Генеральный директор ОСК Алексей Рахманов выступил на круглом столе Комитета Совета Федерации по экономической политике, посвященном определению приоритетных направлений развития внутренних водных путей.
В обсуждении также приняли участие заместитель Министра природных ресурсов и экологии Сергей Ястребов, заместитель Министра транспорта Александр Пошивай, председатель совета Российской палаты судоходства, генеральный директор ПАО "Совкомфлот" Игорь Тонковидов, президент Российской палаты судоходства Алексей Клявин, председатель совета директоров ООО "Водоходъ" Виктор Олерский, а также руководители федеральных агентств, отраслевые эксперты и представители бизнеса. Модератором дискуссии выступил первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Ленар Сафин.
Обращаясь к собравшимся, Ленар Сафин подчеркнул огромный нераскрытый потенциал внутренних водных путей России. "Внутренние водные пути обеспечивают транспортные и экономические связи более 60 регионов, пространственное развитие территорий, а также позволяют осуществлять экспортно-импортные логистические схемы через 21 порт нашей страны. При этом 78% водных путей являются безальтернативными для доставки грузов и пассажиров, обеспечивая Северный завоз", – заявил он. Однако, по его словам, конкурентные преимущества внутренних водных путей нивелированы длительным недофинансированием, изношенностью гидротехнических сооружений и флота – средний возраст речных судов превышает несколько десятков лет. При этом сенатор отметил, что без господдержки осуществить программу обновления флота крайне затруднительно, в том числе из-за дорогого доступа к заемным средствам и длительных сроков окупаемости судов.
|
Шлюз № 2 Северо-Двинской шлюзованной системы |
В свою очередь Алексей Рахманов обозначил основные препятствия на пути развития внутренних водных путей и предложил способы их преодоления. "Главная проблема – у реки нет одного хозяина. Если говорить об организационном шаге нужна единая дирекция управления внутренними водными путями", – представил он свою точку зрения по этому вопросу. Алексей Рахманов также призвал не бояться более амбициозных проектов, связанных с речными перевозками – например, задуматься об обеспечении круглогодичной речной навигации в рамках реализации транспортного коридора "Юг-Север", а также глобальном обновлении гидротехнических сооружений. "В ОСК мы работаем над технологией быстрой модернизации шлюзового хозяйства – и очень скоро будем готовы про неё рассказать. Речная экономика заработает – нам не придется идти через Суэцкий канал, чтобы перевозить ключевые грузы", – рассказал Алексей Рахманов.
Кроме того, он заявил о необходимости развития портово-перевалочной инфраструктуры и восстановления переправ – чтобы по реке "можно было передвигаться не только вдоль, но и поперек", отметив что "эта проблема существует в Тверской области, в Астрахани, в Нижнем Новгороде".
Завершая, Алексей Рахманов выразил уверенность, что при реализации всех предложенных мер, на реку может вернуться до 600 млн тонн грузов. "Со своей стороны, мы, судостроители, готовы обеспечивать реку современными судами грузовыми и пассажирскими" – подвел итог выступления Алексей Рахманов.