ОАО "ЦКБ "Лазурит" в основном занято разработкой уникальных подводных средств для нужд ВМФ, но в то же время имеет опыт проектирования, участия в строительстве и сдаче надводных судов гражданского назначения, в том числе рыбопромысловых судов:
- в период 1993-95гг. был разработан проект малого рыбопромыслового судна МУРС (пр. 91043) водоизмещением 580 т 1 ограниченного района плавания;
- в 1997 году был разработан проект среднего рыболовного траулера (СРТ) с передовой технологией траления по схеме дубль-трал (пр.91014) водоизмещением 1400 т неограниченного района плавания;
- в 1999-2000гг. по заказу ООО ПО "ЛУММ" был разработан проект малого универсального рыболовного траулера МРТК водоизмещением 61 т, по которому в 2001 году на ОАО "Чкаловская судостроительная верфь" было построено головное судно.
- в период 1993-95гг. был разработан проект малого рыбопромыслового судна МУРС (пр. 91043) водоизмещением 580 т 1 ограниченного района плавания;
- в 1997 году был разработан проект среднего рыболовного траулера (СРТ) с передовой технологией траления по схеме дубль-трал (пр.91014) водоизмещением 1400 т неограниченного района плавания;
- в 1999-2000гг. по заказу ООО ПО "ЛУММ" был разработан проект малого универсального рыболовного траулера МРТК водоизмещением 61 т, по которому в 2001 году на ОАО "Чкаловская судостроительная верфь" было построено головное судно.
В начале 2000-х годов союзом рыболовецких колхозов России был проведен анализ состояния промыслового флота и разработана концепция его возобновления и дальнейшего развития. В соответствие с разработанной концепцией её создателями было составлено техническое задание на разработку проекта малого рыболовного судна нового поколения. К постройке предполагалась серия из 20 судов. Разработку технического проекта было предложено вести ОАО "ЦКБ "Лазурит".
В 2001 году по техническому заданию Росрыбколхозсоюза был создан проект малого универсального рыболовного траулера прибрежно- морского промысла под класс Регистра КМ *ЛУ 11 (рыболовное) – проект 21280, согласованный всеми заинтересованными организациями, в том числе и Гипрорыбфлотом и Госкомрыболовством. В то время в Госкомрыболовстве готовилось распоряжение Правительства РФ о наделении судов постройки 2005–2006 гг. квотами на промысел. Но в постановлении Правительства РФ №704 от 20.11.2003 г. выделение квот так и не было предусмотрено.
В результате количество судов в серии существенно сократилось. На Астраханской судоверфи из 20 судов построены два головных МРС проекта 21280: "Звезда рыбака" и "Звезда удачи" по цене 2,0 млн. долл. США с учетом 20% НДС. Из них 30% финансировал колхоз "Ударник", 70% – Росагролизинг.
В июне 2004 г. суда ввели в эксплуатацию, прибыли они в Мурманск, но квоты для судов рыболовецкому колхозу "Ударник" не выделили. В результате суда были переданы в эксплуатацию другому предприятию.
В 2014 году судно "Звезда рыбака" прошло ремонт и в настоящее время эксплуатируется в Мурманской области.
Судно проекта 21280 – малый рыбопромысловый траулер нового поколения, создано с учетом последних достижений зарубежного и отечественного опыта, оснащено современным рыбопромысловым оборудованием, позволяющим вести промысел рыбы донным и разноглубинным тралами, снюрреводом, добычу краба малыми коническими ловушками с сохранением улова в охлаждаемом холодильной навигационным и рыбопоисковым вооружением. Форма корпуса судна выбрана на базе специально проведенных модельных испытаний во ФГУП
"ЦНИИ им. А.Н.Крылова".
Судно обладает хорошими ходовыми, маневренными и мореходными качествами, которые подтверждены при проведении приемо-сдаточных испытаний на Каспийском море.
Технические характеристики судна:
В процессе проектирования траулера разработано несколько вариантов комплектации судна применительно к различным районам его использования. В частности, это относится к Камчатскому региону (мелкосидящий вариант), для Белого и Баренцева морей. Поскольку для каждого района характерны свои виды рыбной продукции, свои орудия лова, для них подобрано специфическое оборудование и оснащение, а также конкретные условия их использования.
Используя опыт проектирования, строительства, сдачи и эксплуатации судна пр.21280 ОАО "ЦКБ "Лазурит" в дальнейшем при проектировании малого рыболовного судна пр.21640 по заказу фирмы "Атлантрыбфлот" был реализован ряд конструктивных улучшений. Так, вместо литого киля в этом проекте оптимизирована растяжка обшивки корпуса и выбор ее толщин, изменена конструкция балластного литого киля на коробчатую сварную с заполнением стандартными балластинами, что значительно повышает остойчивость судна и снижает трудоемкость постройки. Повышение остойчивости суда позволило вместо грузовых стрел применить кран-манипулятор.
Дальнейшие инициативные проработки позволили отказаться от винта регулируемого шага и перейти на винт фиксированного шага с реверс-редуктором и управляемой муфтой проскальзывания. Конфигурация и конструкция рулевой рубки разработана с учетом упрощения промысловых схем и сокращения состава промыслового оборудования, что обеспечило снижение ее массы. Указанные проработки доказали возможность устранения ряда незначительных недостатков судна пр.21280, выявленных в процессе его эксплуатации.
В настоящее время в ЦКБ внедряется система 3D проектирования, использование которой позволит улучшить эргономику машинного отделения и интерьер жилых помещений.
В завершении рассказа об опыте ОАО "ЦКБ "Лазурит" в надводном гражданском судостроении следует отметить следующий проект.
Назначение судна – промысел рыбы (килька и другие виды рыб) в Каспийском море:
• на свет конусом;
• рыбонасосом;
• сетной лов частиковых видов рыб (сазан, сельдь, кефаль);
• производство мороженой продукции из неразделанной рыбы;
• хранение замороженной продукции в рефрижераторном трюме при температуре минус 280Со;
• транспортировка готовой продукции в порт назначения.
Район плавания – неограниченный в соответствии с Правилами Российского Морского Регистра Судоходства. Район эксплуатации – Каспийское море круглогодично, кроме периода зимнего ледостава. Тип судна – морское, стальное, однопалубное, дизельное, одновинтовое с винтом фиксированного шага в неповоротной насадке, с кормовым расположением жилых помещений, навигационно-промысловой рубки, надстройки, машинного тделения, с расположением рефрижераторного трюма в средней части, с избыточным надводным бортом и баком.
Главные размерения:
- в служебных помещениях, м 2,40/2,20
- в навигационно-промысловой рубке, м 2,67/2,40
- в рефрижераторном трюме, м 2,80/2,55
В связи с вышеизложенным, учитывая имеющийся потенциал и научно-технический задел, предлагаем заинтересованным организациям рассмотреть возможность участия нашего предприятия в создании рыбопромысловых судов, доработанных под действующие Правила РМРС, в тесном сотрудничестве с потенциальными Заказчиками в рамках реализации лизинговых схем финансирования проектов.
В 2001 году по техническому заданию Росрыбколхозсоюза был создан проект малого универсального рыболовного траулера прибрежно- морского промысла под класс Регистра КМ *ЛУ 11 (рыболовное) – проект 21280, согласованный всеми заинтересованными организациями, в том числе и Гипрорыбфлотом и Госкомрыболовством. В то время в Госкомрыболовстве готовилось распоряжение Правительства РФ о наделении судов постройки 2005–2006 гг. квотами на промысел. Но в постановлении Правительства РФ №704 от 20.11.2003 г. выделение квот так и не было предусмотрено.
В результате количество судов в серии существенно сократилось. На Астраханской судоверфи из 20 судов построены два головных МРС проекта 21280: "Звезда рыбака" и "Звезда удачи" по цене 2,0 млн. долл. США с учетом 20% НДС. Из них 30% финансировал колхоз "Ударник", 70% – Росагролизинг.
В июне 2004 г. суда ввели в эксплуатацию, прибыли они в Мурманск, но квоты для судов рыболовецкому колхозу "Ударник" не выделили. В результате суда были переданы в эксплуатацию другому предприятию.
В 2014 году судно "Звезда рыбака" прошло ремонт и в настоящее время эксплуатируется в Мурманской области.
Судно проекта 21280 – малый рыбопромысловый траулер нового поколения, создано с учетом последних достижений зарубежного и отечественного опыта, оснащено современным рыбопромысловым оборудованием, позволяющим вести промысел рыбы донным и разноглубинным тралами, снюрреводом, добычу краба малыми коническими ловушками с сохранением улова в охлаждаемом холодильной навигационным и рыбопоисковым вооружением. Форма корпуса судна выбрана на базе специально проведенных модельных испытаний во ФГУП
"ЦНИИ им. А.Н.Крылова".
Судно обладает хорошими ходовыми, маневренными и мореходными качествами, которые подтверждены при проведении приемо-сдаточных испытаний на Каспийском море.
Технические характеристики судна:
- Длина габаритная, м 26,7
- Ширина габаритная, м 7,0
- Высота борта, м 3,25
- Осадка с грузом, м 2,45
- Водоизмещение с грузом, т 239
- Дедвейт, т 49,0
- Скорость хода, узлов 11,5
- Экипаж, чел. 6
В процессе проектирования траулера разработано несколько вариантов комплектации судна применительно к различным районам его использования. В частности, это относится к Камчатскому региону (мелкосидящий вариант), для Белого и Баренцева морей. Поскольку для каждого района характерны свои виды рыбной продукции, свои орудия лова, для них подобрано специфическое оборудование и оснащение, а также конкретные условия их использования.
Используя опыт проектирования, строительства, сдачи и эксплуатации судна пр.21280 ОАО "ЦКБ "Лазурит" в дальнейшем при проектировании малого рыболовного судна пр.21640 по заказу фирмы "Атлантрыбфлот" был реализован ряд конструктивных улучшений. Так, вместо литого киля в этом проекте оптимизирована растяжка обшивки корпуса и выбор ее толщин, изменена конструкция балластного литого киля на коробчатую сварную с заполнением стандартными балластинами, что значительно повышает остойчивость судна и снижает трудоемкость постройки. Повышение остойчивости суда позволило вместо грузовых стрел применить кран-манипулятор.
Дальнейшие инициативные проработки позволили отказаться от винта регулируемого шага и перейти на винт фиксированного шага с реверс-редуктором и управляемой муфтой проскальзывания. Конфигурация и конструкция рулевой рубки разработана с учетом упрощения промысловых схем и сокращения состава промыслового оборудования, что обеспечило снижение ее массы. Указанные проработки доказали возможность устранения ряда незначительных недостатков судна пр.21280, выявленных в процессе его эксплуатации.
В настоящее время в ЦКБ внедряется система 3D проектирования, использование которой позволит улучшить эргономику машинного отделения и интерьер жилых помещений.
В завершении рассказа об опыте ОАО "ЦКБ "Лазурит" в надводном гражданском судостроении следует отметить следующий проект.
Назначение судна – промысел рыбы (килька и другие виды рыб) в Каспийском море:
• на свет конусом;
• рыбонасосом;
• сетной лов частиковых видов рыб (сазан, сельдь, кефаль);
• производство мороженой продукции из неразделанной рыбы;
• хранение замороженной продукции в рефрижераторном трюме при температуре минус 280Со;
• транспортировка готовой продукции в порт назначения.
Район плавания – неограниченный в соответствии с Правилами Российского Морского Регистра Судоходства. Район эксплуатации – Каспийское море круглогодично, кроме периода зимнего ледостава. Тип судна – морское, стальное, однопалубное, дизельное, одновинтовое с винтом фиксированного шага в неповоротной насадке, с кормовым расположением жилых помещений, навигационно-промысловой рубки, надстройки, машинного тделения, с расположением рефрижераторного трюма в средней части, с избыточным надводным бортом и баком.
Главные размерения:
- Длина наибольшая, м 53,5
- Длина по КВЛ, м 47,0
- Ширина, м 10,2
- Высота борта до палубы переборок, м 6,1
- Осадка по конструктивную ватерлинию, м 3,7
- Высота межпалубных пространств теоретическая, наименьшая:
- в служебных помещениях, м 2,40/2,20
- в навигационно-промысловой рубке, м 2,67/2,40
- в рефрижераторном трюме, м 2,80/2,55
- Высота двойного дна, м 1,0
- Габаритная высота надводной части судна
В связи с вышеизложенным, учитывая имеющийся потенциал и научно-технический задел, предлагаем заинтересованным организациям рассмотреть возможность участия нашего предприятия в создании рыбопромысловых судов, доработанных под действующие Правила РМРС, в тесном сотрудничестве с потенциальными Заказчиками в рамках реализации лизинговых схем финансирования проектов.