Оптические покрытия и композитные материалы — с ракеты на "Комету"

Заглядывая в иллюминатор на судне или корабле, наверное, мало кто задумывается о том, как это остекление было изготовлено. Между тем, чтобы "служить на флоте", стекло должно пройти целый ряд испытаний вне зависимости от того, будет ли назначение судна гражданским или военным. В Обнинске, российском наукограде, ОНПП "Технология" им. А.Г. Ромашина изготавливает стекло и продукцию из полимерных композиционных материалов для нужд судостроения. В списке оснащенных судов самые знаковые проекты отрасли за последнее время — СПК "Комета", "Сагарис", новые корабли ВМФ "Стойкий" и "Адмирал Горшков" и другие. У всей продукции "Технологии" для кораблестроения одно объединяющее качество – она имеет в своей основе аэрокосмические технологии.

О том, как опыт работы с космическими кораблями позволил предприятию расширить присутствие на рынке судостроения, за какими инновационными материалами будущее и о патентованных технологиях — в интервью с директором научно-производственного комплекса "Стекло" ОНПП "Технология" Дмитрием Петрачковым специально для "Корабел.ру".
Директор научно-производственного комплекса "Стекло" ОНПП "Технология" Дмитрий Петрачков / "ОНПП "Технология", ОАО

Дмитрий Николаевич, расскажите о выпускаемой продукции. На чем сосредоточено предприятие сейчас?

– "Технология" специализируется на разработке и серийном производстве наукоемкой продукции из стекла, керамики и композиционных материалов. И по каждому из этих направлений у нас есть разработки, повторить которые пока что никто не способен. Причем по некоторым позициям – даже в мире. Это, например, разработанный нашими учеными способ нанесения и состав металлооптических покрытий в совокупности с технологией формования монолитного поликарбоната. Сочетание этих технологий позволяет получить изделие со свойствами, недоступными другим производителям по соотношению цена/качество. Покрытие, состоящее из слоев металлов микронной толщины, отсекает ультрафиолет, тепловую составляющую, электромагнитное излучение, при этом не препятствуя светопропусканию.

Вторая позиция, по которой нам немного найдется равных, – электрообогреваемое остекление. Причем обогреваемые триплексы мы можем делать из органического стекла или силикатного, можем сочетать эти материалы, а одной из последних разработок стало органо-органическое обогреваемое остекление.

Поскольку специализацией "Технологии" является разработка и серийное производство уникальной продукции из стекла, керамики и композитов, по каждому из перечисленных направлений найдется немало аналогичных позиций. Конструкционная оптика со сложной кривизной поверхности из монолитного поликарбоната, крупногабаритные интегральные стрингерные панели из композитных материалов, термостойкие стеклосотопласты, герметики, не теряющие своих свойств в широчайшем диапазоне температур… Это очень длинный перечень.
 
"ОНПП "Технология", ОАО


А в каких последних проектах в сфере морской промышленности участвовало ваше предприятие?

– В настоящее время ОНПП "Технология" поставляет для производителей боевых кораблей и гражданских судов высокотехнологичную продукцию различного назначения. Это конструкционная оптика для СПК "Комета" и скоростного катера "Сагарис". Это далеко не первый опыт предприятия. Ранее были и другие – остекление рубок для некоторых проектов отечественных судов класса "река-море", ледокола "Россия", конструкционная оптика для батискафа "Мир" и ряд других.

В этом году много говорили об успешной навигации "Кометы", это как раз один из наших последних проектов. Данное СПК мы оснастили комплектом остекления из 53 изделий конструкционной оптики из монолитного поликарбоната для пассажирских салонов, рубки экипажа и других помещений. При производстве применена собственная запатентованная технология, позволяющая делать из монолитного поликарбоната изделия практически любой геометрии с сохранением оптических свойств. Это один из самых перспективных материалов. Его ударная вязкость более чем в сто раз превышает ударную вязкость обычного силикатного стекла и почти в десять раз – ударную вязкость органического стекла. Материал легче органики и тем более силиката, а при проектировании скоростных судов, особенно с большой площадью остекления, весовые характеристики имеют большое значение.
 
Остекление для СПК "Комета" / Фото: Концерн "Калашников"
Остекление для СПК "Комета" / Фото: Концерн "Калашников"


Несколько слов про производство. Какие особенности должны учитываться при изготовлении стекла на суда?

– Важны прочность, оптические характеристики, учет специфики применения в агрессивной среде (соленость воды, стойкость к абразивному воздействию, работа в штормовых условиях и условиях обледенения).

Чаще работа идет на заказ под конкретное судно или учитывается и готовая продукция?

– Вся продукция предприятия разрабатывается и выпускается "под заказ". Другой вопрос, что, приступая к работе над новым проектом, наши специалисты развивают и адаптируют уже имеющиеся разработки. "Трансфер авиационно-космических технологий в другие отрасли" для нас не лозунг, а повседневность. Так, например, создавая остекление для "Кометы" и "Сагариса", наши инженеры и ученые использовали опыт работы над поликарбонатным остеклением для боевой авиации.
 
Испытания материалов / "ОНПП "Технология", ОАО


А чем будет отличаться технология изготовления и конечный продукт в зависимости от типа и назначения судна?

– Это зависит от задач, которые ставит заказчик (проектант). Если предполагается эксплуатация судна в арктическом бассейне, значит, необходим обогрев остекления бОльшей мощности (аналогичный подход был реализован нами при создании электрообогреваемого остекления для скоростного железнодорожного транспорта). Для южных морей с высокой соленостью воды актуально применение наших герметиков, устойчивых к воздействию такой среды. Кроме того, наши металлооптические покрытия для конструкционной оптики могут решать разные задачи: для гражданских судов это защита от ультрафиолета и тепловой составляющей солнечного спектра, для Военно-морского флота – еще и снижение заметности на радарах.

С кем из ваших клиентов, в частности с заводов и верфей, вы сотрудничаете на постоянной основе?

– Предприятие не так давно вернулось на рынок судостроения. Сейчас мы активно сотрудничаем с ЦКБ им. Р.Е. Алексеева и Зеленодольским судостроительным заводом.

Какие основные запросы предъявляет заказчик? Что пользуется спросом?

– Так как основная наша продукция идет на нужды аэрокосмической отрасли, требования и запросы к изделиям определяют самые жесткие стандарты – ISO 9001:2015 и EN 9100:2016. К слову, в России мы подтвердили соответствие новой версии этих требований в числе первых.

Спросом, как и всегда в непростые времена, пользуется инновационная продукция. Пусть дорогая, но со свойствами, которые будут востребованы долгое время. Именно разработкой и выпуском продукции с опережающими свойствами занята "Технология". Это научно-производственное предприятие. Здесь на одной площадке работают инженеры и ученые, благодаря чему цикл "разработка – внедрение – серийный выпуск" является уникально коротким. И, немаловажно, целевая ниша для нас сформировалась почти 60 лет назад – к нам обращаются, когда необходимо получить что-то, что не сможет сделать никто, кроме нас.

Работаете ли в направлении импортозамещения? Кого расцениваете в качестве конкурентов по России и глобально?

– Как государственный научный центр Российской Федерации, мы самостоятельно разрабатываем конкурентоспособные технологии мирового уровня. Для обеспечения полноценной экономической безопасности отрасли и работы в условиях санкционного давления локализация производства – от идеи до конечного продукта – на территории страны является стратегической задачей. Мы готовы делиться с судостроителями нашими разработками, учитывающими перспективы развития композитов на ближайшие 20-30 лет. В рамках импортозамещения нами начато производство алюминиевых сотовых заполнителей, ситалловых подложек и другой продукции. Но главная наша импортозамещающая продукция – именно уникальные технологии.
 
"ОНПП "Технология", ОАО

– Идет ли ваша продукция на экспорт?

– Мы не являемся поставщиками конечной продукции, но наши комплектующие можно найти во многих изделиях. Например – Большой адронный коллайдер. Детектор "Атлас", зарегистрировавший бозон Хиггса, стоит на нашей углепластиковой опорной конструкции.

Ряд иностранных спутников укомплектован нашими системами терморегулирования или солнечными батареями. С нашим остеклением эксплуатируется ряд моделей железнодорожного маневрового состава чешского производства.

– Поделитесь вашими мыслями о тенденциях рынка. Что будет востребовано судостроителями по части оптики, остекления и композитных материалов?

– Судостроение начнет активнее использовать композитные материалы. В том числе и российское. Тем более, что для этого у нас есть, в том числе, историческая основа. Сейчас мало кто помнит, но первый в мире тральщик со стеклопластиковым корпусом был создан в 1967 году ленинградскими корабелами. Британские судостроители сумели сделать аналог только спустя пять лет. Применение композитов в аэрокосмической отрасли уже подтвердило свою эффективность. Для судостроения эти преимущества не менее очевидны: безнаборные корпуса, невосприимчивость к коррозии, снижение радиолокационной заметности… Для скоростных судов снижение веса почти на треть, благодаря ПКМ, выведет их на новый уровень скоростей и экономичности. Не стоит забывать и о ремонтопригодности в совокупности с длительным сроком службы изделий и конструкций из этих материалов.

– Над чем предприятие планирует работать в дальнейшем в сфере поставок на суда — новые разработки или апгрейды для уже выпускаемой продукции? Как планируете развивать направление?

– О перспективах и преимуществах изделий конструкционной оптики из монолитного поликарбоната, обладающего уникальным соотношением весовых, прочностных и оптических характеристик уже было сказано. Но легкость, прочность и надежность являются ключевыми параметрами для подавляющего большинства перспективных проектов в судостроении. Опыт предприятия в области создания крупногабаритных силовых конструкций из полимерных композиционных материалов дает возможность создавать из этого материала палубные настилы, элементы силового набора судов и внутренних обшивок. Не меньший интерес для кораблестроителей представляют технологии изготовления конструкций из термопластичных композитов. Благодаря высокой стойкости к ударным нагрузкам (на 20-40% выше в сравнении с традиционными материалами) в сочетании с пластичностью, они могут использоваться, например, в качестве демпфирующих элементов, снижая вибрацию от работающих корабельных механизмов и систем. А еще у нас в номенклатуре широкий ассортимент герметиков, сотовых заполнителей и многое другое. Те же панели пола или интерьера, поставляемые для авиастроителей, с успехом могут использоваться в каютах и подпалубных помещениях.


Материалы по теме: 

Говорит Михаил Францев - колонка о значении композитных материалов для судостроения



Комментарии   4.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Францев Михаил Эрнстович
14.01.2019, 08:47
Главный критерий применения любых материалов в коммерческом судостроении - это экономическая сторона вопроса. В том случае, если примененные материалы существенно удорожают судно, серьезно увеличивая сроки его окупаемости, то целесообразность их применения - большой вопрос. На протяжении порядка пятнадцати лет я серьезно рассматривал возможности применения продукции ОНПП "Технология" на скоростных судах, которые выпускала наша компания, и всегда отказывался от этого по двум причинам, приведенным в интервью: "космические" цены, обусловленные привычкой работать на аэрокосмическую промышленность с соответствующим ценообразованием и отсутствие серийной продукции, которую можно приобрести - в интервью это звучит "работа под заказ", что тоже не удешевляет продукцию. Кроме того, характеристики этой продукции для серийного судостроения, которым занимались мы, всегда были избыточными. Наши потребности вполне удовлетворялись обычными материалами, обеспечивая нашим с далее...
-0+
#Кузнецов Дмитрий Вячеславович
12.02.2019, 11:57
Вот поэтому-то и нужна система как в СССР. А не так как сейчас один гайку производит, другой болт, третий шайбу а четвертый шплинт, но на заказ т.к. не каждое болтовое соединение шплинтуется. И что мы все хотим на выходе получить. Раньше госплан прекрасно считал сколько чего нужно. а сейчас все под заказ. Хорошо хоть хлеб еще не под заказ производят.
-0+
#Морозов Вадим Александрович
12.02.2019, 13:53
Госплан считал не совсем хорошо .вспомним о проблемах с запчастей для судов при СССР , особенно с импортным оборудованием, солидол менял за рыбу у сельчан для своего тх ,а о Литол -24 мы не мечтали. Скорее всего цена большая из=за комплектации импортным оборудованием ,думаю ,что дизеля с редукторами потянули сразу миллиона на 2 долларов , головное судно всегда стоило на 60-70 процентов дороже .
-0+
#Морозов Вадим Александрович
12.02.2019, 22:15
Не совсем в ту ветку написал не по теме
Свежие новости
Виктория Корабеловна рассказала в прямом эфире о проекте электросудна "Байкал"
17:30 / судостроение