Объединенная судостроительная корпорация поддерживает инициативу по ограничению использования технически и морально устаревших судов в российских водах.

В корпорации напомнили, что по экспертным оценкам средний возраст гражданских судов в России – 38 лет. В "красной" зоне в сегменте крупно- и среднетоннажных судов находится более половины действующего флота. Анализ катастроф на морском и речном транспорте за последние 15 лет показал, что возраст таких судов составил более 40 лет, и привел к человеческим жертвам и серьезным экологическим последствиям.
Также за последние три года наблюдается резкий рост среднего возраста судов под иностранным флагом, осуществляющих вывоз отечественной грузовой базы. На законодательном уровне использование "ветхих" судов под иностранным флагом не ограничено.
В целях снижения рисков эксплуатации необходимо внесение изменений в регламенты безопасности морского и речного флота, устанавливающие требования к конструкции и оборудованию судов, считают в ОСК. Технический регламент должен распространяться на все суда, в том числе под иными флагами. В противном случае будет наблюдаться процессы смены собственников или юрисдикции, но флот останется работать на том же рынке.
Вместе с тем, в ОСК отмечают, что текущая ситуация на транспортном рынке с негативной тенденцией по снижению фрахтовых ставок не позволяет обеспечить в полном объеме замену "ветхого" флота. По мнению судовладельцев, действующих мер государственной поддержки недостаточно для комплексного обновления флота.
ОСК совместно с судовладельцами в настоящее время разрабатывает предложения по формированию комплекса экономических и регуляторных механизмов как в части ограничения использования выбывающего флота, так и в части стимулирования строительства современного гражданского флота на отечественных предприятиях. ОСК подтверждает готовность в удовлетворении спроса отечественных судовладельцев как в части унифицированных проектных решений, так и в части производственной готовности верфей.
Напомним, по данным ГТЛК на конец 2024 года средний возраст морского грузового флота в России составляет 26 лет. Самым "старым" является буксирный флот со средним возрастом 28,5 лет, а также баржи – 27,2 лет. Средний возраст танкеров и сухогрузов - 23,5 и 25,5 лет соответственно. Средний возраст речных грузовых судов в России составляет около 40 лет. Наибольший средний возраст у буксиров (44,8 лет), а наименьший у наливных судов (38 лет). При этом в компании отмечают, что суда под иностранным флагом значительно "моложе" флота под российским флагом.