Государственная Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) предложила создать базу ремонта Черноморского флота ВМФ на основе Новороссийского судоремонтного завода (НСРЗ).
О том, что ОСК планирует задействовать мощности НСРЗ для ремонта военных кораблей 1-го и 2-го рангов и дизель-электрических подлодок, Коммерсанту рассказали несколько источников в отрасли. ОСК, которой сейчас принадлежит около 30% акций завода, рассчитывает сделать НСРЗ "основным предприятием" Черноморской базы судостроения и ремонта кораблей ВМФ. Ее создание предусмотрено поручением Владимира Путина от 28 мая 2013 года. Источники подчеркивают, что развитие базы и судьба самого НСРЗ обсуждались на президиуме Морской коллегии при правительстве 29 ноября, на котором в поддержку масштабной модернизации предприятия выступили глава ОСК Владимир Шмаков и главком ВМФ Виктор Чирков. А в этот понедельник вице-президент ОСК Валерий Биндас обсудил "возрождение судоремонтного производства" НСРЗ с губернатором Краснодарского края Александром Ткачевым. Заместитель главы Южного центра судостроения и судоремонта ОСК Сергей Штриков сообщил "Ъ", что решение об использовании НСРЗ под гособоронзаказ "принципиально принято".
Помимо НСРЗ у ОСК на Черноморском побережье есть 5-й судоремонтный завод в Темрюке, где можно ремонтировать корабли 3-го и 4-го рангов, и Туапсинский судоремонтный завод. Но последний, по словам источников "Ъ", "практически полностью потерял компетенции по судоремонту". В Минпромторге вчера сообщили "Ъ", что полностью поддерживают развитие мощностей НСРЗ — "поскольку только это российское предприятие на Черном море может ремонтировать военные корабли 1-го и 2-го рангов".
65,1% акций НСРЗ принадлежит Новороссийскому морскому торговому порту (НМТП), который подконтролен СП группы "Сумма" Зиявудина Магомедова и "Транснефти", ОСК владеет 30,2%, остальное — у миноритариев. Выручка НСРЗ в 2012 году — 808,9 млн руб., чистая прибыль — 114,5 млн руб., EBITDA — 214,8 млн руб., а рентабельность основной деятельности — 6%.
Но сейчас территория завода в основном используется НМТП для перевалки металлических грузов (2,5 млн тонн в 2012 году), а из общей площади 30 га под судоремонт отведено лишь около 6 га. Последний раз военный корабль ремонтировался здесь в 2007 году, сейчас она используется в основном для ремонта флота НМТП. В 2012 году перевалка грузов принесла НСРЗ около 90% выручки (721 млн руб.), а судоремонт — только 7% (58,7 млн руб.), причем он был убыточным для завода.
Собеседники "Ъ" полагают, что ОСК надеется получить контроль над НСРЗ. "Это может произойти разными путями, но, учитывая, что "Транснефть" — госкомпания, для передачи ОСК ее доли достаточно лишь директивы Росимущества, а доля "Суммы" может быть выкуплена",— считает один из них. Но источники "Ъ" подчеркивают, что пока конкретный механизм не обсуждался и предметных переговоров не велось. В "Транснефти" подтвердили "Ъ", что "переговоров о продаже 65% акций НСРЗ с ОСК не ведется, таких предложений не делалось". В компании также считают, что как судостроительную базу использовать завод проблематично, так как на нем нет спецоборудования. По словам представителя "Транснефти", глава совета директоров НМТП Максим Гришанин, напротив, сделал предложение ОСК о выкупе ее доли. В монополии уточнили, что позиции "Транснефти" и "Суммы" по этому вопросу совпадают.