В минувшее воскресенье были прекращены поиски двух судов, исчезнувших в Охотском море, — траулеров Nort и Adex. Оба пропали во время шторма 7 февраля. Вернее, в этот день стало известно, что неподалеку от Курильских островов сработали два аварийных радиобуя разной маркировки. Сигнал SOS при этом суда не подавали. Поисковая операция, которая сразу же была объявлена, завершилась спустя неделю, не принеся практически никаких результатов. Более того, сегодня даже нет полной уверенности в том, что в море действительно потерпели крушение сразу два судна, а не одно.
Море волнуется
7 февраля 2016 года в Охотском море в координатах 50°15 северной широты и 151°42 восточной долготы сработали с разницей в 12 минут два аварийных буя. Координаты указывали на район Курильских островов — где-то в 130 милях северо-западнее мыса Васильев острова Парамушир.
За поиски взялись специалисты Дальневосточного регионального центра МЧС России, общее руководство операцией осуществлял Морской спасательный координационный подцентр Петропавловска-Камчатского Минтранса России. Ближе всего к предполагаемому району бедствия находилось рефрижераторное судно "Василий Полищук" — оно и отправилось осматривать акваторию. Аварийные буи, подававшие сигнал, удалось обнаружить достаточно быстро. Предварительные данные показывали их принадлежность судам Virp и Nort.
Поблизости от буев в море были выловлены три пустых гидрокостюма, два спасательных жилета и спасательный круг с надписью Adex. Как позже выяснилось, Adex — это и есть Virp, сменивший название.
8 февраля началось воздушное обследование акватории — из Хабаровска вылетел самолет МЧС Ан-74. В дополнение к уже задействованным силам в прочесываемый район Охотского моря двинулось ледокольно-спасательное судно "Сибирский". Теплоход "Василий Полещук", передав вахту профессионалам и опасаясь ухудшающейся погоды (ветер к этому моменту достигал девяти метров в секунду, а волны поднялись до двух метров), проследовал дальше своим курсом.
Трое суток Ан-74 кружил над водой, но почти единственным итогом этого этапа поисков стало обнаружение на поверхности моря надутого спасательного плота на 25 мест. Ни малейшего признака того, что на нем могли пребывать люди, не было. Еще удалось найти несколько деревянных обломков, предположительно, судовой мебели. На этом находки закончились, и следующие несколько дней поисковой операции не принесли никакой пользы. Спустя неделю, 14 февраля в Морском спасательном координационном подцентре объявили, что активная фаза поисков на этом завершается. Попытаться найти выживших теперь смогут только суда, чей маршрут проходит через этот район.
|
Предмет, обнаруженный в ходе поисковых работ в Охотском море / Дальневосточное СУТ СК России |
"Корейский" след
Все это время на берегу шла своя операция — прокуратура пыталась выяснить все, что известно о пропавших судах, связаться с судовладельцами, допросить родственников. Выяснилось, что Nort в 1983 году был построен на заводе имени Кирова (г. Хабаровск). До 2009 года владельцем судна являлась сахалинская компания. Приписан Nort к западноафриканскому государству Сьерра-Леоне, одному из классических поставщиков "удобных флагов". Второе судно — Adex — тоже ходило под "удобным флагом", только уже другой западноафриканской страны Того. До этого оно числилось панамским, камбоджийским и белизским. Названия траулер менял еще чаще, чем флаги: был он не только "Вирпом", но и "Рубином", "Даксом", "Рексом", "Нельмой" и "Койо Мару 15". Строилось судно в Японии как траулер типа СРТМ.
Как сообщили "Корабел.ру" в Дальневосточном следственном управлении на транспорте СК России, в прошлом сентябре судно было арестовано камчатскими пограничниками, но 8 декабря Adex покинул порт Петропавловска-Камчатского и ушел в море. Дальше его следы обнаруживаются уже в Японии. 15 декабря 2015 года в японском порту Отару была подана судовая роль на отход Adex`а, где указано, что на борту находилось 16 членов экипажа — все граждане Российской Федерации, жители Приморского края и Сахалинской области.
10 февраля следователи возбудили уголовное дело по факту крушения Adex`а, согласно статье 263 УК — она предусматривает ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц. Что касается Nort`а, то дело о крушении заводить преждевременно, поскольку он, возможно, вообще не покидал берега. По крайней мере, по документам его выход в море нигде не зафиксирован. Где он при этом находится, никому не известно.
— У нас есть основания полагать, что "Норт" вообще не находился в море, а аварийный буй оказался на борту "Aдекcа" случайно, — заявила "Комсомольской правде" Оксана Полшакова, старший помощник руководителя Дальневосточного СУТ СК России. — Сейчас мы выясняем все обстоятельства происшествия.
Запросы, которые Морской спасательный координационный подцентр разослал по всем возможным зарубежным портам региона, пока успеха не принесли. Но есть обрывочные сведения о том, что в последний раз судно видели в южнокорейском порту Пусан. "Корейский" след в перемещениях таинственного Nort`а подкрепляется свидетельством тестя одного из членов экипажа Adex`а, обратившегося в Дальневосточное региональное отделение Российского профсоюза моряков.
|
Предмет, обнаруженный в ходе поисковых работ в Охотском море / Дальневосточное СУТ СК России |
Ушли "на дно"
Как сообщил РИА "Новости" глава этого отделения Николай Суханов, ему пришло письмо, автор которого просит помочь в выяснении обстоятельств пропажи судна и сообщает важные подробности. Согласно версии, которая излагается в письме, капитан Adex`а, набирая команду среди приморских и сахалинских моряков, не пользовался услугами крюинговой компании, а лично предлагал им приехать в Пусан. Автор письма тоже приехал в Пусан и видел там Adex, который называет по-старому "Вирпом"
"Он пишет, что видел, как на него передавали имущество, поэтому есть вероятность, что найденный буй со второго пропавшего судна Nort оказался на "Вирпе". Предположительно, в море вышла только одна шхуна – "Вирп", и все найденные буи – с нее", – рассказывает Николай Суханов. На просьбу "Корабел.ру" поделиться своими соображениями на этот счет глава Дальневосточного отделения РПСМ ответил, что на этой неделе сам едет в Пусан, где постарается выяснить новые детали этого дела. "Может быть, там можно будет найти какие-либо ответы", – надеется он.
В качестве причины всех этих "тайн мадридского двора" большинство специалистов указывают вероятную причастность одного или обоих судов к незаконному промыслу биоресурсов.
"С большой долей вероятности предполагаю, что на том месте было не просто кораблекрушение, а крушение судов, которые занимались нелегальной добычей краба. Браконьеры-судовладельцы, скорее всего, из Южной Кореи. Они никогда не заявляют своих прав на суда, которые арестованы или погибли", – говорит в интервью телекомпании "Мир24" президент Дальневосточной ассоциации морских капитанов Петр Осичанский.
По его мнению, лучше всего этот факт доказывает упорное молчание судовладельца, который "залег на дно" и не желает выходить на связь. Доходы от браконьерского бизнеса позволят этой компании спокойно пережить гибель одного или двух судов. А вот открыто "засветиться" в скандале ей было бы куда неприятнее.
Жалко во всей этой истории, конечно, не сами суда с их сомнительным прошлым и настоящим, а прежде всего тех, кто на этих траулерах отправился в свой последний рейс — неважно, легальный или нет. О том, кто составлял экипаж судна Nort и было ли вообще оно в море, никаких данных нет. Зато с экипажем Adex`а, благодаря судовой роли, поданной в Японии, дело обстоит яснее. Мы публикуем этот список из 16 фамилий моряков, большинство из которых являются жителями города Невельска Сахалинской области.
Алехин Виктор Петрович (Шебунино), 22 июня 1966
Асянин Максим Юрьевич (Невельск), капитан судна
Боевский Олег Андреевич (Минеральный, Приморского края), 3 июня 1973
Бринский Владимир Станиславович (Невельск), 1965
Воронин Константин Петрович (Невельск), 26 апреля 1977
Иванов Юрий Геннадьевич (Невельск), 30 июня 1965
Кабаргин Юрий Васильевич (Невельск), 5 декабря 1951
Ковальчук Николай Ветиславович (Находка), 7 июля 1972
Литвин Алексей Владимирович (Невельск), 28 февраля 1975
Назаренко Илья Леонидович (Владивосток), 9 февраля 1971
Петров Александр Михайлович (Невельск), 27 июня 1986
Разгонов Юрий Анатольевич (Владивосток), 3 апреля 1964
Савченко Илья Викторович (Саранск), 11 июля 1968
Садчиков Валерий Анатольевич (Невельск), 9 июля 1988
Цибин Сергей Борисович (Невельск), 16 мая 1971
Щедриков Роман Иванович (Невельск), 20 июня 1977
Правда, как выяснили следователи, две фамилии отсюда следует вычеркнуть — их обладателей, живых и невредимых, отыскали в России. Они покинули Японию вместе с Adex`ом, но сошли на сахалинский берег за несколько дней до шторма. Причины, по которым они покинули судно, а также их фамилии пока не разглашаются в интересах следствия.