Опыт дает возможность глубже понять производственные процессы. Андрей Веселов, "Адмиралтейские верфи"

0 331 7 мин
Сегодня исполняется полгода, как одно из ведущих предприятий отрасли возглавил Андрей Веселов. Одно из первых интервью в новой должности глава "Адмиралтейских верфей" дал журналу "Корабел.ру".
Вид на Галерный остров / Фото: АО
Вид на Галерный остров / Фото: АО "Адмиралтейские верфи"

– Андрей Анатольевич, расскажите о судостроительной программе предприятия.

– В настоящее время производственная программа верфей очень обширная: она включает и подводные, и надводные корабли, а также гражданские суда. В строительстве две серии подводных лодок проектов 636 и 677 для Военно-морского флота России. Также мы строим серию патрульных кораблей ледового класса для ВМФ и серию больших морозильных рыболовных траулеров (БМРТ). В мае текущего года завод заключил очередной контракт с Росгидрометом – на строительство нового НЭС "Иван Фролов".

Веселов А.А., генеральный директор АО
Веселов А.А., генеральный директор АО "Адмиралтейские верфи" / Фото: АО "Адмиралтейские верфи"

– Какие задачи стоят перед верфями на 2023 год?

 

– Среди задач, стоящих перед коллективом предприятия, соблюдение контрактных сроков и передача пятой подводной лодки тихоокеанской серии "Можайск" заказчику в конце 2023 года. Необходимо приложить все силы для соблюдения сроков строительства подводных лодок "Кронштадт" и "Великие Луки" проекта 677. Предприятие должно передать оба корабля Военно-морскому флоту до конца года.

 

Еще один сдаточный заказ этого года – большой морозильный рыболовный траулер "Механик Сизов", третий в серии, которую мы строим для Русской рыбопромышленной компании. В середине августа на нем был поднят государственный флаг Российской Федерации, и судно взяло курс на Владивосток.

БМРТ
БМРТ "Механик Сизов" проекта СТ-192 / Фото: АО "Адмиралтейские верфи"

К сожалению, в связи с отказом иностранных контрагентов поставлять ключевое оборудование и, как следствие, внесением большого количества изменений в рабоче-конструкторскую документацию скорректированы сроки сдачи остальных траулеров серии. Уверен, мы сможем выполнить взятые обязательства.

 

Возвращаясь к тихоокеанской серии, отмечу, что производственная программа включает в себя и строительство шестой подводной лодки "Якутск". Срок ее передачи в состав ВМФ РФ – 2024 год. Cроки сдачи серии патрульных ледоколов "Иван Папанин" и "Николай Зубов" также соответствуют контрактным обязательствам.

 

В марте был подписан государственный контракт с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды на строительство уникального научно-экспедиционного судна "Иван Фролов". На декабрь 2023 года запланирована резка металла. Исполнение данного контракта окажет положительное влияние на финансово-экономическое состояние "Адмиралтейских верфей".


– "Адмиралтейские верфи" позиционируют себя как центр неатомного подводного кораблестроения России, и в тоже время имеют в активе большой объем реализованных гражданских заказов. Что верфь готова строить в гражданском сегменте судостроения?

 

АО "Адмиралтейские верфи" – центр неатомного подводного кораблестроения России и признанный лидер по строительству дизель-электрических подводных лодок проектов 636 и 677. Кроме того, предприятие является ведущим отечественным производителем глубоководной морской техники, наукоемких и высокотехнологичных судов не только военного, но и гражданского назначения. Сегодня корабли и суда, построенные на верфях, входят в состав военно-морского и гражданского флотов России.

ЛСП
ЛСП "Северный полюс" / Фото: К. Норцев


Верфи никогда не боялись экспериментировать и браться за строительство опытных заказов. Только за последние два десятилетия на нашем предприятии были построены такие уникальные суда и корабли, как подводная лодка четвертого поколения "Санкт-Петербург" проекта 677, танкеры 70-тысячники ледового класса "Михаил Ульянов" и "Кирилл Лавров", научно-экспедиционное судно "Академик Трешников" и ледостойкая самодвижущаяся платформа "Северный полюс", суперсовременные большие морозильные рыболовные траулеры "Капитан Вдовиченко" и "Механик Маслак". Впереди адмиралтейцев ждет покорение новых вершин при строительстве НЭС "Иван Фролов", который призван стать новым флагманом антарктического флота.

 

– Как проходит модернизация производства?

 

– За последние пять лет АО "Адмиралтейские верфи" большое внимание уделяло модернизации станочного парка. Предприятие приобрело более 270 единиц нового оборудования: хонинговальные, валовые, трубогибочные, фрезерные, горизонтально-расточные станки, линию резки профиля, станок глубокого сверления и другие. Обновляется крановое хозяйство завода. Сегодня на верфях более 1220 единиц грузоподъемного оборудования. Не так давно верфи снабдили стапель двумя грузопассажирскими мачтовыми подъемниками. 

 

Кроме того, постоянно выполняются работы по реконструкции и модернизации производственных площадей предприятия. Около девяти лет назад в Южном строительном районе развернулись масштабные работы по исполнению инвестиционного строительного проекта "Техническое перевооружение и реконструкция объектов специального комплекса неатомных подводных лодок (НАПЛ)". Сегодня проект практически завершен.


– Одним из насущных вопросов отечественного судостроения остается завершение первого этапа программы "Квоты под киль". Как достраиваются суда?

 

– АО "Адмиралтейские верфи" передало Русской рыбопромышленной компании в июле прошлого года первый траулер серии – "Капитан Вдовиченко". В настоящее время судно успешно ведет добычу в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне и уже вошло в тройку лидеров рейтинга судов по вылову минтая за период с 1 января по 9 апреля 2023 года. В конце мая текущего года второе судно серии "Механик Маслак", флаг на котором был поднят в феврале 2023, также приступило к рыбному промыслу. До этого траулер прошел промысловые испытания и пусконаладочные работы в районе Курильских островов. На протяжении всего периода на борту находились специалисты гарантийной группы АО "Адмиралтейские верфи". Адмиралтейцы продолжат осуществлять контроль за правильной эксплуатацией систем и механизмов судна, их бесперебойной работой на протяжении промысла. 18 августа покинул причальную стенку предприятия и отправился в порт приписки БМРТ "Механик Сизов". 

 

Сейчас на достроечной набережной "Адмиралтейских верфей" полным ходом идут работы по строительству четвертого траулера, "Капитан Мартынов", который был спущен на воду 24 сентября 2021 года. На южном и северном стапелях предприятия продолжается строительство пятого и шестого БМРТ – "Капитан Юнак" и "Механик Щербаков". Оба траулера были заложены в 2021 году.

 

С введением санкций у нас были временные сложности, связанные с тем, что ряд поставщиков отказался выполнять пусконаладочные работы уже приобретенного и смонтированного оборудования. Тем не менее, специалисты верфей самостоятельно справились с рядом задач, которые должны были выполнить представители зарубежных фирм. Параллельно мы совместно с заказчиком смогли найти вместо ушедших партнеров компании, готовые предоставить оборудование.


– "Адмиралтейские верфи" всегда уделяли много внимания вопросам подготовки кадров. Какова сегодня ситуация с производственными рабочими и инженерами?

 

– В настоящее время верфи практически полностью обеспечены всеми специалистами. Естественный отток достаточно низкий, поэтому рекрутеры предприятия быстро подбирают необходимый персонал как на рынке труда, так и среди выпускников профильных учебных заведений.

 

Предприятие уделяет достаточное внимание обучению кадров. При этом обучение начинается сразу после трудоустройства работника. Цель системы обучения на верфях заключается в том, чтобы уровни подготовки, знаний, умений, навыков и компетенций работников способствовали непрерывному развитию завода, позволяли ему сохранять статус современного и передового предприятия, готового выполнять амбициозные задачи, строить корабли и суда различного класса и назначения качественно и в срок.

 

Кроме обучения персонала на предприятии активно применяется наставничество. Задача наставников – не только научить, передать практический опыт, но и вписать молодого специалиста в коллектив. Наставниками становятся самые опытные работники, обладающие компетенциями преподавателя, умеющие выстраивать эффективные деловые отношения и вовлеченные в производственную деятельность предприятия.


– Сегодня активно обсуждается идея цифровой верфи. Что вы включаете в это понятие? Какие элементы цифровизации уже используются на предприятии?

 

– Цифровая верфь – комплекс программных решений, позволяющих осуществлять полный мониторинг и грамотное планирование всех ресурсов судостроительного предприятия. Концепция цифровой верфи подразумевает контроль процесса изготовления изделий, состояния и загрузки оборудования и складов. Кроме того, она предполагает цифровую трансформацию всех бизнес-процессов судостроительного предприятия. Концепция охватывает все стадии жизненного цикла объекта управления: аванпроект, проектирование, производство, эксплуатацию, обслуживание и утилизацию.

 

Важно понимать, что в первую очередь подразумевается под термином "элементы цифровизации":

 

1. Телекоммуникационные сети. Предприятие использует практически весь их спектр. Заводские компьютеры объединены в единую сеть, и с каждого рабочего места можно получить доступ практически ко всем ресурсам внутри сети.

 

2. Компьютерное оборудование. Большинство рабочих мест оснащено персональными компьютерами, на предприятии есть мобильные пользователи с ноутбуками и планшетами, установлено множество печатающих устройств, причем большинство объединено в сеть и доступно практически с любого рабочего места. На производстве установлены станки с ЧПУ и другое универсальное электронное оборудование.

 

3. Цифровая трансформация. Это понятие включает в себя элементы, влияющие на производственные процессы предприятия. Например, на корпоративном портале верфей любой работник имеет возможность оперативно создать заявку и отправить ее в требуемое подразделение. Это и есть процесс цифровой трансформации, когда с помощью элементов цифровизации происходит оптимизация каких-либо процессов.

 

4. Программные продукты. Предприятие разработало свою ИИС "Адмирал", которая постоянно совершенствуется. Еще одно направление деятельности в этой области – это обеспечение информационной безопасности, сегодня оно становится наиболее актуальным. Поэтому, осуществляя проект цифровизации предприятия, интегрируя современные технологии в производственный процесс и процессы управления, мы усиливаем безопасность их использования.

 

– "Академик Трешников", ЛСП "Северный полюс", "Иван Фролов", "Илья Муромец": что дает верфи строительство подобных судов? Насколько КБ  предприятия задействовано в их создании?

 

– Традиционно АО "Адмиралтейские верфи" имеет в своем составе сильное, многочисленное и в полной мере укомплектованное специалистами всех направлений инженерно-конструкторское управление. Возможно, лучшее, если сравнивать с аналогичными подразделениями на других судостроительных и судоремонтных предприятиях. Однако перечень судов, указанных в вопросе, предполагает охват довольно значительного временного промежутка – с 2010 по настоящее время.

 

В течение этого времени концепция, отражающая степень участия в проектных работах, менялась от позиционирования инженерной службы предприятия в качестве головного проектанта до ограничения функций контролем разрабатываемой проектантом документации в части ее технологичности, соответствия требованиям и возможностям верфи, запуска в производство, участия в техническом сопровождении строительства. Во многом концепция зависит и от текущей загрузки верфи строящимися надводными заказами. При этом, если позволяет загрузка, моделирование корпуса системой автоматизированного проектирования (САПР), разработку рабочей конструкторской документации для изготовления секций корпуса, раскрой металла и разработку программ для резки мы всегда делаем самостоятельно.

 

– Вы тридцать лет назад окончили Корабелку и сразу пришли на "Адмиралтейские верфи"?

 

В 1993 году я вышел из стен Ленинградского кораблестроительного института с дипломом по специальности "судовое оборудование" и устроился работать на "Адмиралтейские верфи". Прошел путь от строителя до заместителя генерального директора по военно-техническому сотрудничеству и главного инженера. Такой опыт дал возможность глубже понять производственные и управленческие процессы предприятия, и сегодня это, бесспорно, помогает мне в новой должности генерального директора.

Статья впервые опубликована в журнале WWW.KORABEL.RU 2023 №3/ Подписаться на журнал

 

По теме:
 

"Красное Сормово" готово строить 15 сухогрузов в год

 

Крыловский центр: "Невозможно быть экспертом, не решая фундаментальные, поисковые и прикладные задачи"

Хабаровский судостроительный завод: "Будем строить "Мурены" и буксиры"
 





Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости