В чём причина?
Оформление ОЭЗ осуществимо, но требует немалых усилий и совместной работы судостроителей и чиновников. Открывающиеся возможности и преимущества ОЭЗ губит бюрократический вопрос. Столкнувшись с ним, многие предприятия предпочитают просто не "заморачиваться" и жить сегодняшним днём.
Вероятность создания была просчитана в том числе и ПО "Севмаш", однако руководство завода пришло к выводу о нецелесообразности реализации такого проекта по ряду причин, говорит Эдуард Борисов - советник генерального директора предприятия:
"После выхода закона мы сделали расчёт по трём предприятиям – "Севмаш", "Звёздочка" и ПО "Арктика". Те налоговые льготы, заложенные в законе минимальны. Максимально, при использовании всех преференций, дефицит бюджета региона вырастет на 2 %. Создание зоны не поддержит исполнительная власть региона. Льготы от 280 до 320 млн рублей в год, для сравнения для "Севмаша" на техническое перевооружение по программе развития ВПК выделяется 43 млрд рублей".
И верно — зачем заводу "лишние" деньги? Масштаб финансирования иной. Однако, налоговые льготы в данном случае, не нацелены на увеличение прибыли предприятия. Это возможность к развитию производства, к привлечению новых технологий, как зарубежных, так и отечественных. За счёт уменьшения налоговой составляющей снизится цена конечной продукции. Предприятия смогут планировать производство, так как в условиях рынка к ним придут заказы.
Всё же законодательная база далека до совершенства. В действующем законе внедрены и абсурдные ограничения для резидентов. Нельзя иметь вне зоны представительства и филиалы, а судостроительным предприятиям запрещено на территории располагать металлургическое производство. По закону на площадях образования нельзя заниматься разделкой металлолома, а также работать с отливками, за исключением алюминия. Как сказал представитель северодвинского завода: "Но мы льём отливки - они нам нужны".
Экономика создания ОЭЗ была просчитана и для других предприятий ОСК, в результате чего специалисты пришли к выводу об отсутствии экономической выгоды от такой инициативы.
Ян Карев: "Вместе с заводами мы просмотрели возможность вхождения предприятий в такие зоны. Экономический эффект будет ничтожно мал, так как большинство заводов загружены гособоронзаказом. Закон говорит о порядке формирования цены госконтракта (она состоит из себестоимости выполнения проекта и фиксированной прибыли завода), если завод входит в зону, то экономия налоговых платежей, которая должна остаться за ним, сведётся на нет Министерством обороны, которое скорректирует стоимость старых или новых контрактов в сторону снижения".
Закон внёс значительные изменения, специально касающиеся вопроса Особых экономических зон в судостроении:
- Расходы, связанные с реализацией судов, зарегистрированных в Реестре, не будут учитываться при налогообложении.
- Для резидентов ОЭЗ в течение 10 лет не будет действовать налог на имущество и земельный налог.
- Узаконена возможность расположения ОЭЗ на территории сразу нескольких муниципальных образований РФ.
Астраханский опыт
Сегодня первыми рискуют стать астраханские судостроители. Все соответствующие документы по созданию зоны находятся на последней ступени согласования в Правительстве РФ. На форуме "Морская индустрия России" докладчиком по проекту ОЭЗ выступил заместитель министра промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области Дмитрий Антонов:
"Астрахань — стратегически важный транспортный узел, связывающий страну с ближневосточными регионами — в иракском, среднеазиатском, иран-индийском направлении. Транспортные коридоры "север-юг" и "запад-восток" пересекаются здесь".
Ни для кого не секрет, что Каспийское море является внутренним морем Евразии, поэтому самым удобным и экономичным способом производства тяжелой техники для морских работ является размещение заводов на его берегах. Астраханская область подходит для этого: "Уже сейчас объекты офшорного судостроения - самая большая доля заказов в портфеле предприятий региона. Крупнейшие судостроительные заводы изготавливают технические средства для разработки шельфовых месторождений. Астраханские суда работают в Казахстане, Туркменистане, странах западной Европы. Верфи могут быть комплексным подрядчиком по строительству морской техники для шельфа. Здесь сосредоточен крупнейший судостроительный комплекс России".
Основная ниша астраханских судостроителей - создание технологичных платформ различного назначения, мелкосерийных плавсредств для освоения, обустройства и транспортного обеспечения шельфовых месторождений.
Экспертная оценка для разработки месторождений шельфа Каспийского моря составляет 80 единиц различных платформ для бурения и разведки. Примерные затраты по строительству - 19-20 млрд евро. Около 35 тысяч тонн металлоконструкций в год потребуется, при условии реализации инвестиционных планов операторов. Потребность вспомогательного флота - от 50 единиц.
"Создание ОЭЗ в разы уменьшит стоимость комплектующих, которые будут использоваться в строительстве судов, что снизит их конечную себестоимость на 15 %" - объяснил чиновник.
Заместитель директора департамента управления собственности ОСК Ян Карев выразил надежду, что организация ОЭЗ должна стать толчком к развитию завода "Лотос", всходящего в состав корпорации: "Завод обладает уникальными технологиями по строительству, позволяющими реализовывать шельфовые проекты, что сейчас важно для Каспия. Но есть ограничения, влияющие на расширение зоны с участием судостроительных предприятий, одно из них - себестоимость продукции, выпускаемой судостроителями. 60-70 % от неё - это стоимость комплектующего оборудования. Чтобы привлечь поставщиков и производителей, нужно распространить льготный режим и на них. Пока что единственным судостроителем выступает "Лотос", но для ускорения этого процесса необходимы изменения законодательства".
Возможность стать резидентом астраханской ОЭЗ интересна для инвесторов — она позволяет компаниям поучаствовать в освоении Каспийского моря и использовать уникальный период для вхождения на российский рынок.
Дмитрий Антонов: "Логистика расположения ОЭЗ уникальна. Площадь территории составляет 9,8 кв. км, в том числе, площадь свободная для размещения производственных площадок резидентами – 8,3 кв. км. Участок расположен к северу от Астрахани, на берегу реки Волга. Все земельные участки оформлены и готовы к передаче в собственность или аренду по ценам на порядок ниже рыночных.
Качественно облегчить существование предприятий на территории ОЭЗ призваны налоговые льготы — налог на прибыль уменьшен в 10 раз до 2 %, 10 лет с даты регистрации не действует налог на имущество, резидент освобождается от уплаты земельного и транспортного налога на 5 лет".
На данный момент проект создания ОЭЗ на территории Астраханской области прошёл все стадии согласования и находится на последнем этапе рассмотрения в Правительстве РФ, выход постановления ожидается в ближайшие несколько месяцев, комментирует Дмитрий Антонов:
"После выхода постановления правительства на территории ОЭЗ будет создана вся необходимая инфраструктура, на это выделено два года. Уже сейчас есть чёткое понимание от резидентов, кто, куда и с какими мощностями к нам придёт".
Финансирование инфраструктурного строительства будет осуществляться на 30% из бюджета Астраханской области, остальные 70 % составят федеральные. Общая сумма инвестиций на строительство объектов инфраструктуры ОЭЗ составит около 325 млн. евро. "Корабел" следит за ситуацией и желает скорейшего воплощения идеи создания ОЭЗ в жизнь.