Особая экономическая зона астраханских судостроителей: в шаге от реализации

0 5040 4 мин
26 октября 2011 года Советом Федерации одобрен закон 305 № "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства". Один из разделов закона посвящён поправкам, призванным упростить процедуру открытия Особых экономических зон (ОЭЗ) в которых будет осуществляться судостроительная деятельность. Однако, за три года работы закона ни одной ОЭЗ в судостроении на территории России создано не было.

В чём причина?

Оформление ОЭЗ осуществимо, но требует немалых усилий и совместной работы судостроителей и чиновников. Открывающиеся возможности и преимущества ОЭЗ губит бюрократический вопрос. Столкнувшись с ним, многие предприятия предпочитают просто не "заморачиваться" и жить сегодняшним днём.

Вероятность создания была просчитана в том числе и ПО "Севмаш", однако руководство завода пришло к выводу о нецелесообразности реализации такого проекта по ряду причин, говорит Эдуард Борисов - советник генерального директора предприятия:
"После выхода закона мы сделали расчёт по трём предприятиям – "Севмаш", "Звёздочка" и ПО "Арктика". Те налоговые льготы, заложенные в законе минимальны. Максимально, при использовании всех преференций, дефицит бюджета региона вырастет на 2 %. Создание зоны не поддержит исполнительная власть региона. Льготы от 280 до 320 млн рублей в год, для сравнения для "Севмаша" на техническое перевооружение по программе развития ВПК выделяется 43 млрд рублей". 

И верно — зачем заводу "лишние" деньги? Масштаб финансирования иной. Однако, налоговые льготы в данном случае, не нацелены на увеличение прибыли предприятия. Это возможность к развитию производства, к привлечению новых технологий, как зарубежных, так и отечественных. За счёт уменьшения налоговой составляющей снизится цена конечной продукции. Предприятия смогут планировать производство, так как в условиях рынка к ним придут заказы.

Всё же законодательная база далека до совершенства. В действующем законе внедрены и абсурдные ограничения для резидентов. Нельзя иметь вне зоны представительства и филиалы, а судостроительным предприятиям запрещено на территории располагать металлургическое производство. По закону на площадях образования нельзя заниматься разделкой металлолома, а также работать с отливками, за исключением алюминия. Как сказал представитель северодвинского завода: "Но мы льём отливки - они нам нужны".


Экономика создания ОЭЗ была просчитана и для других предприятий ОСК, в результате чего специалисты пришли к выводу об отсутствии экономической выгоды от такой инициативы.

Ян Карев: "Вместе с заводами мы просмотрели возможность вхождения предприятий в такие зоны. Экономический эффект будет ничтожно мал, так как большинство заводов загружены гособоронзаказом. Закон говорит о порядке формирования цены госконтракта (она состоит из себестоимости выполнения проекта и фиксированной прибыли завода), если завод входит в зону, то экономия налоговых платежей, которая должна остаться за ним, сведётся на нет Министерством обороны, которое скорректирует стоимость старых или новых контрактов в сторону снижения".

Закон внёс значительные изменения, специально касающиеся вопроса Особых экономических зон в судостроении:

  1. Расходы, связанные с реализацией судов, зарегистрированных в Реестре, не будут учитываться при налогообложении.
  2. Для резидентов ОЭЗ в течение 10 лет не будет действовать налог на имущество и земельный налог.
  3. Узаконена возможность расположения ОЭЗ на территории сразу нескольких муниципальных образований РФ.

Астраханский опыт
Сегодня первыми рискуют стать астраханские судостроители. Все соответствующие документы по созданию зоны находятся на последней ступени согласования в Правительстве РФ. На форуме "Морская индустрия России" докладчиком по проекту ОЭЗ выступил заместитель министра промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области Дмитрий Антонов:
 

"Астрахань — стратегически важный транспортный узел, связывающий страну с ближневосточными регионами — в иракском, среднеазиатском, иран-индийском направлении. Транспортные коридоры "север-юг" и "запад-восток" пересекаются здесь". 

Ни для кого не секрет, что Каспийское море является внутренним морем Евразии, поэтому самым удобным и экономичным способом производства тяжелой техники для морских работ является размещение заводов на его берегах. Астраханская область подходит для этого: "Уже сейчас объекты офшорного судостроения - самая большая доля заказов в портфеле предприятий региона. Крупнейшие судостроительные заводы изготавливают технические средства для разработки шельфовых месторождений. Астраханские суда работают в Казахстане, Туркменистане, странах западной Европы. Верфи могут быть комплексным подрядчиком по строительству морской техники для шельфа. Здесь сосредоточен крупнейший судостроительный комплекс России". 
Основная ниша астраханских судостроителей - создание технологичных платформ различного назначения, мелкосерийных плавсредств для освоения, обустройства и транспортного обеспечения шельфовых месторождений.

Экспертная оценка для разработки месторождений шельфа Каспийского моря составляет 80 единиц различных платформ для бурения и разведки. Примерные затраты по строительству - 19-20 млрд евро. Около 35 тысяч тонн металлоконструкций в год потребуется, при условии реализации инвестиционных планов операторов. Потребность вспомогательного флота - от 50 единиц.

"Создание ОЭЗ в разы уменьшит стоимость комплектующих, которые будут использоваться в строительстве судов, что снизит их конечную себестоимость на 15 %" - объяснил чиновник.

Заместитель директора департамента управления собственности ОСК Ян Карев выразил надежду, что организация ОЭЗ должна стать толчком к развитию завода "Лотос", всходящего в состав корпорации: "Завод обладает уникальными технологиями по строительству, позволяющими реализовывать шельфовые проекты, что сейчас важно для Каспия. Но есть ограничения, влияющие на расширение зоны с участием судостроительных предприятий, одно из них - себестоимость продукции, выпускаемой судостроителями. 60-70 % от неё - это стоимость комплектующего оборудования. Чтобы привлечь поставщиков и производителей, нужно распространить льготный режим и на них. Пока что единственным судостроителем выступает "Лотос", но для ускорения этого процесса необходимы изменения законодательства".
 

Судостроительный завод "Лотос" / Администрация Астраханской области


Возможность стать резидентом астраханской ОЭЗ интересна для инвесторов — она позволяет компаниям поучаствовать в освоении Каспийского моря и использовать уникальный период для вхождения на российский рынок.

Дмитрий Антонов: "Логистика расположения ОЭЗ уникальна. Площадь территории составляет 9,8 кв. км, в том числе, площадь свободная для размещения производственных площадок резидентами – 8,3 кв. км. Участок расположен к северу от Астрахани, на берегу реки Волга. Все земельные участки оформлены и готовы к передаче в собственность или аренду по ценам на порядок ниже рыночных.

Качественно облегчить существование предприятий на территории ОЭЗ призваны налоговые льготы — налог на прибыль уменьшен в 10 раз до 2 %, 10 лет с даты регистрации не действует налог на имущество, резидент освобождается от уплаты земельного и транспортного налога на 5 лет". 

На данный момент проект создания ОЭЗ на территории Астраханской области прошёл все стадии согласования и находится на последнем этапе рассмотрения в Правительстве РФ, выход постановления ожидается в ближайшие несколько месяцев, комментирует Дмитрий Антонов:
"После выхода постановления правительства на территории ОЭЗ будет создана вся необходимая инфраструктура, на это выделено два года. Уже сейчас есть чёткое понимание от резидентов, кто, куда и с какими мощностями к нам придёт".

Финансирование инфраструктурного строительства будет осуществляться на 30% из бюджета Астраханской области, остальные 70 % составят федеральные. Общая сумма инвестиций на строительство объектов инфраструктуры ОЭЗ составит около 325 млн. евро. "Корабел"  следит за ситуацией и желает скорейшего воплощения идеи создания ОЭЗ в жизнь.


Ирина Акимова 




Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
рекламаПодписка 2025