Корабли ВМФ являются основными объектами, на которые поставляется система корабельного мониторинга (СКМ) разработки СКБ "Энергия". К их числу принадлежат малые ракетные корабли (МРК) проекта 21631 "Буян-М", имеющие сравнительно небольшой экипаж, но обладающие достаточно серьезным боевым потенциалом.
В статье еженедельника "Звезда" от 21 января 2016 г., посвященной МРК "Серпухов" и "Зеленый Дол", в качестве приоритетных свойств помимо их высоких боевых возможностей отмечается способность автоматизированного контроля с помощью СКМ внешней и внутренней обстановки как из ходовой рубки, так и из поста энергетики живучести.
Обобщенное представление о функциональных возможностях СКМ приводилось в статье предыдущего номера журнала (WWW.KORABEL.RU №2(32).
Более детальное представление о системе на основе опыта ее внедрения на корабли ВМФ дается на примере СКМ-21631.
Конструктивно СКМ подразделяется на аппаратную часть и программное обеспечение. К аппаратной части относится оборудование сбора данных (ТВ-камеры палубные КТ-366 и внутриотсечные КТ-276), оборудование обработки, управления, регистрации и отображения информации (блоки БОИ, БУР, БУК, БПАВ, БПАП), блок бесперебойного электропитания УБП, линии связи (оптоволокно, витая пара).
Программное обеспечение (ПО) СКМ построено по модульному принципу, позволяющему учитывать конкретную структуру размещенных аппаратных средств и обеспечивать решение комплекса целевых задач распределения и обработки цифровых ТВ-сигналов, организации пультовых режимов управления СКМ и входящих в ее состав устройств, организации обмена информацией по сети СКМ и с сопрягаемыми системами (например, пожарной сигнализации), предоставления информации о месте возникновения нештатной ситуации в текстовом и графическом виде, а также передачу ее в корабельную систему управления техническими средствами, диагностики аппаратных средств СКМ, архивации видеоинформации и текстовых сообщений, включая сообщения о работе системы в целом и др.
ПО СКМ обладает функциями самовосстановления после сбоя, автоматического восстановления программных связей между блоками, предотвращения перегрузки сети передачи данных СКМ.
За более чем 5-летний срок производства и поставки СКМ на корабли проекта "Буян-М" у организации — строителя кораблей (Зеленодольский завод им. А.М. Горького) и у эксплуатирующих систему экипажей накопился значительный практический опыт.
По отзывам специалистов завода, результаты оснащения системой ряда кораблей и судов ВМФ показали ее высокую адаптируемость к конструкциям и оборудованию объектов с учетом их особенностей и специфики. К преимущественным свойствам системы, выгодно отличающим ее как от отечественных, так и зарубежных аналогов, относятся высокая функциональность в сочетании с удобством эксплуатации и оригинальностью конструктивно-технологического исполнения. Обладая уникальными возможностями осуществлять интеллектуальный дистанционный мониторинг среды и оборудования особенно в тяжелых климатических условиях, система представляет интерес для использования с целью обеспечения безопасности от техногенных и антропогенных угроз не только на кораблях и судах, но и на береговых потенциально опасных особо важных объектах.
По мнению личного состава экипажей кораблей, проходящих службу на МРК, способность СКМ осуществлять не только видеоконтроль внешней и внутренней обстановки, но и производить автоматическое обнаружение возможных аварийных ситуаций без привлечения дополнительного личного состава существенно облегчает выполнение обязанностей дежурно-вахтенной службы на корабле.
В 2013 г. СКМ прошла масштабную модернизацию в части создания новых блоков и телевизионных камер. На ее основе в 2016 г. Военно-морским флотом РФ были разработаны и утверждены "Общие технические требования к системам корабельного мониторинга и комплексам технических средств охраны надводных кораблей и судов обеспечения Военно-морского флота". Этот документ является обязательным для организаций Минобороны России и промышленности при разработке и внедрении систем видеомониторинга на конкретных проектах кораблей и открывает широкие перспективы для дальнейшего практического использования СКМ производства СКБ "Энергия".
Обобщенное представление о функциональных возможностях СКМ приводилось в статье предыдущего номера журнала (WWW.KORABEL.RU №2(32).
Более детальное представление о системе на основе опыта ее внедрения на корабли ВМФ дается на примере СКМ-21631.
Конструктивно СКМ подразделяется на аппаратную часть и программное обеспечение. К аппаратной части относится оборудование сбора данных (ТВ-камеры палубные КТ-366 и внутриотсечные КТ-276), оборудование обработки, управления, регистрации и отображения информации (блоки БОИ, БУР, БУК, БПАВ, БПАП), блок бесперебойного электропитания УБП, линии связи (оптоволокно, витая пара).
Рисунок 2. Размещение ТВК КТ-366 / Завод Энергия |
ПО СКМ обладает функциями самовосстановления после сбоя, автоматического восстановления программных связей между блоками, предотвращения перегрузки сети передачи данных СКМ.
За более чем 5-летний срок производства и поставки СКМ на корабли проекта "Буян-М" у организации — строителя кораблей (Зеленодольский завод им. А.М. Горького) и у эксплуатирующих систему экипажей накопился значительный практический опыт.
По отзывам специалистов завода, результаты оснащения системой ряда кораблей и судов ВМФ показали ее высокую адаптируемость к конструкциям и оборудованию объектов с учетом их особенностей и специфики. К преимущественным свойствам системы, выгодно отличающим ее как от отечественных, так и зарубежных аналогов, относятся высокая функциональность в сочетании с удобством эксплуатации и оригинальностью конструктивно-технологического исполнения. Обладая уникальными возможностями осуществлять интеллектуальный дистанционный мониторинг среды и оборудования особенно в тяжелых климатических условиях, система представляет интерес для использования с целью обеспечения безопасности от техногенных и антропогенных угроз не только на кораблях и судах, но и на береговых потенциально опасных особо важных объектах.
По мнению личного состава экипажей кораблей, проходящих службу на МРК, способность СКМ осуществлять не только видеоконтроль внешней и внутренней обстановки, но и производить автоматическое обнаружение возможных аварийных ситуаций без привлечения дополнительного личного состава существенно облегчает выполнение обязанностей дежурно-вахтенной службы на корабле.
В 2013 г. СКМ прошла масштабную модернизацию в части создания новых блоков и телевизионных камер. На ее основе в 2016 г. Военно-морским флотом РФ были разработаны и утверждены "Общие технические требования к системам корабельного мониторинга и комплексам технических средств охраны надводных кораблей и судов обеспечения Военно-морского флота". Этот документ является обязательным для организаций Минобороны России и промышленности при разработке и внедрении систем видеомониторинга на конкретных проектах кораблей и открывает широкие перспективы для дальнейшего практического использования СКМ производства СКБ "Энергия".