Судовладельцы и фирмы- страховщики с осторожностью относятся к наличию оружия на борту судна. Это связано с рядом вопросов в сфере законодательства, логистики и безопасности. Однако, за последние месяцы пираты у берегов Сомали захватили несколько судов, а также на многие были совершены нападения.
Несмотря на флотилию кораблей ВМС различных стран, которые сопровождают коммерческие суда через коридоры безопасности, пираты, по данным International Maritime Bureau’s Piracy Reporting Center, захватили у берегов Сомали 31 теплоход в 2009 году и совершили нападение на 172, в 2008 было захвачено 42 парохода и совершено 111 нападений.
Офицеры старшего офицерского состава из ВМС США и Британии настаивают на праве судовладельцев применять вооруженную охрану на борту судов. Датский судоходный гигант Clipper Group заявил в ноябре 2009 года, что при прохождении Аденского Залива у берегов Сомали на борту одного из его теплоходов находились шесть моряков ВМС РФ.
В апреле, служба безопасности Израиля на борту MSC Melody помогла круизному кораблю под флагом Италии избежать нападения, совершив несколько выстрелов в воздух. Представители ВМС США заявляют, что это были люди из частного охранного агентства.
Палата Представителей США, в частности, приняла закон, согласно которому ограничена ответственность любого, кто использует силу для защиты судна под флагом США от пиратского нападения.
В октябре брокер Marsh Inc. и компания по обеспечению безопасности в море, REDfour, включили в пакет предоставляемых ими услуг меры по борьбе с пиратством. Согласно ним судовладельцы смогут пользоваться услугами частного охранного предприятия REDfour для обеспечения безопасности в борьбе с пиратством, страховые полисы могут быть куплены у Marsh. Консультант по безопасности поможет укрепить судно перед путешествием, предоставить невооруженную охрану на борту или предоставить для охраны судна вооруженных людей, бывших офицеров ВМС.
Как сообщает Business Insurance, критики подобных программ по обеспечению вооруженной охраны на судах заявляют о том, помимо проблем, которые она может решить, существуют и те, которые она создает. К примеру, по их мнению, при столкновениях с пиратами вырастет уровень насилия, также существует вероятность увеличения количества полученных экипажем травм, угроза грузу; также создается ответственность третьей стороны, которая предоставляет услуги вооруженной охраны. Даже если государства-флаги допустят наличие оружия на борту, довольно сложно зайти с оружием в порт. Помимо этого, многие эксперты утверждают, что большинство компаний, предоставляющих подобные услуги, обладают сомнительной репутацией.
Однако, все споры относительно применения вооруженной охраны на борту не способствуют прекращению пиратских нападений. В частности, пираты стараются уйти все дальше в воды Индийского Океана, контролировать безопасность которого не может ни одна из стран. Пираты захватили супертанкер Maran Centaurus а расстоянии в 800 морских миль от побережья Сомали. Однако еще ранее произошло нападение на нефтяной танкер BW Lion. Нападение было совершено в 1000 морских миль к востоку от Могадишо.