На завершившейся неделе в рамках 2-й Международной специализированной выставки «Импортозамещение» состоялся круглый стол по вопросам импортозамещения в судостроении с участием Минпромторга России, ОСК, КГНЦ, ЦНИИ "Курс", Совкомфлота и предприятий промышленности. Доклад по ключевой теме мероприятия сделал начальник отдела аудита поставщиков и импортозамещения ОСК Александр Наволоцкий.
В презентации «Импортозамещение и локализация изделий судового машиностроения и конструкционных материалов при строительстве гражданских судов и морской техники в ОСК» спикер корпорации сформулировал «показания» к локализации как одному из видов импортозамещения: локализация производства целесообразна в том случае, если технически или экономически создание в России собственными силами требуемого нового высокотехнологичного оборудования в течение ближайших двух-трех лет невозможно. Необходимыми условиями импортозамещения в отрасли должны стать передача иностранными компаниями новых технологий и глубокая степень локализации с широким вовлечением отечественных предприятий.
Александр Наволоцкий особо отметил необходимость создания в России собственного или локализованного производства ряда судовых систем, агрегатов, материалов и комплектующих: судовых двигателей, винто-рулевых колонок, систем жизнеобеспечения судна, грузоподъемного и специального оборудования, насосов, компрессоров, электрооборудования, навигационного оборудования, ряда конструкционных материалов (краски, покрытия) для соответствия требованиям гражданских заказчиков.
Для устранения перекоса в сторону импорта разработан и уже реализуется план конкретных мероприятий по импортозамещению в судостроительной отрасли на период до 2020 года.
Три основных вектора программы обеспечат достижение поставленных задач:
- Диверсификация поставок;
- Развитие собственных производств;
- Привлечение иностранных предприятий для локализации производства на территории Российской Федерации.
В выступлении подчёркнуто, что локализация производства на сегодняшний день затруднена отсутствием законодательно закрепленных критериев отнесения локализованной продукции судостроения и судового машиностроения к продукции, произведенной в Российской Федерации, и недостаточностью объема заказов для экономически обоснованного производства.
Устранению этих «узких мест», по мнению Объединенной судостроительной корпорации, будут способствовать предложения, касающиеся требований к продукции судостроения и судового машиностроения, которые уже разработаны ОСК совместно с ФГУП «КГНЦ» и находятся на рассмотрении в Минпромторге России.
Также в докладе были затронуты вопросы стимулирования развития гражданского судостроения и судового машиностроения.
Пресс-служба ОСК