Об этом Корабел.ру сообщила пресс-служба Адвокатского бюро "Санкт-Петербург" "Инмарин".
1.Буксировка
31.05.2022 был опубликован Приказ Министерства транспорта РФ от 16 мая 2022 г. № 179 "Об утверждении Правил буксировки" (зарегистрирован в Минюсте России 31.05.2022, N 68645). Указанным нормативно-правовым актом ведомства регулирован порядок буксировки судна или иного плавучего объекта на определенное расстояние (морская буксировка) либо для маневров на акватории порта, в т. ч. для их ввода в порт либо вывода из него (портовая буксировка). Требования вышеуказанных Правил обязательны при планировании и осуществлении буксировки независимо от того, выполняется ли она на основании договора либо без его заключения. Приказ Министерства транспорта РФ от 16 мая 2022 г. № 179 "Об утверждении Правил буксировки" вступает в силу с 1 сентября 2022 г. и действует до 1 сентября 2028 г.
2. Правила плавания и стоянки судов в морских портах
С 1 сентября 2022 г. применяются актуализированные Общие правила плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним. Новые Правила, официально опубликованные 01.06.2022, были утверждены Приказом Минтранса России от 12.11.2021 N 395 "Об утверждении Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним", (зарегистрировано в Минюсте России 01.06.2022 N 68677). Новые Общие правила обязательны для исполнения экипажами судов независимо от их флага и прав на них, а также физическими и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в морских портах РФ и на подходах к ним. Обязательное действие правил распространяется в отношении судов независимо от их национальной и ведомственной принадлежности, а также для физических лиц и юридических лиц, выполняющих работы в морских портах и на подходах к ним. Правила захода в морские порты и выхода из них не распространяются на военные корабли, военно-вспомогательные суда, суда для транспортного обслуживания и обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также на другие суда, находящиеся в собственности государства или эксплуатируемые им и используемые только для правительственной некоммерческой службы. В приложении к новым Общим правилам приводится перечень документов для оформления прихода судна в морской порт, выхода из порта, утверждена новая форма разрешения на выход судна из порта. Признается утратившим силу Приказ Минтранса России от 26 октября 2017 г. N 463, которым утверждены правила, регулирующие аналогичные правоотношения. Приказ Минтранса России от 12.11.2021 N 395 вступает в силу с 1 сентября 2022 г. и действует до 1 сентября 2028 г.
3. Квалификационные требования к экипажу судна
С 1 сентября 2022 г. действует новый порядок аттестации капитанов судов внутреннего плавания.02.06.2022 был опубликован Приказ Минтранса России от 12.11.2021 N 393 "Об утверждении Положения об аттестации капитанов судов внутреннего плавания" (зарегистрировано в Минюсте России 01.06.2022 N 68697). В соответствии с вышеуказанным Порядком, утвержденным приказом Минтранса России от 12.11.2021 N 393, аттестации подлежат капитаны пассажирских судов или наливных судов, осуществляющих перевозки опасных грузов, включая суда, буксирующие либо толкающие другие наливные несамоходные суда, осуществляющие перевозки опасных грузов, с главными двигателями мощностью более чем 550 киловатт. Приказом утверждены также: перечень необходимых документов и порядок их рассмотрения и подачи, порядок проведения аттестации аттестационной комиссией Росморречфлота, порядок выдачи свидетельства об аттестации. Признается утратившим силу Приказ Минтранса России от 14 октября 2013 г. N 316, которым утверждено аналогичное положение.Приказ Минтранса России от от 12.11.2021 N 393 вступает в силу с 1 сентября 2022 г. и действует до 1 сентября 2028 г.
4. Новые правила плавания в акватории Северного морского пути и во внутренних морских водах Российской Федерации
28 июня 2022 года Президентом РФ подписан Федеральный закон № 184-ФЗ "О внесении изменений в статью 5.1 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и Федеральный закон "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом". Вышеуказанный Федеральный закон предусматривает расширение полномочий Росатома по управлению судоходством на Северном морском пути.Положения Федерального закона № 184-ФЗ от 28.06.2022 направлены на: трансформацию разрешительного порядка плавания в акватории СМП, которая в полной мере позволит обеспечить безопасность судоходства по СМП с учетом климатических изменений в условиях повышения интенсивности судоходства по СМП, увеличения размеров и грузовместимости судов; перераспределение функций и полномочий по организации плавания судов в акватории СМП, обеспечению безопасности мореплавания, защите морской среды от загрязнения акватории СМП с судов; централизацию полномочий по управлению СМП и организации судоходства в его акватории в целях их осуществления Госкорпорацией "Росатом". Централизованное управление включает в себя в том числе организацию мониторинга движения судов и использование судов ледокольного флота, предоставление информации о гидрометеорологической, ледовой и навигационной обстановке, содействие в организации проведения операций по ликвидации последствий загрязнения с судов опасными и вредными веществами, а также в проведении работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Корпорация будет осуществлять выдачу, приостановление, возобновление и прекращение действия разрешений на плавание судов в акватории Северного морского пути, вносить изменения в такие разрешения, а также определять подведомственное учреждение, оказывающее указанные услуги. Настоящий федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования 28.06.2022. Также, 28 июня 2022 г. Президентом РФ был подписан Федеральный закон от 28.06.2022 N 194-ФЗ "О внесении изменений в статью 14.2 Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" и Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации". В соответствии с вышеуказанным Федеральным законом, статья 14.2 Федерального закона от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" была дополнена пунктом 5, предусматривающим, что правила плавания во внутренних морских водах Российской Федерации судов под флагами иностранных государств, устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом интересов безопасности и обороноспособности государства и обеспечения защиты и сохранения морской среды. Для судов под флагами иностранных государств, осуществляющих в случаях, предусмотренных законодательством РФ, плавание во внутренних морских водах Российской Федерации, закреплена обязанность соблюдать законодательство РФ и правила плавания во внутренних морских водах Российской Федерации. В части изменений, вносимых в КТМ РФ (дополнение статьей 5.2 и изменение редакции статьи 21), уточняются полномочия федеральных органов исполнительной власти в области осуществления радиосвязи на море. Так, Минтранс России наделяется полномочием утверждать по согласованию с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минцифры России) правила радиосвязи морской подвижной службы и морской подвижной спутниковой службы. Минцифры России будет устанавливать порядок присвоения позывного сигнала судовой станции и номера избирательного вызова судовой станции, а также по согласованию с Минтрансом - порядок присвоения идентификационного номера судовой станции спутниковой связи. Разрешения на судовую радиостанцию также будет выдавать Минцифры России (вместо Роскомнадзора). Кроме того, Федеральным законом от 28.06.2022 N 194-ФЗ вносятся изменения в статью 5.1 КТМ РФ в части, касающейся ледокольной проводки судов, а именно: исключается слово "атомный" из описания ледокольных судов, при этом добавляется пункт, согласно которому услуга по проводке судна и иные услуги оказываются судами ледокольного флота, имеющими право плавания под государственным флагом России. В настоящее время указанный Федеральный закон в силу не вступил.