Зная остроту вопроса, мы особенно оценили недавнюю новость о том, что судоходная компания "Совкомфлот" и сервис-провайдер Orange Business Services заключили соглашение об обеспечении бесперебойной спутниковой связью восьми судов ледового класса. Причем часть их на сегодняшний день уже обеспечена связью от Orange — первыми стали арктические челночные танкеры "Михаил Ульянов" и "Кирилл Лавров".
Оба танкера работают на Приразломном месторождении и специально спроектированы для обслуживания этого проекта. Они относятся к типоразмеру Panamax, дедвейт каждого составляет 70 тыс. т, длина — 257 м, ширина — 34 м. Суда обладают ледовым классом Arc6, отличаются высокой ледовой проходимостью. Благодаря пропульсивным установкам типа Azipod, они способны самостоятельно преодолевать лед толщиной до 1,2 м, используя принцип движения "кормой вперед".
В новости сказано, что в числе судов, которым будет подключена спутниковая связь, есть еще три челночных танкера, но названия их не уточняется. Какие-либо дополнительные подробности по части флота и непосредственной эксплуатации подключаемого на судах комплекса связи компания "Совкомфлот", к которой мы обратились, пока предпочла не сообщать.
В свою очередь, сервис-провайдер Orange Business Services согласился ответить на несколько наших вопросов, предоставив ту часть сведений, которая относится к сфере его компетенции.
– Расскажите более подробно о содержании соглашения: какой комплекс оборудования будет поставлен на суда, каким функционалом он будет обладать?
– Увы, не можем разгласить подробности спецификации, но если говорить в общем – мы организовали сеть передачи данных и комплекс спутниковой связи на базе технологии VSAT. С помощью этих компонентов мы предоставляем спутниковый интернет, передачу голоса, LAN, Wi-Fi. Мы также осуществляем проактивный мониторинг связи в круглосуточном режиме. При ее разрыве мы готовы предоставить срочную техническую поддержку по ее восстановлению.
– Какие передовые решения в области связи применены в этом комплексе?
– Уникальность решения Orange Maritime VSAT состоит в том, что на практике было реализовано автоматическое переключение сигнала между тремя телекоммуникационными хабами и шестью спутниками из российской группировки, которые обеспечили устойчивый и бесшовный сигнал на протяжении движения судна по всему Северному морскому пути. Одновременная видимость антенной нескольких спутников минимизирует риски проблем со связью даже на арктических широтах (выше 72-й параллели).
– Какие типы судов будут обеспечены спутниковой связью? В каких районах они будут работать?
– Первыми судами "Совкомфлота", на которых была подключена спутниковая связь Orange, стали арктические челночные танкеры "Михаил Ульянов" и "Кирилл Лавров" – это крупнейшие нефтеналивные танкеры, построенные в России. Помимо них, в рамках первичного развертывания, аналогичное решение будет установлено еще на трех арктических челночных танкерах компании. На Дальнем Востоке связью Orange будут обеспечены суда другого типа – три судна снабжения, задача которых – обеспечивать безопасную работу морских платформ.
– Арктика — регион с экстремальными условиями. Какие сложности со связью там могут возникать и как вы с ними справляетесь?
– В условиях Арктики оборудование необходимо защищать от низких температур и от вибрации при прохождении судна через льды. В первом случае применяется обогрев VSAT-терминалов, во втором – специальные демпферы.
– Как строится ваше сотрудничество с "Совкомфлотом"? Выдвигаются ли судовладельцем какие-то дополнительные требования? Есть ли момент индивидуального формирования пакета услуг?
– "Совкомфлот" и Orange — это международные лидеры в своих областях, поэтому с обеих сторон ожидаются высокие стандарты качества исполняемых услуг. Мы не можем разглашать детали нашего взаимодействия, но, конечно же, мы всегда готовы кастомизировать решение под требования заказчика.
– С какими еще компаниями и в каком объеме вы работаете на российском судоходном рынке?
– На данный момент к нашей связи подключено более 60 российских судов, среди них также суда крупнейшего производителя рыбных консервов "Доброфлот" и "Арктического морского пароходства".
– Как, в целом, развивается сфера спутниковой связи на судах? Какие тенденции появились в последнее время? Чего можно ожидать через 10-15 лет?
– С ростом цифровизации судоходства растут и требования к пропускной способности связи на судах. Продолжающийся тренд – переход с низкоскоростных L-band-систем на ШПД в диапазоне Ku. Мы ожидаем, что следующий тренд, который проявится в течение следующих 10 лет, будет связан с переходом с Ku уже на Ka-диапазон.
Материалы по теме:
Автоматизация Севера — Росгидромет накануне большого обновления (интервью с главой Росгидромета)
Наследники Попова (интервью с гендиректором Российского института мощного радиостроения)
"Мы заняли нишу недорогих, но работающих приборов" (интервью с гендиректором "Лаборатории подводной связи и навигации")
Руками - трогать (о семинаре по навигационному оборудованию, проведенному компанией "Морская техника")
Российский ледокол признан лучшим судном года. Как так вышло (о ледоколе "Евгений Примаков" компании "Совкомфлот")