Вот и закончился очередной Международный рыбопромышленный форум, уже в третий раз прошедший в Санкт-Петербурге. Как и в предыдущие два раза, на него съехались немало представителей самых разных компаний, участвующих в этом бизнесе: рыбаки, судостроители, проектанты, производители оборудования, ритейлеры. Организаторы отчитались по итогам, что на площадке было представлено 38 стран мира и 30 российских регионов.
– И по составу участников, и по количеству собравшихся сегодня гостей мы видим, что авторитет Международного рыбопромышленного форума и Выставки рыбной индустрии, морепродуктов и технологий растет не только в России, но и в мире в целом. Надеемся, что третий форум и выставка дадут импульс новым совместным проектам, дальнейшему развитию международных отношений и достижению больших отраслевых результатов в национальных экономиках и на межгосударственном уровне, – так оценил работу МРФ-2019 руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков.
Что касается тех событий, которыми была насыщена деловая программа форума, то с ними вы могли ознакомиться, следя за нашей новостной лентой или читая текстовую трансляцию, которая велась на портале "Корабел.ру" все три дня. Если не успели с ней ознакомиться, ничего страшного — вот ссылка, пройдя по которой можно прочитать все это постфактум.
А здесь мы поделимся с вами серией мини-интервью, взятых в ходе форума у некоторых его участников.
Алексей Дмитриев, главный конструктор калининградского КБ "Адомат"
— Как вам проходящий форум? Уже есть какие-то впечатления?
— На этой выставке мы присутствуем в первый раз. Мероприятие понравилось, оно очень масштабное, очень плодотворное, много интересного для себя почерпнули. У нас тут появились новые возможности по сотрудничеству с отдельными предприятиями — как поставщиками оборудования, так и, будем надеяться, потенциальными заказчиками. Все время, потраченное здесь, было проведено с большой пользой.
Особых ожиданий не было, каких-то целей изначально себе не ставили. Просто хотели продемонстрировать проделанную работу — мы сделали небольшой пароход и приехали показать, что мы можем, чему научились. Так что все плюсы, которые мы здесь получили, — это небольшой приятный бонус.
— Какие-то компании на выставке заинтересовались вашим проектом?
— Этот проект делался изначально под конкретную компанию. Просто мы на стадии проектирования сразу заложили большой потенциал на модернизацию и переоборудование. В одном корпусе может быть реализовано до четырех судов при относительно небольших затратах на перепроектирование.
Были рыбодобывающие компании, которые проявляли интерес, подходили, общались. Будем надеяться, что это приведет к какому-то дальнейшему сотрудничеству. Потому что даже на такой выставке пароходов такого формата практически не представлено. Единственное, у "Дамена" есть небольшое судно, но отечественным производителем, получается, ниша вообще никак не занята.
— А не ощущается у наших рыбаков предубеждения к российским проектам?
— Честно говоря, не заметили такой проблемы. С этим пароходом у нас получилось все просто. Один хороший судовладелец, который добывает рыбу, пришел и сказал — у меня есть мечта, товарищи, давайте ее осуществим! Мы начали двигаться совместно, два года рождалось техническое задание, перебирали много информации, особенно по иностранным судам. Хотелось сделать все-таки современный пароход, а не работать по схемам, которые уже морально и физически устарели. Поэтому мы очень много времени потратили на проработку технического задания — что именно будет удобно и нужно судовладельцу.
|
Оптимисты и пессимисты Международного рыбопромышленного форума / Корабел.ру |
— На какой бассейн рассчитано судно?
— Оно проектируется под Балтику. Без особых сложностей может работать на Каспии и на Черном море. Но можно его адаптировать и под северные моря. Вопрос только в одном — был бы заказчик, которому это интересно.
— А когда можно будет в железе его увидеть?
— Мы выбрали не самый простой путь для его строительства. Проектная документация сначала одобряется в определенном объеме, потом резко выдается в производство, по ней идет строительство. Получается параллельная работа. Если все пойдет хорошо, не случится никаких форс-мажоров, то, вероятнее всего, к концу года корпус судна можно будет спустить. Потом процесс достройки займет еще полгода. И, в принципе, к концу 2020 года его должны будут сдать.
— Вы работаете только с отечественными заказчиками?
— У нас есть такое направление — мы разрабатываем проектную документацию по переоборудованию судов. И часто обращаются наши судовладельцы, которые ремонтируются где-нибудь за границей, например, в Гданьске. Зачастую мы делали для них проекты, переводили на иностранный язык, сотрудничали с представителями иностранного завода — в основном, это польская "Ремонтова". Бывали командировки и в Южную Корею. Заказывают, допустим, переоборудование судна с заменой главных двигателей. Ребята садятся, выезжают на место, собирают документацию, обрабатывают. Потом возвращаются обратно в регион. У нас география неограниченная. Работаем с любым клиентом, которому можем помочь своим знаниями и умениями.
— Специфика какая-то есть у европейских и российских заказчиков?
— С иностранным заказчиком работать проще. Это связано даже больше с требованиями самих правил — там они прописаны более четко, конкретно. И когда какие-то спорные моменты возникают, как правило, все решается в пользу судовладельца.
_______________________
Валентина Свешникова, директор по маркетингу рыболовецкой артели "Иня"
— У вас есть свой рыбодобывающий флот. Расскажите о нем — какие суда, где ходят?
— У нас есть транспортный рефрижератор "Бузанский" на 1200 тонн вместимости, один краболов, сейнер и многочисленный малый флот — небольшие пароходики канадского производства, которые ловят дрифтерными сетями. Промысел ведется в районе Северо-Охотоморской подзоны.
— Какой возраст у флота? Когда приобретался?
— Естественно, флот очень старый. "Бузанский" — еще советского производства, точную дату выпуска не могу сказать. "Providence", "Orca" и "Knot Me" — это все канадское. "Providence" 1978-го года. Но каждые пять лет проходит капитальный ремонт любого судна. Отправляем их в Китай, Корею.
— Почему там ремонтируете?
— Там дешевле и качественнее.
— А пробовали у нас?
— Пробовали, больше не хотим.
— На кого ориентирована ваша продукция? То, что добывается, куда поставляете?
— Примерно шестьдесят на сорок. Шестьдесят процентов — это экспорт, сорок — внутренний рынок. У нас есть глубокая переработка в Хабаровске, мы сами производим готовую продукцию на двух заводах. Готовая продукция распространяется в основном на Дальнем Востоке. Сырьевая — повсеместно.
— Как в целом оцениваете рыбный бизнес в России?
— В целом, ситуация тяжелая. К сожалению, нам не особо идут навстречу. Мы очень сильно стараемся и очень хотим продавать на внутренний рынок, но вынуждены отправлять на экспорт. И это очень печальная ситуация, что мы нашему российскому потребителю не можем продавать рыбу. На экспорт поставлять намного выгоднее: мало того, что заграница дает более высокие цены, так еще у нас есть возврат НДС — 20%. С другой стороны, мы понимаем, что это неправильно, поэтому у нас есть своя глубокая переработка и готовую продукцию мы стараемся отдавать на внутренний рынок. Это не приносит особой прибыли, но такова политика нашей компании — мы хотим, чтобы наши соотечественники тоже что-то получали.
— Как оцениваете ситуацию с квотами и планами частичного возвращения аукционов?
— Это уже было в 2000-х и, как показывает практика, ни к чему хорошему не привело. Весь мир на данный момент пришел к историческому принципу. Но раз наше государство так решило, что ж, попробуем еще раз.
— Сейчас государство анонсировало программу поддержки строительства малого и среднего рыболовного флота. Вас это интересует?
— Мы считаем, что это не сработает. Наша страна не умеет строить пароходы. По крайней мере, когда дело касается малотоннажного и рыболовного флота — нет знаний, нет навыков. Да, какие-то суда были заложены по инвестиционным квотам — но пока еще ни одно судно не построено, так что говорить об их качестве рано.
— Но ведь есть советский опыт строительства хороших траулеров на том же Дальнем Востоке...
— Мир меняется, и рыбопромысловые суда меняются. Мы покупаем сейнеры канадского производства, они более адаптированы к нашим нуждам. К сожалению, советские судостроительные заводы разваливали долго и усиленно. Будет здорово, если сейчас все-таки смогут что-то сделать, что-то построить. Но на данный момент мы на это не надеемся.
__________________
Сальвадор Гарсия, менеджер по территориальным продажам испанской компании Josmar
— Чем занимается ваша компания?
— Мы производим оборудование для разделки рыбы как на борту судов, так и на наземных фабриках. В России мы в основном работаем с судовыми установками. Мы также участвовали в модернизации российских судов, устанавливали оборудование на три теплохода.
— Сейчас в России действует программа обновления рыболовного флота. Участвуете ли вы в ней?
— Именно поэтому мы и приехали на эту выставку. Мы узнали об этой программе и очень хотели бы поучаствовать, установить наше оборудование на российских судах. Уже наладили контакты с верфями и с человеком, который согласился быть нашим представителем.
— Рынок этого оборудования достаточно насыщенный. В чем ваше конкурентное преимущество?
— Во-первых, мы производим его полностью на заказ, можем адаптироваться к любым нуждам клиентов. Это важное преимущество, я считаю. Также наша марка известна во всем мире, у нее высокое качество, многие судостроители хотят с нами сотрудничать, покупать наше оборудование. И еще у нас много инновационных решений, мы работаем над качеством нашей продукции. Мы можем создавать новые проекты оборудования за очень короткое время — у нас хороший штат инженеров. Можем также предлагать оборудование, похожее на то, что производят наши конкуренты из Норвегии или Исландии, но с лучшим соотношением "цена-качество".
— Какая у вас гарантия?
— Срок гарантии у нас такой же, как и у других производителей, примерно год. Но мы работаем над улучшением качества, над увеличением гарантии, сотрудничаем с другими фирмами, чтобы улучшить техническое обслуживание.
— Какие впечатления у вас от работы с нашим Российским морским регистром судоходства?
— Что касается качества нашей продукции, то мы полностью соответствуем техническим требованиям русских компаний. В основном, нам надо было адаптироваться к требованиям документации и вообще к бюрократическим вопросам.
_________________
Александр Сасин, директор компании "Аэросевер"
— Чем занимается ваша компания и что вы сегодня представляете на выставке?
— Я директор дилерского центра "Аэросевер", который работает с продукцией завода "Север", базирующегося в Красноярске и производящего 15-20 катеров в месяц. Мы привезли для выставки две модели аэролодки с двумя концепциями — грузовой и пассажирской. Вообще, модельный ряд у нас насчитывает порядка 15 единиц.
Грузовые лодки имеют грузоподъемность до трех тонн и позволяют перевозить различные грузы для нужд коммерческих структур — оборудование или, например, если брать ближе к тематике этой выставки, контейнеры с рыбой. Пассажирские катера дают возможность доставлять людей на отдаленные участки для различных работ.
В принципе, данный вид техники — аэролодка — предназначен для перемещения по различным поверхностям: снег, лед, вода, торосы, завалы. На сегодняшний день нам принадлежат два рекорда. По скорости — 187 км в час. И по грузоподъемности — три тонны. Мы лидеры этой отрасли и делаем лучшие катера. Можно сказать, что это "Мерседес" среди аэролодок. Применяемые моторы: минимальный — это 290 л.с., максимальный — 550 л.с. Также есть в нашей линейке два дизеля Mercury MerCruiser: три литра — 270 л.с., 4,2 — 370 л.с.
— А какого производства моторы?
— Если мы говорим про дизели, то это Германия. Если про минимальный наш мотор, то это производство Toyota. Если про серийно устанавливаемый двигатель, более мощный, то это Chevrolet LS3 V8 6,2 — 430 л.с. Подобный мотор устанавливается на суперкар Camaro либо на внедорожник Chevrolet Tahoe.
— Ваши лодки подпадают под ГИМС или они регистровые?
— Это достаточно глубокий вопрос. Мы сотрудничаем с различными обществами, которые классифицируют эти суда. Есть у нас постановка и под ГИМС, и под Речной Регистр. Сейчас мы выходим на Морской регистр. Все зависит от того, как этот катер будет эксплуатироваться. Мы даем полный комплект для регистрации в любом из этих обществ.
— Как вам взаимодействие с регистрами, вопросов не вызывает?
— Мы уже отработали все проблемные вопросы, наладили этот процесс, потому что производим катера больше пяти лет и на сегодняшний день произвели более 450 лодок. Соотвественно, это уже пройденный этап для нас.
— Кто ваш покупатель?
— Покупателей можно разделить на несколько категорий. Первая — это охотники, рыбаки, любители активного отдыха, которые хотят побывать там, где не ступала нога человека. Вторая — юридические лица, коммерческие структуры, которые берут эту технику под работу. Как я говорил, привозить груз либо доставлять людей. И отдельно выделю госсектор. Сейчас мы выполняем от 30 до 50 госконтрактов в год, работаем с крупными организациями, такими как "Норильский никель", "Роснефть", "Газпром", "Газпромнефть", "Ямал СПГ". Ну и, конечно, с органами МЧС и различными заповедниками.
— Под индивидуальные требования заказчика подстраиваетесь?
— Безусловно. В рамках завода-изготовителя мы можем сделать индивидуальную компоновку салона, различное допоборудование. Среди самых интересных решений, которые мы делали на сегодняшний день, сразу вспоминается катер "Норильского никеля", где реализовано две сети на 12 вольт и на 220 вольт с возможностью подключения к внешнему источнику. При такой схеме у нас в катере работает телевизор, микроволновка и абсолютно не потребляется никакое топливо. Также у нас есть большие катера, где мы, в принципе, можем хорошо развернуться — поставить барную стойку, кофемашину. Да все что угодно — это зависит от потребностей заказчика. Наши возможности здесь достаточно широки.
— Какой срок работы выдерживают катера и что вообще с ремонтопригодностью, с сервисом?
— Наша стандартная гарантия при условии сервисного обслуживания — это год. Но по опыту могу сказать, что катера ходят без капитального ремонта три-четыре года при достаточно жесткой эксплуатации. Но это, разумеется, при соблюдении того регламента, который мы рекомендуем — своевременная замена масла, фильтров, свечей и так далее, в зависимости от типа мотора.
Катера абсолютно ремонтопригодны, потому что по концепции они имеют достаточно простую конструкцию в алюминиевом корпусе. Здесь использован автомобильный двигатель, который мы можем обслуживать в любом автосервисе. Большинство специалистов с ним знакомы. И это один из весомых плюсов аэролодки — простота конструкции и ремонтопригодность. Ну и, конечно, надежность, потому что механизм чем проще, тем надежнее.
— Производство у вас находится в Красноярске, вы сказали. А продажи ведутся везде по России?
— У нас развитая дилерская сеть — не партнерская, а от самого завода. Она охватывает Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Тюмень, Новокузнецк, Иркутск, Красноярск, Якутск. Там доступно гарантийное обслуживание, постгарантийное обслуживание, техническое обслуживание. Есть сервисная зона, минимальный запас запчастей на складе, необходимый для ТО или какого-то срочного ремонта. А также у нас 24 часа — горячая линия технической поддержки.
Работаем не только на Россию. Поставляем в такие страны, как Швеция, Швейцария, Китай, Канада — там у нас тоже есть специальный дилер, забыл его упомянуть. Ну и, безусловно, по странам СНГ.
— То есть вы конкурентоспособны на зарубежном рынке?
— Мы там достаточно неплохо представлены, но, безусловно, работы еще очень много в этом направлении. Планы у нас амбициозные. Мы хотим покорить весь мир с нашими лодками.
Материалы по теме:
Рыба молчит, рыбаки говорят. День второй (обзор второго дня МРФ-2018)
Рыба молчит, рыбаки говорят. День первый (обзор первого дня МРФ-2018)
Мировой океан заждался наших рыбаков (о сырьевой базе Мирового океана)
Про цену рыбы, маломерный флот, аквакультуру и курсантов (интервью с главой Северо-Западного территориального управления Росрыболовства?)
Крабы грозят дефолтами и цунами (о распределении квот на вылов краба)