Спасательное оборудование - это комплекс средств для спасания людей с тонущего судна или в случае их падения за борт. Оно включает в себя спасательные средства и приспособления для их установки, крепления на судне и спуска на воду. Оно бывает коллективного (шлюпки, плоты, спасательные столы) и индивидуального (спасательные круги, нагрудники, жилеты) пользования.
Шлюпки и плоты снабжаются ручными или механическими средствами движения, постоянным запасом воды и пищи, средствами дневной и ночной сигнализации и связи, предусматривается защита их от пламени разлившегося топлива или нефтяного груза. Материал и конструкция спасательных средств обеспечивают сохранение их плавучести при длительном пребывании в воде и при значительных повреждениях. Приспособления для установки спасательных средств на судне предохраняют их от повреждений при непогоде на море и обеспечивают удобный спуск на воду или автоматическое всплытие после погружения судна.
Спасательная шлюпка - это коллективное спасательное средство, обычно вельботного типа. Запас плавучести обеспечивается герметичными воздушными ящиками, заполненными пенопластом. Банки, планшир, а также наружные поверхности корпуса спасательной шлюпки окрашивают в оранжевый (белый) цвет; внутренние поверхности и всё снабжение - в ярко оранжевый. В носовой части обоих бортов надписывают номер шлюпки, размеры шлюпки, допустимое к размещению количество людей, порт приписки и название судна к которому принадлежит шлюпка. На крыше шлюпки обозначают крупными буквами номер шлюпки, название и позывной сигнал судна. На судах могут быть спасательные шлюпки закрытого типа с жёсткой надстройкой, с огнестойкой изоляцией или системой водяной защиты, с радиостанцией расположенной в небольшой закрытой радиорубке. По способу спуска различают шлюпки, спускаемые с помощью шлюпбалок и шлюпки свободного сброса.
Шлюпба́лка - это устройство для спуска шлюпки с борта корабля (судна) на воду и подъёма её на борт. Каждую шлюпку обслуживает две шлюпбалки. Совокупность шлюпки, кильблока, а также палубных подъёмных механизмов подъема и спуска шлюпки на воду составляет шлюпочное устройство.
Каждая шлюпбалка состоит из стрелы, опорной конструкции, шлюпочной тали (шлюптали) и механизма, обеспечивающего перемещение, например лебедки.
Шлюпбалки могут быть: горизонтальные, заваливающиеся и поворотные.
Шлюпбалки делятся на 3 вида : горизонтальные, заваливающееся и поворотные.
Горизонтальные (склоняющиеся, гравитационные, скатывающиеся или шарнирные) шлюпбалки вываливаются под действием массы, собственной и шлюпки, после отдачи найтовых, походного стопора и ленточного тормоза лебёдки. Преимуществом такой конструкции является то, что шлюпки могут хранится на высоко расположенных палубах и далеко от борта; недостатком - зимой, вследствие обмерзания направляющих станин перед спуском шлюпки на воду возможно потребуется скалывание с них льда.
Конструкция заваливающейся (откидной) шлюпбалки обеспечивает вываливание и заваливание специальными винтовыми и зубчатыми устройствами. Зачастую шлюпбалки такой конструкция применяется на малых кораблях и судах. Недостаток всех, кроме серповидной, заваливающихся шлюпбалок состоит в том, что расстояние между их парой должно превышать длину обслуживаемой ими шлюпки, что неизбежно влечёт нерациональное использование площадей шлюпочной палубы.
Спасательная шлюпка - это коллективное спасательное средство, обычно вельботного типа. Запас плавучести обеспечивается герметичными воздушными ящиками, заполненными пенопластом. Банки, планшир, а также наружные поверхности корпуса спасательной шлюпки окрашивают в оранжевый (белый) цвет; внутренние поверхности и всё снабжение - в ярко оранжевый. В носовой части обоих бортов надписывают номер шлюпки, размеры шлюпки, допустимое к размещению количество людей, порт приписки и название судна к которому принадлежит шлюпка. На крыше шлюпки обозначают крупными буквами номер шлюпки, название и позывной сигнал судна. На судах могут быть спасательные шлюпки закрытого типа с жёсткой надстройкой, с огнестойкой изоляцией или системой водяной защиты, с радиостанцией расположенной в небольшой закрытой радиорубке. По способу спуска различают шлюпки, спускаемые с помощью шлюпбалок и шлюпки свободного сброса.
Шлюпба́лка - это устройство для спуска шлюпки с борта корабля (судна) на воду и подъёма её на борт. Каждую шлюпку обслуживает две шлюпбалки. Совокупность шлюпки, кильблока, а также палубных подъёмных механизмов подъема и спуска шлюпки на воду составляет шлюпочное устройство.
Каждая шлюпбалка состоит из стрелы, опорной конструкции, шлюпочной тали (шлюптали) и механизма, обеспечивающего перемещение, например лебедки.
Шлюпбалки могут быть: горизонтальные, заваливающиеся и поворотные.
Шлюпбалки делятся на 3 вида : горизонтальные, заваливающееся и поворотные.
Горизонтальные (склоняющиеся, гравитационные, скатывающиеся или шарнирные) шлюпбалки вываливаются под действием массы, собственной и шлюпки, после отдачи найтовых, походного стопора и ленточного тормоза лебёдки. Преимуществом такой конструкции является то, что шлюпки могут хранится на высоко расположенных палубах и далеко от борта; недостатком - зимой, вследствие обмерзания направляющих станин перед спуском шлюпки на воду возможно потребуется скалывание с них льда.
Конструкция заваливающейся (откидной) шлюпбалки обеспечивает вываливание и заваливание специальными винтовыми и зубчатыми устройствами. Зачастую шлюпбалки такой конструкция применяется на малых кораблях и судах. Недостаток всех, кроме серповидной, заваливающихся шлюпбалок состоит в том, что расстояние между их парой должно превышать длину обслуживаемой ими шлюпки, что неизбежно влечёт нерациональное использование площадей шлюпочной палубы.