Бюро имеет достаточно богатую историю. Сергей Яковлевич, расскажите, какие изменения произошли в ОКБ ОТ РАН в последние годы? Что нового появилось?
Опытно-Конструкторское Бюро Океанологической Техники было создано 19 марта 1970 года. Постановлением Государственного комитета по науке и технике Совета Министров СССР "в целях развития работ по техническому перевооружению и автоматизации фундаментальных исследований Мирового океана, проводимых институтами Академии наук СССР".
Начнем с более-менее круглой цифры. В 2010 году были проведены глубоководные завершающие испытания "Мобильного комплекса многоцелевого глубоководного телеуправляемого подводного аппарата рабочего класса ROSUB-6000", созданного для индийского Национального института океанских технологий. Комплекс предназначен для выполнения научно-исследовательских, подводно-технических и аварийно-спасательных работ на глубинах до 6000 м. Этими испытаниями успешно был завершен контракт на создание комплекса.
За последние годы ОКБ принимало участие в ряде крупных проектов по заказам Минобрнауки, Минпромторга, Минобороны. Это, например, работы по созданию сложных комплексов экологического мониторинга моря, в том числе, в зоне Арктики, которые включают в себя создание новых образцов отечественных автономных и телеуправляемых подводных аппаратов, муринговых сканирующих систем, донных станций, навигационных систем и др.
Пришлось ли отказаться от каких-либо направлений работы?
Мы не хотим отказываться ни от каких направлений, напротив, создаем новые. К сожалению, приостановлены работы по созданию, например, обитаемых подводных аппаратов. Прекращен выпуск ряда приборов и датчиков, устаревших по своей элементной базе. Они часто востребованы и сейчас, но крайне нерегулярно и в небольших количествах. Поэтому их разработка на новом уровне, с новой элементной базой, увы, совершенно нерентабельна. Ситуация усугубляется тем, что мы, по определению, не имеем ни рубля бюджетного финансирования.
По каким направлениям сегодня работает конструкторское бюро? В каких исследованиях заняты?
Как я уже говорил, это в основном работы, связанные с созданием систем для исследований моря, а также экологического мониторинга, главным образом трубопроводов, платформ, районов захоронения ОВ, ВВ и РАО.
ОКБ ОТ РАН выполняет достаточно широкий спектр работ. Но на данный момент можете ли Вы выделить самые перспективные, которые пользуются сегодня наибольшим спросом? И какие работы по ним проводит Бюро?
Это уже названные системы экологического мониторинга, системы постоянного контроля за содержанием в водной среде вредных, взрывчатых, токсичных веществ, аппаратура контроля химического состава воды и утечек в районах морских нефтепромыслов и трубопроводов. Это разработка, изготовление и поставка заказчикам аппаратуры для активной сейсмо- и электроразведки. Кроме того, мы разрабатываем также аппаратуру для пассивной, абсолютно экологически безопасной сейсмо- и электроразведки, от сухопутной до глубоководной. Надо сказать, к ней проявляют живейший интерес добывающие компании стран Азии и Латинской Америки, как, впрочем, и европейские страны.
Вы сотрудничаете и с зарубежными организациями? В какой форме все это происходит? На данный момент есть ли проекты, разрабатываемые совместно с иностранными специалистами?
Нами были выполнены ряд проектов по проведению исследовательских работ, разработке и поставке разного оборудования для Индии, Греции, Испании, Германии, США, Израиля, Кипра и др. Во исполнение решений глав России и Индии, В.В. Путина и М. Сингха, на базе ОКБ создан Российско-Индийский научно-технологический центр. Кроме того, более полутора десятка лет мы успешно сотрудничаем с индийскими коллегами в рамках Комплексной долговременной программы сотрудничества РАН и Миннауки Индии в области океанологической техники. Упоминавшийся ранее комплекс ROSUB-6000 начинался именно в рамках этой программы, перейдя затем в коммерческий договор на совместную разработку, изготовление и испытания.
С какими партнерами вы работаете в России? Ведутся ли с кем-либо совместные исследования?
Научно–технические работы проводятся с целым рядом институтов и организаций, в число которых входят такие компании, как ОАО "Концерн "Океанприбор", ОАО "Концерн "Морское подводное оружие – Гидроприбор", ОАО ЦНИИ "Курс", "Тетис–Про", "Иркутский Государственный технический университет", "Южный Федеральный университет", ИО им. Н.П.Ширшова РАН и многими другими.
Бюро также производит и собственную продукцию. Расскажите, какую именно? И кто основные заказчики?
ОКБ имеет собственное экспериментальное производство, поэтому многие изделия мы изготавливаем на собственной базе. Но, учитывая высокую сложность большинства разработок, с самого начала мы используем наиболее передовые инженерные решения и технологии из аэрокосмической и судостроительной промышленности.
Как у вас обстоят дела с кадрами? Много ли молодых специалистов хотят работать в ОКБ?
Основной кадровый состав ОКБ – это профессионалы, преданные морю и своему делу, которые проработали у нас, в зависимости от возраста, и 10, 20, 30 лет, а кое-кто и всю жизнь. Из молодых специалистов задерживаются далеко не все, но оставшиеся – это специалисты высокой квалификации, работающие в сфере морских технологий.
Известно, что вы сотрудничаете с профильными вузами, работаете со студентами. А чем помимо этого "привлекаете" молодежь?
У нас стало традицией проводить преддипломную защиту выпускников МВТУ им. Н.Э.Баумана.
Как вы вообще оцениваете обстановку на рынке в сегменте, где работает ОКБ ОТ РАН?
К сожалению, следует отметить, что значительная доля в этом сегменте рынка – это продукция зарубежных фирм и эта ситуация пока если и изменяется, то малозаметно.
Намечаются ли перспективные проекты на ближайшие годы?
Безусловно, особенно с учетом явно выраженного интереса к ресурсам Арктики.
Есть ли у Вас планы на ближайшее будущее? Как будет развиваться Бюро?
Это тема отдельной беседы, тем более, что происходящие изменения в РАН создают существенную неопределенность.
Беседовала Анастасия Судникова