О самых сложных операциях, конкуренции на морском рынке и о том, где компании приобретают единицы буксирного флота - в интервью с заместителем генерального директора и члена Совета директоров компании "Балтийский Флот" Ахрарходжаевым Тимуром.
"Балтийский Флот" - одна из компаний, занимающаяся проведением вспомогательных операций при обслуживании транспортных судов в порту Санкт-Петербург. Сюда входит проводка судов буксирами и выполнение швартовых операций, буксировки, ледокольный сервис и другое обеспечение. На сегодняшний день в составе компании пять буксиров, на данный момент это самые мощные суда данного назначения в порту Санкт-Петербург.
Нам удалось вживую понаблюдать за работой компании 23 июня, когда загрузка была максимальной. Мы находились непосредственно на борту одного из буксиров, и смогли пообщаться с членами экипажа буксирного состава. О подробностях операций нам рассказал помощник капитана Виктор Мальцев.
В этот день головной атомный ледокол проекта 22220 "Арктика" отправился на второй этап заводских испытаний. "БалтФлот" обеспечивал буксирное сопровождение, ведя гигантское судно вниз по Неве по причальной стенки Балтийского завода, контролируя и корректируя движение.
А ранее в этот же день на "Адмиралтейских верфях" спускали на воду большой рыболовный траулер проекта СТ-192 "Механик Маслак". Буксиры "Балтийского Флота" не обошли стороной и эту операцию. Здесь после того, как судно сошло со стапелей, сбросив становые якоря, его ловят буксиры. Далее таким составом судно сопровождается до причала завода, где его ждет достройка.
Пронаблюдав обе операции, мы решили побеседовать с заместителем генерального директора и члена Совета директоров компании и узнать, что сегодня происходит в отрасли и как работатет компания "Балтийский Флот".
- Тимур Аврорович, расскажите немного о том, как возникла компания "Балтийский Флот".
- Наша компания была организована в 2002 году, и начиналась она с двух буксиров, которые мы приобрели на Балтийском заводе. Это были небольшие и маломощные буксиры. Сначала мы выполняли заводские работы на Балтийском заводе, но потом добавили эпизодические работы в порту с грузовыми судами. Впоследствии сложилось четкое понимание, что здесь есть перспективный бизнес, есть все возможные варианты для развития компании в этом направлении. С появлением постоянной клиентской базы мы задумались о том, чтобы увеличить состав флота. Собственно это мы и сделали — приобрели буксиры, которые на тот момент продавались в Северо-Западном регионе и Прибалтике.
- Эти буксиры были старые?
- Скажу так, они были не новые, но в хорошем техническом состоянии. Наши конкуренты — буксирные компании "Портофлот" и "Грифон" — тоже не спали. Первой приступила к модернизации и обновлению флота компания "Портофлот" — они постепенно отказались от старых буксиров и начали строить новые.
У нас в это время, в 2005 году, было девять буксиров. Чтобы выдержать конкуренцию и сохранить клиентскую базу, мы приняли решение отказаться от старых и технически устаревших буксиров и качественно обновить свой флот. Начали искать возможные варианты строительства новых буксиров. Первый новый буксир "Акмал" был введен в эксплуатацию в октябре 2007 года, построили его на судостроительном заводе "Пелла".
- Сколько строили буксир?
- Около года, сдали в срок. А уже в январе 2008 года в порту Санкт-Петербург начали работать буксиры "Тайфун" и "Торнадо" проекта 2810, построенные во Вьетнаме крупнейшей голландской судостроительной компанией Damen Shipyards. Эти буксиры превосходили по своим возможностям аналогичные буксиры нашего региона. Они полностью автоматизированы и компьютеризированы, имеют полноповоротные колонки, позволяющие создавать усилие в любом направлении, оснащены автоматическими лебедками. Функциональная эффективность этих буксиров была выше в 2-3 раза.
Кроме того, была задача ввести дополнительную услугу по эскортированию судов в порту Санкт-Петербург, так как это направление на тот момент было развито практически во всех крупных портах мира, кроме нашего. Так что эти буксиры строились на перспективу с классом эскортирования.
Наличие буксиров такого типа – требование времени. В тот момент значительно вырос объем грузовых операций нефтяных терминалов региона. Для обеспечении безопасности и во избежание экологических катастроф суда, перевозящие опасные виды груза, должны сопровождаться к причалу или от причала специальными эскортными буксирами, которые страхуют их.
- Сколько сейчас у вас буксиров?
- На сегодняшний день у нас пять буксиров. Один постройки завода "Пелла" — это буксир "Акмал". И четыре буксира постройки Damen Shipyards — это буксиры "Тайфун", "Торнадо", "Лукман" и "Малик". Мы очень довольны ими. Они являются на данный момент самыми мощными в порту Санкт-Петербург, поэтому очень востребованы при работе не только с грузовыми судами, но и с большими плавучими объектами. Такую работу доверяют только нам.
- Какова сейчас ценовая политика? Дорого приобретать буксир?
- Понимаете, это как автомобиль. Вы можете приобрести его с максимальным количеством опций, а можете взять какую-то "базовую" модель. То же самое с буксиром. Допустим, если у буксира есть кормовая лебедка, это плюс 400-500 тысяч евро к его стоимости. Лебедка — это дополнительная опция, она предназначена для морских и межпортовых буксировок судов и плавучих объектов. Поэтому мы для себя, понимая наш контингент клиентов и их потребности, сформировали свой набор опций на буксирах. В среднем же цена колеблется от 7,5 и выше миллионов евро за один буксир.
- Чем компания сегодня занимается?
- На данный момент буксирные услуги являются основным видом деятельности нашей компании. Кроме этого, в компании есть судоремонтная служба, состоящая из 7-10 человек, которая занимается судоремонтными работами. В первую очередь ремонтная бригада поддерживает идеальное техническое состояние буксиров нашей компании и выполняет сторонние ремонтные работы на Канонерском судоремонтом заводе. Также мы оказываем услуги по агентированию и предоставляем нашим клиентам шипчандлерские услуги.
- В каких зонах вы работаете?
- Основной объем работ нашей компании связан с портом Санкт-Петербург, также периодически работаем в порту Усть-Луга. Бывают разовые работы, бывают постоянные, но наша основная клиентская база сосредоточена в порту Санкт-Петербург. У нас очень много прямых договоров с иностранными операторами судов и судовладельческими компаниями, по которым мы обязуемся оказывать буксирные услуги и в других портах, что мы и делаем.
- Какие были самые сложные и значимые проекты за последнее время?
- Работа, связанная с крупнотоннажными судами и плавучими объектами. Например, недавно мы оказывали буксирные услуги по заводке в порт и дальнейшей постановке в док атомного лихтеровоза "Севморпуть". Чтобы участвовать в этом проекте, наши судоводители, которые непосредственно работали с судном, стажировались и проходили на базе Крыловского центра курсы по работе с судами, имеющими ядерную энергетическую установку. Тренировались и изучали все меры безопасности. В операции участвовали пять буксиров. Сложность была в долгой подготовке, в уникальности операции по заводке в док, где требовалась ювелирная и слаженная работа.
- Когда в 2023 году лихтеровоз придет на ремонт, вы будете участвовать?
- Да, конечно. Заказчики остались довольны работой наших буксиров.
Кроме этого, можно вспомнить ряд значимых для нашей компании работ: это буксировка трубоукладчика "Фортуна" и буровой платформы "Арктическая", буксирное обеспечение заходов круизного лайнера Silver Spirit, буксировка энергоблока "Академик Ломоносов" и швартовые операции танкера-газовоза "Кристоф де Маржери" в порту Бронка.
Еще одна из глобальных работ, на мой взгляд, была в прошлом году, когда мы участвовали в строительстве причального фронта СПГ-терминала в бухте Дальняя. Потребовался очень маневренный буксир, который бы смог позиционировать и устанавливать плавучие секции в определенной точке координат. Эти секции представляют из себя многотонные плавучие опоры.
- Какой буксир задействовали?
- Буксир "Малик". Он там работал очень долгое время, что тоже было хорошей проверкой на профессионализм наших судоводителей. Знаете, есть видео, когда экскаваторным ковшом закрывают спичечный коробок, настолько отточена работа! У нас было примерно то же самое, когда опору весом в несколько тонн нужно было установить в определенную точку при волнении воды, ветре и прочих неблагоприятных условиях.
- А как вы находите своих заказчиков?
- Наша компания за время своего существования хорошо зарекомендовала себя на рынке буксирных услуг. Основная клиентская база уже сформирована, но тем не менее мы продолжаем искать всевозможные варианты развития и увеличения своей доли на рынке буксирных услуг.
- Расскажите о вашем кадровом составе.
- На данный момент в компании работают около 70 человек. Мы постоянно монитором работу наших сотрудников. Многие работают у нас с основания компании, с начала постройки и ввода в эксплуатацию буксиров, за это время они стали настоящими профессионалами своего дела. Мы максимально стараемся сделать для них комфортными условия работы и оплату труда. Наверно, поэтому у нас практически нет текучки кадров.
- Какие ближайшие планы у компании?
- Планы развиваться в других сопутствующих нашей основной деятельности направлениях, увеличивать объем оказания услуг. Максимально оптимизировать работу компании. Если брать порт Санкт-Петербург, то на данный момент мы имеем оптимальный состав флота – и по качеству, и по количеству. На сегодняшний момент в Северо-Западном регионе есть даже некоторое перенасыщение буксирным флотом. Наглядный пример — это порт Усть-Луга. Там работают три буксирные компании. И большую часть времени буксиры простаивают. А если говорить о наращивании своих позиций в других портах, то, конечно, в перспективе нам это интересно.
- Скажите, а текущая пандемия на вашей работе отразилась?
- Естественно. Мы работаем с судами под иностранным флагом, которые приходят из различных портов, плавсостав наших буксиров постоянно контактирует с членами экипажей этих судов. В первую очередь мы обеспечили безопасность наших сотрудников, снабдили всеми необходимыми средствами защиты, провели инструктаж. С точки зрения работы, конечно, объем существенно упал, потому что уменьшилось производство в ряде стран, потребление наших природных ресурсов снизилось, в связи с этим незначительно снизился экспорт. Сейчас чувствуем уже небольшое оживление.
- Что-то для вас поменялось в понимании методов организации работы?
- Да, это был для нас опыт с точки зрения оптимизации работы компании. Убедились, что есть обязанности, которые можно совместить или переложить от одного сотрудника к другому, в каких-то моментах определенную работу можно выполнять из дома, работая удаленно. Сразу стало понятно, кто на что способен.
Материалы по теме:
Ювелирная операция - как буксировали док МТW из Петербурга в Ригу - о том, как труженник "Арго" тянул док
"Рабочие лошадки" российского флота - о состоянии и развитии отечественного буксировочного флота
Буксировка или отправка своим ходом? - о вариантах перевозки и доставки
Головная боль буксировщиков на Севморпути: ни судов, ни условий - беседа с капитаном буксира о проблемах арктического судоходства
Как устроены классические буксиры-толкачи нашего флота: "Бизон" и "Як" - о буксирах судоходной компании "АРК"
Служебный флот карельских судостроителей - статья о рабочих катерах проекта ST23WIM
Нам удалось вживую понаблюдать за работой компании 23 июня, когда загрузка была максимальной. Мы находились непосредственно на борту одного из буксиров, и смогли пообщаться с членами экипажа буксирного состава. О подробностях операций нам рассказал помощник капитана Виктор Мальцев.
В этот день головной атомный ледокол проекта 22220 "Арктика" отправился на второй этап заводских испытаний. "БалтФлот" обеспечивал буксирное сопровождение, ведя гигантское судно вниз по Неве по причальной стенки Балтийского завода, контролируя и корректируя движение.
Ледокол "Арктика" отправился на второй этап испытаний / Корабел.ру |
Ледокол "Арктика" отправился на второй этап испытаний / Корабел.ру |
А ранее в этот же день на "Адмиралтейских верфях" спускали на воду большой рыболовный траулер проекта СТ-192 "Механик Маслак". Буксиры "Балтийского Флота" не обошли стороной и эту операцию. Здесь после того, как судно сошло со стапелей, сбросив становые якоря, его ловят буксиры. Далее таким составом судно сопровождается до причала завода, где его ждет достройка.
Корабел.ру |
Корабел.ру |
Пронаблюдав обе операции, мы решили побеседовать с заместителем генерального директора и члена Совета директоров компании и узнать, что сегодня происходит в отрасли и как работатет компания "Балтийский Флот".
- Тимур Аврорович, расскажите немного о том, как возникла компания "Балтийский Флот".
- Наша компания была организована в 2002 году, и начиналась она с двух буксиров, которые мы приобрели на Балтийском заводе. Это были небольшие и маломощные буксиры. Сначала мы выполняли заводские работы на Балтийском заводе, но потом добавили эпизодические работы в порту с грузовыми судами. Впоследствии сложилось четкое понимание, что здесь есть перспективный бизнес, есть все возможные варианты для развития компании в этом направлении. С появлением постоянной клиентской базы мы задумались о том, чтобы увеличить состав флота. Собственно это мы и сделали — приобрели буксиры, которые на тот момент продавались в Северо-Западном регионе и Прибалтике.
Заместитель генерального директора и член Совета директоров компании "Балтийский Флот" Ахрарходжаев Тимуром / Корабел.ру |
- Эти буксиры были старые?
- Скажу так, они были не новые, но в хорошем техническом состоянии. Наши конкуренты — буксирные компании "Портофлот" и "Грифон" — тоже не спали. Первой приступила к модернизации и обновлению флота компания "Портофлот" — они постепенно отказались от старых буксиров и начали строить новые.
У нас в это время, в 2005 году, было девять буксиров. Чтобы выдержать конкуренцию и сохранить клиентскую базу, мы приняли решение отказаться от старых и технически устаревших буксиров и качественно обновить свой флот. Начали искать возможные варианты строительства новых буксиров. Первый новый буксир "Акмал" был введен в эксплуатацию в октябре 2007 года, построили его на судостроительном заводе "Пелла".
Корабел.ру |
- Сколько строили буксир?
- Около года, сдали в срок. А уже в январе 2008 года в порту Санкт-Петербург начали работать буксиры "Тайфун" и "Торнадо" проекта 2810, построенные во Вьетнаме крупнейшей голландской судостроительной компанией Damen Shipyards. Эти буксиры превосходили по своим возможностям аналогичные буксиры нашего региона. Они полностью автоматизированы и компьютеризированы, имеют полноповоротные колонки, позволяющие создавать усилие в любом направлении, оснащены автоматическими лебедками. Функциональная эффективность этих буксиров была выше в 2-3 раза.
Кроме того, была задача ввести дополнительную услугу по эскортированию судов в порту Санкт-Петербург, так как это направление на тот момент было развито практически во всех крупных портах мира, кроме нашего. Так что эти буксиры строились на перспективу с классом эскортирования.
Наличие буксиров такого типа – требование времени. В тот момент значительно вырос объем грузовых операций нефтяных терминалов региона. Для обеспечении безопасности и во избежание экологических катастроф суда, перевозящие опасные виды груза, должны сопровождаться к причалу или от причала специальными эскортными буксирами, которые страхуют их.
Корабел.ру |
- Сколько сейчас у вас буксиров?
- На сегодняшний день у нас пять буксиров. Один постройки завода "Пелла" — это буксир "Акмал". И четыре буксира постройки Damen Shipyards — это буксиры "Тайфун", "Торнадо", "Лукман" и "Малик". Мы очень довольны ими. Они являются на данный момент самыми мощными в порту Санкт-Петербург, поэтому очень востребованы при работе не только с грузовыми судами, но и с большими плавучими объектами. Такую работу доверяют только нам.
- Какова сейчас ценовая политика? Дорого приобретать буксир?
- Понимаете, это как автомобиль. Вы можете приобрести его с максимальным количеством опций, а можете взять какую-то "базовую" модель. То же самое с буксиром. Допустим, если у буксира есть кормовая лебедка, это плюс 400-500 тысяч евро к его стоимости. Лебедка — это дополнительная опция, она предназначена для морских и межпортовых буксировок судов и плавучих объектов. Поэтому мы для себя, понимая наш контингент клиентов и их потребности, сформировали свой набор опций на буксирах. В среднем же цена колеблется от 7,5 и выше миллионов евро за один буксир.
- Чем компания сегодня занимается?
- На данный момент буксирные услуги являются основным видом деятельности нашей компании. Кроме этого, в компании есть судоремонтная служба, состоящая из 7-10 человек, которая занимается судоремонтными работами. В первую очередь ремонтная бригада поддерживает идеальное техническое состояние буксиров нашей компании и выполняет сторонние ремонтные работы на Канонерском судоремонтом заводе. Также мы оказываем услуги по агентированию и предоставляем нашим клиентам шипчандлерские услуги.
Корабел.ру |
- В каких зонах вы работаете?
- Основной объем работ нашей компании связан с портом Санкт-Петербург, также периодически работаем в порту Усть-Луга. Бывают разовые работы, бывают постоянные, но наша основная клиентская база сосредоточена в порту Санкт-Петербург. У нас очень много прямых договоров с иностранными операторами судов и судовладельческими компаниями, по которым мы обязуемся оказывать буксирные услуги и в других портах, что мы и делаем.
- Какие были самые сложные и значимые проекты за последнее время?
- Работа, связанная с крупнотоннажными судами и плавучими объектами. Например, недавно мы оказывали буксирные услуги по заводке в порт и дальнейшей постановке в док атомного лихтеровоза "Севморпуть". Чтобы участвовать в этом проекте, наши судоводители, которые непосредственно работали с судном, стажировались и проходили на базе Крыловского центра курсы по работе с судами, имеющими ядерную энергетическую установку. Тренировались и изучали все меры безопасности. В операции участвовали пять буксиров. Сложность была в долгой подготовке, в уникальности операции по заводке в док, где требовалась ювелирная и слаженная работа.
Ледокол "Арктика" отправился на второй этап испытаний / Корабел.ру |
- Когда в 2023 году лихтеровоз придет на ремонт, вы будете участвовать?
- Да, конечно. Заказчики остались довольны работой наших буксиров.
Кроме этого, можно вспомнить ряд значимых для нашей компании работ: это буксировка трубоукладчика "Фортуна" и буровой платформы "Арктическая", буксирное обеспечение заходов круизного лайнера Silver Spirit, буксировка энергоблока "Академик Ломоносов" и швартовые операции танкера-газовоза "Кристоф де Маржери" в порту Бронка.
Еще одна из глобальных работ, на мой взгляд, была в прошлом году, когда мы участвовали в строительстве причального фронта СПГ-терминала в бухте Дальняя. Потребовался очень маневренный буксир, который бы смог позиционировать и устанавливать плавучие секции в определенной точке координат. Эти секции представляют из себя многотонные плавучие опоры.
Корабел.ру |
- Какой буксир задействовали?
- Буксир "Малик". Он там работал очень долгое время, что тоже было хорошей проверкой на профессионализм наших судоводителей. Знаете, есть видео, когда экскаваторным ковшом закрывают спичечный коробок, настолько отточена работа! У нас было примерно то же самое, когда опору весом в несколько тонн нужно было установить в определенную точку при волнении воды, ветре и прочих неблагоприятных условиях.
- А как вы находите своих заказчиков?
- Наша компания за время своего существования хорошо зарекомендовала себя на рынке буксирных услуг. Основная клиентская база уже сформирована, но тем не менее мы продолжаем искать всевозможные варианты развития и увеличения своей доли на рынке буксирных услуг.
- Расскажите о вашем кадровом составе.
- На данный момент в компании работают около 70 человек. Мы постоянно монитором работу наших сотрудников. Многие работают у нас с основания компании, с начала постройки и ввода в эксплуатацию буксиров, за это время они стали настоящими профессионалами своего дела. Мы максимально стараемся сделать для них комфортными условия работы и оплату труда. Наверно, поэтому у нас практически нет текучки кадров.
- Какие ближайшие планы у компании?
- Планы развиваться в других сопутствующих нашей основной деятельности направлениях, увеличивать объем оказания услуг. Максимально оптимизировать работу компании. Если брать порт Санкт-Петербург, то на данный момент мы имеем оптимальный состав флота – и по качеству, и по количеству. На сегодняшний момент в Северо-Западном регионе есть даже некоторое перенасыщение буксирным флотом. Наглядный пример — это порт Усть-Луга. Там работают три буксирные компании. И большую часть времени буксиры простаивают. А если говорить о наращивании своих позиций в других портах, то, конечно, в перспективе нам это интересно.
Корабел.ру |
- Скажите, а текущая пандемия на вашей работе отразилась?
- Естественно. Мы работаем с судами под иностранным флагом, которые приходят из различных портов, плавсостав наших буксиров постоянно контактирует с членами экипажей этих судов. В первую очередь мы обеспечили безопасность наших сотрудников, снабдили всеми необходимыми средствами защиты, провели инструктаж. С точки зрения работы, конечно, объем существенно упал, потому что уменьшилось производство в ряде стран, потребление наших природных ресурсов снизилось, в связи с этим незначительно снизился экспорт. Сейчас чувствуем уже небольшое оживление.
- Что-то для вас поменялось в понимании методов организации работы?
- Да, это был для нас опыт с точки зрения оптимизации работы компании. Убедились, что есть обязанности, которые можно совместить или переложить от одного сотрудника к другому, в каких-то моментах определенную работу можно выполнять из дома, работая удаленно. Сразу стало понятно, кто на что способен.
Материалы по теме:
Ювелирная операция - как буксировали док МТW из Петербурга в Ригу - о том, как труженник "Арго" тянул док
"Рабочие лошадки" российского флота - о состоянии и развитии отечественного буксировочного флота
Буксировка или отправка своим ходом? - о вариантах перевозки и доставки
Головная боль буксировщиков на Севморпути: ни судов, ни условий - беседа с капитаном буксира о проблемах арктического судоходства
Как устроены классические буксиры-толкачи нашего флота: "Бизон" и "Як" - о буксирах судоходной компании "АРК"
Служебный флот карельских судостроителей - статья о рабочих катерах проекта ST23WIM