николай Баженов / Корабел.ру |
На сегодняшний день уже пятнадцать лайнеров пошли и продолжают идти на металлолом. Да-да: именно "лайнеров", начиная с головного судна проекта 588 т/х "Родина" ("Святая Русь"). Точнее, "Святая Русь" стала 15-м пассажирским речным теплоходом, утилизированным в 2018 году. У вполне конкретных "судовладельцев" поднялась рука на "Родину" и "Святую Русь" в одном лице. Не только специалисты, но и массовые любители речных путешествий знают, что по красоте архитектуры, мореходности и соответствию габаритам Единой глубоководной системы России пока ничего лучше не придумано!
Ранее на разборку были отправлены однотипные теплоходы "Князь Донской" и "Рылеев", а их "собрат" т/х "Г.В. Плеханов" недавно "приговорен" и ждет своей участи. Может, кто-то подумает, что конкретно эти суда из всей серии стали непригодными? Ничуть: всего три судна данной серии — "Родина", "Донской" и пока здравствующий "Крылов" — прошли через капитальный ремонт корпуса, позволивший почти без ограничений по высоте волны выходить в Ладогу и Онегу.
До недавнего времени у нас называли четырехпалубные теплоходы "современными речными круизниками", немного лукавя, так как строили их в 70-80-х годах прошлого столетия. Но поскольку потом вообще не строили пассажирский флот, эти суда считались наиболее пригодными для речного туризма. И вот в 2018 году пошел на разделку головной т/х пр. 92-016 "Валериан Куйбышев". Что, уж говорить о двухпалубных "Анне Ахматовой", "Короленко", "Князе Воронцове", "Нерее", "Композиторе Скрябине". В этот же список попали суда пр. 305 обанкротившегося Башкирского речного пароходства "Габдулла Тукай", "Салават Юлаев", "Герой Ю. Гагарин", "Герой А. Головачёв", "В. М. Зайцев", "Федор Кибальник", "Бригантина".
Река Волга / Корабел.ру |
В 2011 г. я работал в СК "Русский Альянс", которая поначалу арендовала в БРП т/х "Ф. Кибальник", и при нашем участии судну был произведен капитальный ремонт корпуса с заменой внешней обшивки. Правда, не хватило денег у арендатора на ремонт надстройки и дооборудования; таким образом теплоход с прекрасным корпусом, принятый регистром, был фактически брошен, а наш "арендатор" взял "Головачёва", на котором я был капитаном в 2012 г. Могу с уверенностью сказать, что т/х "Герой А. Головачёв" не только полностью соответствовал требованиям Речного регистра, но и по комфортабельности не уступал переоборудованным судам. Приблизительно то же могут сказать про свои корабли капитаны вышеупомянутых судов.
Что же получается, мы становимся свидетелями и в некотором смысле участниками разрушительной волны вандализма? "Участниками" потому, что не делаем ничего для спасения обреченных на утилизацию теплоходов! Многие речники-ветераны до сих пор переживают, что не смогли ничего сделать для спасения великолепных волжских пароходов "Спартак", "Володарский", "Память Азина" и других. Буквально, лили слезы. Да, тогда были "девяностые" со своими правилами или, точнее, понятиями. Далекие от флота и недалекие по сути люди скупали за бесценок флот, потом — практически всю отрасль, затем, не понимая основ эксплуатации, брались за незнакомое дело и проваливали его.
А что изменилось сегодня? и в какую сторону? Представляю реакцию наших "предпринимателей" на эту статью: "Ну, что нам эмоции капитана, когда экономика диктует свои условия?" Дескать, при существенном повышении цен на топливо становится невыгодным эксплуатировать флот и гораздо рентабельнее сдать суда на металлолом!
Возразить можно довольно аргументировано: квалифицированные специалисты речного транспорта не только в вузах изучали экономику, но и на собственном многолетнем опыте познавали, как она действует на практике, в отличие от пришедших невесть откуда "менеджеров" с завышенной самооценкой и без элементарного знания предмета, не говоря уже о любви... А если нет любви, опыта и квалификации, надо слушать советы авторитетов отрасли.
Волга / "Росморречфлот" |
Сравнительно недавно на канале РБК была передача о перспективах круизного флота. Там, в противовес расплывчатым суждениями руководителей судоходных компаний, четко высказался генеральный директор ведущего института отрасли Гипроречтранса В.В. Рудомёткин, отметив, что без участия государства в виде дотаций, как это осуществляется по другим транспортным отраслям, вряд ли стоит надеяться на сдвиги. Парадокс в том, что наиболее экономичный вид транспорта России при самой развитой в мире речной сети находится в загнанном состоянии, а судовладельцы, вместо того, чтобы на разных уровнях добиваться государственной поддержки, склонны к "плачу Ярославны" по поводу цен на соляру или, того хуже, решаются резать курицу, несущую золотые яйца!
Сегодня многих коренных речников волнует главный вопрос — как остановить процесс гибели флота, который по сути напоминает не только девяностые, но даже двадцатые и последующие годы, когда под предлогом борьбы с религией уничтожались памятники старины и архитектуры, являвшиеся гордостью, достоянием нашей страны. И что толку от грядущих сокрушений по поводу уничтожения Храма Христа Спасителя в 1931 г., парохода "Спартак" в 1993 г., теплохода "Родина" ("Святая Русь") в 2018 году, если по сути мы с незавидной периодичностью встаем на те же грабли!
Тех, кого уже порезали, не вернешь... Но остаются суда, которые можно и нужно спасти! Таких немало. Позволю себе акцентировать внимание на т/х "Федор Абрамов", на котором мне довелось быть капитаном, а потому судьба его мне, как многим членам экипажа и многочисленным туристам, небезразлична!
Судно "Федор Абрамов" / Корабел.ру |
С историей этого, по сути, уникального судна можно ознакомиться на официальном сайте теплохода, на самых разных "круизных" сайтах; последнее время судьба корабля активно обсуждается на форумах в группах "Энциклопедии речного транспорта" в "Фейсбуке" и других соцсетях. В сжатом виде "история болезни" такова. Построенный в 1962 г. в Венгрии т/х "Неман" (с 1990 г. "Федор Абрамов"), пр. 305, успешно работал на Северной Двине. В 1995 г. был выведен из эксплуатации и находился на отстое в Лимендском затоне г. Котлас, где его сумели сохранить в первозданном виде и не разворовали, как это происходит в большинстве подобных ситуаций.
В 2008 г. его выкупили некие московские "бизнесмены", не имея никакого понятия об эксплуатации флота, скорее — на перепродажу. Однако, поскольку покупателей за желаемую сумму не нашлось, пришлось искать арендаторов. Теплоход "пошел по рукам"; каждый новый арендатор пытался на нем заработать, практически не вкладывая средств. При этом нам удалось подобрать прекрасный экипаж, работа которого вызывала многочисленные положительные отзывы туристов Поволжья. Во многом благодаря доброй славе команды, первые годы обеспечивалась загрузка, но уже в 2011 г. экономика победила, костяк экипажа перешел со мной в "Русский Альянс", т/х "Ф. Абрамов" уже в июне встал на "холодный отстой", а текущая навигация, как и следующая, для судна была сорвана.
Судьба вновь объединила нас в 2013 г. уже под флагом того же "Русского Альянса". С задором и азартом поднимали ребята и девчонки любимый теплоход, вновь нас радостно встречали знакомые туристы, но "владелец фирмы" М. Васильев, видимо, в знак благодарности (?) перестал платить зарплату с середины навигации, потом не хватало денег на топливо и береговое обслуживание... В итоге т/х "Федор Абрамов" с сентября 2013 г. по настоящее время сиротливо стоит в затоне Ярославского порта в ожидании своей участи.
Причина — на поверхности. Как говорил мой старпом: "Хороший пароход дуракам достался!" Предлагали владельцу разные варианты, однако, наиболее экономичным, как объяснили ему его консультанты, оказался длительный отстой. А потому наиболее реальная перспектива — язвенная коррозия корпуса и — на металлолом... Это такого красавца, где сохранился не просто внутренний интерьер, а, пожалуй, убранство, которым украшали пассажирские пароходы и теплоходы в прошлом веке! А машинно-котельное отделение! Фильмы бы там снимать о Волге, Северной Двине и их флоте!
Теплоход "Федор Абрамов" / Корабел.ру |
Дискуссии по поводу спасения т/х "Федор Абрамов" уже не первый день ведутся на разных форумах. Вместе с ветераном Северного речного пароходства В.Н. Марковым мы предлагали администрации Архангельской области, а также заинтересованным лицам выкупить теплоход и вернуть его в родную гавань к 100-летию писателя северянина Ф.А. Абрамова в 2020 году.
Сейчас короткими рейсами от Архангельска ходит исторический пароход "Н.В. Гоголь". Его маршруты пользуются популярностью не только у местных жителей, но и у московских туристов. Загрузка полная весь навигационный период. Вот, бы "в паре" им поработать! Наверняка, предприимчивые и не чуждые флоту люди задумаются, что дело-то выгодное: юбилей писателя, губернатор открывает навигацию на борту теплохода, носящего имя юбиляра, радио и ТВ ведут прямые репортажи, а там и популярность судна резко увеличивается, что вызывает последующий спрос...
Но пока это мечты, так как реальный покупатель себя еще не обозначил. Так же, как пока, наверняка, многие капитаны, механики, речники различных специальностей и рангов и просто неравнодушные люди, с любовью относящиеся к речному транспорту, думают, как спасти "белые пароходы", над которыми занесен топор невежд-вандалов.