Корабли ВМФ являются основными объектами, на которые поставляется система корабельного мониторинга (СКМ) разработки СКБ "Энергия". К их числу принадлежат малые ракетные корабли (МРК) проекта 21631 "Буян-М", имеющие сравнительно небольшой экипаж, но обладающие достаточно серьезным боевым потенциалом.
В статье еженедельника "Звезда" от 21 января 2016 г., посвященной МРК "Серпухов" и "Зеленый Дол", в качестве приоритетных свойств помимо их высоких боевых возможностей отмечается способность автоматизированного контроля с помощью СКМ внешней и внутренней обстановки как из ходовой рубки, так и из поста энергетики живучести.
Обобщенное представление о функциональных возможностях СКМ приводилось в статье предыдущего номера журнала (WWW.KORABEL.RU №2(32).
Более детальное представление о системе на основе опыта ее внедрения на корабли ВМФ дается на примере СКМ-21631.
Конструктивно СКМ подразделяется на аппаратную часть и программное обеспечение. К аппаратной части относится оборудование сбора данных (ТВ-камеры палубные КТ-366 и внутриотсечные КТ-276), оборудование обработки, управления, регистрации и отображения информации (блоки БОИ, БУР, БУК, БПАВ, БПАП), блок бесперебойного электропитания УБП, линии связи (оптоволокно, витая пара).
|
Рисунок 2. Размещение ТВК КТ-366
/ Завод Энергия |
Программное обеспечение (ПО) СКМ построено по модульному принципу, позволяющему учитывать конкретную структуру размещенных аппаратных средств и обеспечивать решение комплекса целевых задач распределения и обработки цифровых ТВ-сигналов, организации пультовых режимов управления СКМ и входящих в ее состав устройств, организации обмена информацией по сети СКМ и с сопрягаемыми системами (например, пожарной сигнализации), предоставления информации о месте возникновения нештатной ситуации в текстовом и графическом виде, а также передачу ее в корабельную систему управления техническими средствами, диагностики аппаратных средств СКМ, архивации видеоинформации и текстовых сообщений, включая сообщения о работе системы в целом и др.
ПО СКМ обладает функциями самовосстановления после сбоя, автоматического восстановления программных связей между блоками, предотвращения перегрузки сети передачи данных СКМ.
За более чем 5-летний срок производства и поставки СКМ на корабли проекта "Буян-М" у организации — строителя кораблей (Зеленодольский завод им. А.М. Горького) и у эксплуатирующих систему экипажей накопился значительный практический опыт.
По отзывам специалистов завода, результаты оснащения системой ряда кораблей и судов ВМФ показали ее высокую адаптируемость к конструкциям и оборудованию объектов с учетом их особенностей и специфики. К преимущественным свойствам системы, выгодно отличающим ее как от отечественных, так и зарубежных аналогов, относятся высокая функциональность в сочетании с удобством эксплуатации и оригинальностью конструктивно-технологического исполнения. Обладая уникальными возможностями осуществлять интеллектуальный дистанционный мониторинг среды и оборудования особенно в тяжелых климатических условиях, система представляет интерес для использования с целью обеспечения безопасности от техногенных и антропогенных угроз не только на кораблях и судах, но и на береговых потенциально опасных особо важных объектах.
По мнению личного состава экипажей кораблей, проходящих службу на МРК, способность СКМ осуществлять не только видеоконтроль внешней и внутренней обстановки, но и производить автоматическое обнаружение возможных аварийных ситуаций без привлечения дополнительного личного состава существенно облегчает выполнение обязанностей дежурно-вахтенной службы на корабле.
В 2013 г. СКМ прошла масштабную модернизацию в части создания новых блоков и телевизионных камер. На ее основе в 2016 г. Военно-морским флотом РФ были разработаны и утверждены "Общие технические требования к системам корабельного мониторинга и комплексам технических средств охраны надводных кораблей и судов обеспечения Военно-морского флота". Этот документ является обязательным для организаций Минобороны России и промышленности при разработке и внедрении систем видеомониторинга на конкретных проектах кораблей и открывает широкие перспективы для дальнейшего практического использования СКМ производства СКБ "Энергия".