В рамках федерального проекта "Автономное судовождение", реализуемого в рамках инициативы "Маяки развития технологий", входящей в состав инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года была разработана перспективная технология управления безэкипажными буксирами, как одиночными, так и групповыми.
Предприятие "ОСК-Технологии" стало обладателем патента на изобретение "Способ управления координированной групповой деятельностью буксиров-автоматов" и это первая в России подобная технология. Существующие в России системы управления автономными судами довольно ограничены. Они обеспечивают возможность дистанционного управления только одним буксиром и не предусматривают координированного управления группой.
Решая общий вопрос, также выделили, что в используемых системах нет учета взаимного расположения буксиров и буксируемого судна, его характеристик, определяющих гидродинамические и аэродинамические свойства, а также гидрометеорологических условий проведения буксирно-кантовочной операции.
Разработанная ОСК технология позволит выполнять швартовные операции с берега со специального поста управления одним человеком и предназначена, в большей степени, для работы на внешних и внутренних рейдах и у причальных стенок морских портов.
Синхронизация буксиров достигается путем подачи с поста управления сигналов по нескольким радиоканалам на головной буксир-автомат, который в свою очередь распределяет задачи на группу буксиров. Определение местоположения судов достигается задействованием глобальных систем позиционирования.
Принцип действия изобретения содержит рекомендации по размещению нескольких безэкипажных буксиров у борта обеспечиваемого судна в зависимости от целей швартовной операции и условий ее проведения, оценку рисков применения буксиров-автоматов в процессе обеспечения швартовных операций, определение аварийных ситуаций и описание правил смены режимов работы системы координированного управления при возникновении различных неисправностей оборудования автономных судов.
Применение алгоритмов обеспечивает повышение энергетической эффективности координированного управления группой буксиров-автоматов.