В ближайшее время на мировом рынке вооружений может появиться еще один крупный игрок из России. Как стало известно "Ъ", ОАО "Объединенная судостроительная корпорация" (ОСК) претендует на статус субъекта военно-технического сотрудничества (ВТС) в части поставок на экспорт российской военно-морской техники, суммарный объем которых по итогам 2010 года может составить $2,6 млрд. Если правительство поддержит данную инициативу, это может разрушить монополию ФГУП "Рособоронэкспорт", единственного экспортера готовых российских вооружений. По оценкам экспертов, в результате "Рособоронэкспорт" может потерять до 25% от объема реализуемых экспортных контрактов.
Публикуем материал "Коммерсанта".
Публикуем материал "Коммерсанта".
О том, что ОСК намерена самостоятельно работать на мировом рынке вооружений, следует из проекта концепции развития корпорации (имеется в распоряжении "Ъ"). Как сообщил "Ъ" источник в аппарате правительства, подготовленный ОСК документ около месяца назад был внесен в правительство и сейчас проходит обсуждение в профильных ведомствах. Согласно концепции, ОСК, на 100% принадлежащая государству, предлагает наделить ее "статусом субъекта ВТС" — с правом "осуществления внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения" путем внесения соответствующих изменений в законодательство.
Сейчас статус субъекта ВТС имеют ФГУП "Рособоронэкспорт" (государственный посредник) и еще 21 организация-разработчик и производитель продукции военного назначения (ПВН). При этом государственный посредник наделен правом "поставки всего спектра ПВН, разрешенной к вывозу из РФ", то есть в том числе и готовой продукции. Остальные же участники рынка могут экспортировать только запчасти, агрегаты и узлы, документацию, а также заниматься сервисным обслуживанием ранее поставленной техники, указано на сайте Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству. Кстати, в перечне есть два входящих в ОСК предприятия — Центр судоремонта "Звездочка" (Северодвинск) и "Адмиралтейские верфи" (Санкт-Петербург). На долю "Рособоронэкспорта" сейчас приходится более 80% российского оружейного экспорта.
ОСК явно не устраивает роль экспортера запчастей к подлодкам и кораблям. В проекте концепции приводится список "наиболее экспортно ориентированных образцов техники ВМС на период до 2020 года", в котором значатся дизель-электрические подлодки проектов 636, "Амур-1650", "Амур-950"; фрегаты проектов 1135.6 и 22350; корвет проекта 20382 "Тигр"; катера проектов 1241.8 "Молния", 21630 "Торнадо", 22460Э "Рубин", 10410 "Светляк", 14310 "Мираж", 12200 "Соболь"; десантный катер на воздушной подушке проекта 12061Э "Мурена"; тральщики проектов 10750Э и 12700. При этом ряд заводов-производителей перечисленных судов даже не входит в ОСК. Так, катера 1241.8 "Молния" и 14310 "Мираж" производятся рыбинским заводом "Вымпел"; малый артиллерийский корабль "Торнадо", а также катера "Светляк" и "Соболь" — ОАО "Судостроительная фирма "Алмаз"" (Санкт-Петербург). Получается, что ОСК собирается стать экспортером готовой продукции отечественных судостроителей, тем самым вступая в прямую конкуренцию с "Рособоронэкспортом".
В самой ОСК не отрицают планов по самостоятельному выходу на внешний рынок с готовой продукцией. "Мы прорабатываем различные модели выхода ОСК на зарубежный рынок, находясь в довольно спокойном диалоге с "Рособоронэкспортом"",— заявил "Ъ" представитель корпорации. Однако в "Рособоронэкспорте" считают, что реализация этих планов нанесет ущерб интересам РФ. Официальный представитель ФГУП Вячеслав Давиденко заявил "Ъ": "Появление новых субъектов ВТС, наделенных правами поставок готовой продукции военного назначения, это шаг назад. Фактически это возвращение к тому времени, когда объемы поставок вооружений составляли $2 млрд. Мы ушли от конкуренции на внешнем рынке при тех объемах, и сегодня они увеличились до $10 млрд". Напомним, что несколько лет назад при создании Объединенной авиастроительной корпорации ее руководители также хотели получить право самостоятельного экспорта военных самолетов, однако реализовать свои планы им так и не удалось.
Вчера в Минпромторге "Ъ" подтвердили, что проект концепции развития ОСК, в том числе возможность наделения корпорации статусом субъекта ВТС, обсуждался на уровне министерства. При этом представитель министерства затруднился уточнить позицию ведомства по этому вопросу. В ФС ВТС от комментариев отказались.
Научный редактор журнала "Экспорт вооружений" Михаил Барабанов подсчитал, что суммарный объем поставок военно-морской техники и вооружения из России с учетом комплектующих в 2010 году может составить около $2,6 млрд. "Это доведет долю такой продукции в общем объеме российского оборонного экспорта примерно до 25%",— сообщил "Ъ" господин Барабанов, уточнив, что в 2009 году этот показатель составлял не более 9% (около $770 млн). Нынешний год, по его оценкам, будет рекордным для российского военного морского экспорта. "Согласно прогнозам ФГУП "Рособоронэкспорт", суммарный российский оборонный экспорт побьет очередной рекорд, превысив $10 млрд, и немалая доля этого рекорда будет обеспечена за счет фактических поставок за рубеж новых кораблей и морского вооружения,— отмечает Михаил Барабанов.— Маловероятно, чтобы "Рособоронэкспорт" согласился поступиться своей монополией".
Объем экспортных контрактов со сроком завершения в 2010 году, реализуемых предприятиями ОСК, оценивается в $1,4 млрд. Так, в этом году Алжиру переданы две дизель-электрические подводные лодки проекта 636М, построенные на ОАО "Адмиралтейские верфи" по контракту 2006 года (стоимость — около $600 млн). До конца года запланирована передача в лизинг Индии сроком на десять лет атомной многоцелевой подводной лодки "Нерпа" проекта 971И, достроенной на ОАО "Амурский судостроительный завод" по контракту 2005 года (стоимость $650 млн). Кроме того, планируется передача Туркмении двух больших ракетных катеров проекта 12418, построенных на ОАО "Средне-Невский судостроительный завод" (контракт 2008 года стоимостью около $150 млн).
Сейчас для ОСК особый интерес представляют три потенциальных заказчика — Индия, Алжир и Индонезия, отмечает Михаил Барабанов. В Индию продвигаются фрегаты проекта 22350 в индийской тендерной программе фрегата 17А. Есть перспективы продвижения в Индию новых подводных лодок проекта 677, а также остается вероятность заказа на вторую атомную подлодку проекта 971. Кроме того, не исключено, что индийцы закажут еще три фрегата 1135.6М. В Алжир продвигают фрегаты 22350 и корветы проекта 20382. С Индонезией возможен контракт на поставку двух подлодок проекта 636М. "Хорошие перспективы есть во Вьетнаме, который проявлял интерес к постройке еще двух корветов "Гепард", а также может обсуждаться лицензионное строительство этих корветов во Вьетнаме. Кроме того, есть некая вероятность продажи подлодок проекта 636 либо 677 в Венесуэлу и Египет",— добавляет эксперт.
Замдиректора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко сомневается в целесообразности создания еще одного госпосредника на рынке вооружений. "Если бы ОСК удалось получить статус субъекта ВТС, она стала бы еще одним торговым посредником между производителями и экспортными заказчиками",— говорит он. Более того, в течение нескольких лет ОСК, по его мнению, была бы менее эффективна, чем "Рособоронэкспорт", который "за счет объема поставок может обеспечить более низкую цену стране-покупателю и взимает с производителя менее высокие комиссионные проценты, чем новый посредник".
Сейчас статус субъекта ВТС имеют ФГУП "Рособоронэкспорт" (государственный посредник) и еще 21 организация-разработчик и производитель продукции военного назначения (ПВН). При этом государственный посредник наделен правом "поставки всего спектра ПВН, разрешенной к вывозу из РФ", то есть в том числе и готовой продукции. Остальные же участники рынка могут экспортировать только запчасти, агрегаты и узлы, документацию, а также заниматься сервисным обслуживанием ранее поставленной техники, указано на сайте Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству. Кстати, в перечне есть два входящих в ОСК предприятия — Центр судоремонта "Звездочка" (Северодвинск) и "Адмиралтейские верфи" (Санкт-Петербург). На долю "Рособоронэкспорта" сейчас приходится более 80% российского оружейного экспорта.
ОСК явно не устраивает роль экспортера запчастей к подлодкам и кораблям. В проекте концепции приводится список "наиболее экспортно ориентированных образцов техники ВМС на период до 2020 года", в котором значатся дизель-электрические подлодки проектов 636, "Амур-1650", "Амур-950"; фрегаты проектов 1135.6 и 22350; корвет проекта 20382 "Тигр"; катера проектов 1241.8 "Молния", 21630 "Торнадо", 22460Э "Рубин", 10410 "Светляк", 14310 "Мираж", 12200 "Соболь"; десантный катер на воздушной подушке проекта 12061Э "Мурена"; тральщики проектов 10750Э и 12700. При этом ряд заводов-производителей перечисленных судов даже не входит в ОСК. Так, катера 1241.8 "Молния" и 14310 "Мираж" производятся рыбинским заводом "Вымпел"; малый артиллерийский корабль "Торнадо", а также катера "Светляк" и "Соболь" — ОАО "Судостроительная фирма "Алмаз"" (Санкт-Петербург). Получается, что ОСК собирается стать экспортером готовой продукции отечественных судостроителей, тем самым вступая в прямую конкуренцию с "Рособоронэкспортом".
В самой ОСК не отрицают планов по самостоятельному выходу на внешний рынок с готовой продукцией. "Мы прорабатываем различные модели выхода ОСК на зарубежный рынок, находясь в довольно спокойном диалоге с "Рособоронэкспортом"",— заявил "Ъ" представитель корпорации. Однако в "Рособоронэкспорте" считают, что реализация этих планов нанесет ущерб интересам РФ. Официальный представитель ФГУП Вячеслав Давиденко заявил "Ъ": "Появление новых субъектов ВТС, наделенных правами поставок готовой продукции военного назначения, это шаг назад. Фактически это возвращение к тому времени, когда объемы поставок вооружений составляли $2 млрд. Мы ушли от конкуренции на внешнем рынке при тех объемах, и сегодня они увеличились до $10 млрд". Напомним, что несколько лет назад при создании Объединенной авиастроительной корпорации ее руководители также хотели получить право самостоятельного экспорта военных самолетов, однако реализовать свои планы им так и не удалось.
Вчера в Минпромторге "Ъ" подтвердили, что проект концепции развития ОСК, в том числе возможность наделения корпорации статусом субъекта ВТС, обсуждался на уровне министерства. При этом представитель министерства затруднился уточнить позицию ведомства по этому вопросу. В ФС ВТС от комментариев отказались.
Научный редактор журнала "Экспорт вооружений" Михаил Барабанов подсчитал, что суммарный объем поставок военно-морской техники и вооружения из России с учетом комплектующих в 2010 году может составить около $2,6 млрд. "Это доведет долю такой продукции в общем объеме российского оборонного экспорта примерно до 25%",— сообщил "Ъ" господин Барабанов, уточнив, что в 2009 году этот показатель составлял не более 9% (около $770 млн). Нынешний год, по его оценкам, будет рекордным для российского военного морского экспорта. "Согласно прогнозам ФГУП "Рособоронэкспорт", суммарный российский оборонный экспорт побьет очередной рекорд, превысив $10 млрд, и немалая доля этого рекорда будет обеспечена за счет фактических поставок за рубеж новых кораблей и морского вооружения,— отмечает Михаил Барабанов.— Маловероятно, чтобы "Рособоронэкспорт" согласился поступиться своей монополией".
Объем экспортных контрактов со сроком завершения в 2010 году, реализуемых предприятиями ОСК, оценивается в $1,4 млрд. Так, в этом году Алжиру переданы две дизель-электрические подводные лодки проекта 636М, построенные на ОАО "Адмиралтейские верфи" по контракту 2006 года (стоимость — около $600 млн). До конца года запланирована передача в лизинг Индии сроком на десять лет атомной многоцелевой подводной лодки "Нерпа" проекта 971И, достроенной на ОАО "Амурский судостроительный завод" по контракту 2005 года (стоимость $650 млн). Кроме того, планируется передача Туркмении двух больших ракетных катеров проекта 12418, построенных на ОАО "Средне-Невский судостроительный завод" (контракт 2008 года стоимостью около $150 млн).
Сейчас для ОСК особый интерес представляют три потенциальных заказчика — Индия, Алжир и Индонезия, отмечает Михаил Барабанов. В Индию продвигаются фрегаты проекта 22350 в индийской тендерной программе фрегата 17А. Есть перспективы продвижения в Индию новых подводных лодок проекта 677, а также остается вероятность заказа на вторую атомную подлодку проекта 971. Кроме того, не исключено, что индийцы закажут еще три фрегата 1135.6М. В Алжир продвигают фрегаты 22350 и корветы проекта 20382. С Индонезией возможен контракт на поставку двух подлодок проекта 636М. "Хорошие перспективы есть во Вьетнаме, который проявлял интерес к постройке еще двух корветов "Гепард", а также может обсуждаться лицензионное строительство этих корветов во Вьетнаме. Кроме того, есть некая вероятность продажи подлодок проекта 636 либо 677 в Венесуэлу и Египет",— добавляет эксперт.
Замдиректора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко сомневается в целесообразности создания еще одного госпосредника на рынке вооружений. "Если бы ОСК удалось получить статус субъекта ВТС, она стала бы еще одним торговым посредником между производителями и экспортными заказчиками",— говорит он. Более того, в течение нескольких лет ОСК, по его мнению, была бы менее эффективна, чем "Рособоронэкспорт", который "за счет объема поставок может обеспечить более низкую цену стране-покупателю и взимает с производителя менее высокие комиссионные проценты, чем новый посредник".