Средне-Невский судостроительный завод продолжает наращивать свои производственные мощности. За пять последних лет предприятие полностью преобразилось, было оснащено новым оборудованием, помолодело. Сегодня завод уверенно говорит о своих планах дальнейшего освоения и развития композитных технологий, строительства новых боевых кораблей по новым проектам, закрепления на рынке гражданского судостроения.
Об этом "Корабелу" рассказал генеральный директор СНСЗ Владимир Середохо.
– Последний раз мы беседовали с вами год назад. Хотелось бы узнать, что изменилось на предприятии за это время?
– Мы продолжаем программу модернизации завода, которая стартовала в 2012 году. По состоянию на сегодняшний день наши производственные мощности выросли в 2 раза. А после модернизации мы получим полностью новый завод!
Планируем расширять линейку строящихся кораблей, не только композитных, но и стальных, алюминиевых. Под эти нужды меняем крановое оборудование, недавно открыли новый цех пластикового судостроения. Но наше самое узкое место – это слип. Построили его еще в 50-х годах прошлого века, и с тех пор он ни разу капитально не ремонтировался. Надо было приводить все в порядок. Поэтому решили сделать наш слип современным и более мощным (сейчас мы можем оперировать судами максимальным весом 600 т). Реконструкцией предусматривается замена существующего слипа на поперечный гребенчатый слип, обеспечивающий спуск на воду судов длиной до 100 м, спусковой массой до 2700 т и осадкой до 4,5 м.
Реконструкция СЛИПа позволит СНСЗ расширить линейку выпускаемых кораблей и судов, в том числе и более тяжелых, из металла.
– Какие корабли планируете строить? Какого назначения?
– Наша программа по выпуску тральщиков никуда не уходит, она остается для нас основной. Но помимо нее мы планируем заниматься и строительством боевых, пограничных и сторожевых кораблей, вспомогательных и гражданских судов. Например, сейчас есть устойчивый интерес к рыболовной тематике, мы тоже сможем участвовать в этой программе, и нам вполне будет по силам строить суда класса СРТМ длиной до 80 метров.
– Что за прошедшие два года сделали в социальном плане?
– Как и два года назад, мы увеличиваем штат. Но сейчас инженерный и административный состав у нас укомплектован. Поэтому основной упор делаем на рабочих.
Создаем программы, которые привлекают кадры. Например, у нас очень хороший социальный пакет с путевками в санаторий, детские оздоровительные лагеря. Для некоторых работников мы берем на себя часть выплат процентов по ипотеке, от 40 до 60% в зависимости от социального положения человека. Это очень действенный механизм, у нас сейчас по этой программе проходят 80 человек, в основном, молодые специалисты.
Сейчас прорабатываем вопрос организации жилищного кооператива, который, на мой взгляд, будет еще более эффективной мерой, нежели ипотека. Недалеко от завода на берегу Невы определили место для жилищного массива. Там будем строить современные таун-хаусы на 150 человек. Планируем к 2020 году завершить этот проект.
Потом, у нас работает много людей, которые хотят получить высшее образование, компенсируем 50% стоимости обучения по направлению от завода.
– Какой сегодня штат завода?
– Сегодня общий штат завода насчитывает более 1700 человек. Рабочих – 1200, из которых прямой производственный персонал – 800 человек.
– Вы проводите такую масштабную модернизацию производства. Какой у нее срок окупаемости?
– При тех объемах производства, на которые мы выходим, думаю, что мы должны окупить модернизацию за 10 лет, то есть к 2028 году.
– Строительство серии катеров "Рондо" будете продолжать?
– Уже продолжаем. Головной катер серии мы передали заказчику в 2015 году, в прошлом году подписали контракт на строительство еще двух единиц. Один планируем сдать в этом году, второй - в следующем. Конструктивные особенности данного проекта позволяют быстро адаптировать его к конкретным требованиям заказчика и быстро вносить изменения. Соответственно, далее мы планируем продолжить строительство этих судов.
– Гражданскую тематику в судостроении развиваете?
– В гражданской тематике мы работали в 2013-2015 годах, когда строили серию буксиров для московской компании "П.Транс Ко". Они нам дались с трудом по многим причинам. Сам проект был новый, требовал много корректировок. Но мы успешно справились, сдали всю серию буксиров и сейчас они работают на линии.
Но из-за того, что модернизация затронула стапельные места, которые предназначались для металлического судостроения, мы решили сделать перерыв в гражданском судостроении до 2019 года.
Хотел бы выделить отдельно пассажирскую тематику. Помимо 150-местного композитного катамарана, о котором уже много говорилось, мы совместно с "Агат Дизайн Бюро" разработали проект пассажирского судна для Красноярского края на 150 мест. Он уже согласован с заказчиком, сейчас решается вопрос с финансированием для начала строительства.
– Уточните, какова ориентировочная стоимость готового судна?
– Эскизный проект мы делали 2 года назад, и цены тех лет уже не актуальны. Сейчас заказчик пересматривает лизинговую схему, а мы пересчитаем стоимость. Но думаю, что итоговая сумма будет в пределах 800-900 млн руб.
– А какова судьба пассажирского катамарана? Сроки сдачи уже утверждены?
– Катамаран сейчас достраивается, мы уже смонтировали все системы. В эту навигацию планируем провести швартовные и ходовые испытания. Затем слово за Минпромторгом, он будет принимать решение о передаче судна в эксплуатацию. Министерство рассматривает два варианта: либо оставить судно в Петербурге, либо оно пойдет в Крым, будет работать на Черном море.
– Стоимость головного катамарана достаточно высока. Согласитесь, что зачастую - неподъемные для коммерческого заказчика деньги. Какова будет стоимость серийного судна?
– Львиную долю этой стоимости занимали исследовательские работы: отработка новых материалов, изготовление оснастки и т.д. В серийном этого ничего не будет. Поэтому стоимость его будет около 300 млн руб.
– Какие работы проводите на тральщике "Георгий Курбатов"?
– Мы его восстанавливаем. Работаем совместно с Крыловским ГНЦ, ЦНИИ Конструкционных материалов "Прометей",НИИ кораблестроения и вооружения ВМФ. Уже согласовали дорожную карту, отрабатываем технологию ремонта. Это тоже очень важный аспект. И тот неприятный инцидент, который произошел, дал нам возможность на практике научиться восстанавливать технические характеристики стеклопластика. В процессе эксплуатации корабля могут быть различные неприятности, и надо знать, как в таких случаях поступать.
– Сроки его сдачи сдвинулись?
– Новые сроки сдачи мы уже согласовали, перенесли на 2019 год. А всего в 2018 году планируем сдать два корабля, и столько же в 2019-м.
– Какие корабли еще планируете к закладке?
– В конце апреля мы заложили третий серийный тральщик проекта 12700 "Владимир Емельянов", в конце года будем закладывать 4-й серийный.
– Насколько уменьшилась трудоемкость от головного тральщика к серийному?
– Ориентировочно на 20%. Но более показательно проследить ее по срокам изготовления. Головной "Александр Обухов" мы строили больше 5 лет, а сейчас выходим на цикл в 2,5 года. При таком плане закладок мы должны строить один корабль не более 3 лет.
– Представители ВМФ говорили, что у флота есть потребность получать 2 тральщика в год. Это действительно так, у вас есть заключенные контракты на перспективу?
– Строительная программа по тральщикам у нас расписана до 2021 года. В ней значатся 6 кораблей, плюс в этом году планируется к подписанию контракт еще на 2 корабля со сроками сдачи 2020-2021 годы.
– По экспортным заказам работаете?
– Первого июня подняли флаг на тральщике "Алатау", который мы строили для ВМС Казахстана. Сейчас ведем переговоры и с другими потенциальными заказчиками по проектам тральщиков.
– Прояснилась судьба недостроенных корпусов, которые стоят у вас на слипе?
– По ним уже все понятно, суд передал корпуса в собственность завода. И если не получится их модернизировать под нужды флота или гражданских заказчиков, тогда утилизируем.
– Расскажите немного о взаимоотношениях с ОСК. Как помогает вам корпорация в вашей работе?
– Безусловно, помогает. Особенно в вопросах работы с поставщиками, с заказчиками, с Министерством обороны. Но хочу сказать, что у всех заводов поставки по кооперации – это проблемное место. Если вдруг у верфи резко увеличиваются объемы заказов, то не у всех компаний есть возможность соизмеримо нарастить поставки. Поэтому нужно обязательно развивать альтернативу поставщиков. При этом усиливать межзаводскую кооперацию, чтобы на корабли шла современная техника. Отечественные верфи, несмотря на годы простоя, в хорошем состоянии, а производство судового оборудования хромает. И решение этой проблемы – это первая задача ОСК. Как раз в этом ключе прорабатывается идея создания "распределенной верфи" у нас в регионе – об этом не раз заявлял президент ОСК Алексей Рахманов.
Второй вопрос — это развитие. С этого года через ОСК идут все кредитные деньги, и все инвестиционные проекты будут проходить через нее. Это правильно, нужно развивать те отрасли и те мощности, которые необходимы.
С другой стороны, не будем скрывать, что ОСК – громоздкая надстройка со всеми бюрократическими минусами. В ее механизмах решения с мест застревают. Хочется, чтобы этих бюрократических препон было меньше. Потому что любой директор завода, если он грамотный менеджер, принимая решение, несет за него ответственность. И решение надо принимать быстро. Но иногда в нашей корпорации согласование затягивается на несколько месяцев. В итоге резолюция или отпадает или становится уже неактуальной. Поэтому, на мой взгляд, нужно делегировать часть полномочий на места.
ОСК должна помогать заводам работать с министерствами, формировать портфель заказов, включать предприятия в те или иные ФЦП. При этом как модернизировать, что делать в первую очередь, формировать то же штатное расписание на заводе должен директор. Лучше его никто свое предприятие не знает.
Но в ОСК знают об этой проблеме, уверен, что ее будут решать.
– И последний вопрос. Вы уже два года – постоянный клиент "Корабел.ру", и на сайте, и на портале. Расскажите, пожалуйста, для чего вы – крупный завод – размещаетесь у нас? Какие выгоды для вас это приносит?
– Натан Ротшильд, основатель огромной банковской династии Ротшильдов, как-то сказал: кто владеет информацией, тот владеет миром. И сегодня отводится особая роль информации в современном научно - техническом прогрессе. Информация стала ресурсом, столь же важным и необходимым, как энергетические, сырьевые, финансовые и другие ресурсы. И правильный выбор каналов ее распространения играет важную роль в жизнедеятельности любого предприятия.
Беседовал Владислав Букин
– Последний раз мы беседовали с вами год назад. Хотелось бы узнать, что изменилось на предприятии за это время?
– Мы продолжаем программу модернизации завода, которая стартовала в 2012 году. По состоянию на сегодняшний день наши производственные мощности выросли в 2 раза. А после модернизации мы получим полностью новый завод!
Планируем расширять линейку строящихся кораблей, не только композитных, но и стальных, алюминиевых. Под эти нужды меняем крановое оборудование, недавно открыли новый цех пластикового судостроения. Но наше самое узкое место – это слип. Построили его еще в 50-х годах прошлого века, и с тех пор он ни разу капитально не ремонтировался. Надо было приводить все в порядок. Поэтому решили сделать наш слип современным и более мощным (сейчас мы можем оперировать судами максимальным весом 600 т). Реконструкцией предусматривается замена существующего слипа на поперечный гребенчатый слип, обеспечивающий спуск на воду судов длиной до 100 м, спусковой массой до 2700 т и осадкой до 4,5 м.
Реконструкция СЛИПа позволит СНСЗ расширить линейку выпускаемых кораблей и судов, в том числе и более тяжелых, из металла.
Генеральный директор СНСЗ Владимир Середохо. Фото: Александр Меерсон / Александр Меерсон |
– Какие корабли планируете строить? Какого назначения?
– Наша программа по выпуску тральщиков никуда не уходит, она остается для нас основной. Но помимо нее мы планируем заниматься и строительством боевых, пограничных и сторожевых кораблей, вспомогательных и гражданских судов. Например, сейчас есть устойчивый интерес к рыболовной тематике, мы тоже сможем участвовать в этой программе, и нам вполне будет по силам строить суда класса СРТМ длиной до 80 метров.
– Что за прошедшие два года сделали в социальном плане?
– Как и два года назад, мы увеличиваем штат. Но сейчас инженерный и административный состав у нас укомплектован. Поэтому основной упор делаем на рабочих.
Создаем программы, которые привлекают кадры. Например, у нас очень хороший социальный пакет с путевками в санаторий, детские оздоровительные лагеря. Для некоторых работников мы берем на себя часть выплат процентов по ипотеке, от 40 до 60% в зависимости от социального положения человека. Это очень действенный механизм, у нас сейчас по этой программе проходят 80 человек, в основном, молодые специалисты.
Сейчас прорабатываем вопрос организации жилищного кооператива, который, на мой взгляд, будет еще более эффективной мерой, нежели ипотека. Недалеко от завода на берегу Невы определили место для жилищного массива. Там будем строить современные таун-хаусы на 150 человек. Планируем к 2020 году завершить этот проект.
Потом, у нас работает много людей, которые хотят получить высшее образование, компенсируем 50% стоимости обучения по направлению от завода.
– Какой сегодня штат завода?
– Сегодня общий штат завода насчитывает более 1700 человек. Рабочих – 1200, из которых прямой производственный персонал – 800 человек.
Вручение премии "За создание высокотехнологичных рабочих мест" губернатором Санкт-Петербурга. Фото: пресс-служба губернатора Санкт-Петербурга. |
– Вы проводите такую масштабную модернизацию производства. Какой у нее срок окупаемости?
– При тех объемах производства, на которые мы выходим, думаю, что мы должны окупить модернизацию за 10 лет, то есть к 2028 году.
– Строительство серии катеров "Рондо" будете продолжать?
– Уже продолжаем. Головной катер серии мы передали заказчику в 2015 году, в прошлом году подписали контракт на строительство еще двух единиц. Один планируем сдать в этом году, второй - в следующем. Конструктивные особенности данного проекта позволяют быстро адаптировать его к конкретным требованиям заказчика и быстро вносить изменения. Соответственно, далее мы планируем продолжить строительство этих судов.
– Гражданскую тематику в судостроении развиваете?
– В гражданской тематике мы работали в 2013-2015 годах, когда строили серию буксиров для московской компании "П.Транс Ко". Они нам дались с трудом по многим причинам. Сам проект был новый, требовал много корректировок. Но мы успешно справились, сдали всю серию буксиров и сейчас они работают на линии.
Но из-за того, что модернизация затронула стапельные места, которые предназначались для металлического судостроения, мы решили сделать перерыв в гражданском судостроении до 2019 года.
Хотел бы выделить отдельно пассажирскую тематику. Помимо 150-местного композитного катамарана, о котором уже много говорилось, мы совместно с "Агат Дизайн Бюро" разработали проект пассажирского судна для Красноярского края на 150 мест. Он уже согласован с заказчиком, сейчас решается вопрос с финансированием для начала строительства.
Работники Средне-Невского судостроительного завода / Корабел.ру |
– Уточните, какова ориентировочная стоимость готового судна?
– Эскизный проект мы делали 2 года назад, и цены тех лет уже не актуальны. Сейчас заказчик пересматривает лизинговую схему, а мы пересчитаем стоимость. Но думаю, что итоговая сумма будет в пределах 800-900 млн руб.
– А какова судьба пассажирского катамарана? Сроки сдачи уже утверждены?
– Катамаран сейчас достраивается, мы уже смонтировали все системы. В эту навигацию планируем провести швартовные и ходовые испытания. Затем слово за Минпромторгом, он будет принимать решение о передаче судна в эксплуатацию. Министерство рассматривает два варианта: либо оставить судно в Петербурге, либо оно пойдет в Крым, будет работать на Черном море.
– Стоимость головного катамарана достаточно высока. Согласитесь, что зачастую - неподъемные для коммерческого заказчика деньги. Какова будет стоимость серийного судна?
– Львиную долю этой стоимости занимали исследовательские работы: отработка новых материалов, изготовление оснастки и т.д. В серийном этого ничего не будет. Поэтому стоимость его будет около 300 млн руб.
– Какие работы проводите на тральщике "Георгий Курбатов"?
– Мы его восстанавливаем. Работаем совместно с Крыловским ГНЦ, ЦНИИ Конструкционных материалов "Прометей",НИИ кораблестроения и вооружения ВМФ. Уже согласовали дорожную карту, отрабатываем технологию ремонта. Это тоже очень важный аспект. И тот неприятный инцидент, который произошел, дал нам возможность на практике научиться восстанавливать технические характеристики стеклопластика. В процессе эксплуатации корабля могут быть различные неприятности, и надо знать, как в таких случаях поступать.
– Сроки его сдачи сдвинулись?
– Новые сроки сдачи мы уже согласовали, перенесли на 2019 год. А всего в 2018 году планируем сдать два корабля, и столько же в 2019-м.
Закладка корабля противоминной обороны проекта 12700 "Иван Антонов" / Корабел.ру |
– Какие корабли еще планируете к закладке?
– В конце апреля мы заложили третий серийный тральщик проекта 12700 "Владимир Емельянов", в конце года будем закладывать 4-й серийный.
– Насколько уменьшилась трудоемкость от головного тральщика к серийному?
– Ориентировочно на 20%. Но более показательно проследить ее по срокам изготовления. Головной "Александр Обухов" мы строили больше 5 лет, а сейчас выходим на цикл в 2,5 года. При таком плане закладок мы должны строить один корабль не более 3 лет.
– Представители ВМФ говорили, что у флота есть потребность получать 2 тральщика в год. Это действительно так, у вас есть заключенные контракты на перспективу?
– Строительная программа по тральщикам у нас расписана до 2021 года. В ней значатся 6 кораблей, плюс в этом году планируется к подписанию контракт еще на 2 корабля со сроками сдачи 2020-2021 годы.
Испытания тральщика проекта 10750Э / "СНСЗ" |
– По экспортным заказам работаете?
– Первого июня подняли флаг на тральщике "Алатау", который мы строили для ВМС Казахстана. Сейчас ведем переговоры и с другими потенциальными заказчиками по проектам тральщиков.
– Прояснилась судьба недостроенных корпусов, которые стоят у вас на слипе?
– По ним уже все понятно, суд передал корпуса в собственность завода. И если не получится их модернизировать под нужды флота или гражданских заказчиков, тогда утилизируем.
Многоцелевой катер проекта Р1650 "Рондо". Фото: пресс-служба АО "СНСЗ" / snsz.ru |
– Расскажите немного о взаимоотношениях с ОСК. Как помогает вам корпорация в вашей работе?
– Безусловно, помогает. Особенно в вопросах работы с поставщиками, с заказчиками, с Министерством обороны. Но хочу сказать, что у всех заводов поставки по кооперации – это проблемное место. Если вдруг у верфи резко увеличиваются объемы заказов, то не у всех компаний есть возможность соизмеримо нарастить поставки. Поэтому нужно обязательно развивать альтернативу поставщиков. При этом усиливать межзаводскую кооперацию, чтобы на корабли шла современная техника. Отечественные верфи, несмотря на годы простоя, в хорошем состоянии, а производство судового оборудования хромает. И решение этой проблемы – это первая задача ОСК. Как раз в этом ключе прорабатывается идея создания "распределенной верфи" у нас в регионе – об этом не раз заявлял президент ОСК Алексей Рахманов.
Второй вопрос — это развитие. С этого года через ОСК идут все кредитные деньги, и все инвестиционные проекты будут проходить через нее. Это правильно, нужно развивать те отрасли и те мощности, которые необходимы.
С другой стороны, не будем скрывать, что ОСК – громоздкая надстройка со всеми бюрократическими минусами. В ее механизмах решения с мест застревают. Хочется, чтобы этих бюрократических препон было меньше. Потому что любой директор завода, если он грамотный менеджер, принимая решение, несет за него ответственность. И решение надо принимать быстро. Но иногда в нашей корпорации согласование затягивается на несколько месяцев. В итоге резолюция или отпадает или становится уже неактуальной. Поэтому, на мой взгляд, нужно делегировать часть полномочий на места.
ОСК должна помогать заводам работать с министерствами, формировать портфель заказов, включать предприятия в те или иные ФЦП. При этом как модернизировать, что делать в первую очередь, формировать то же штатное расписание на заводе должен директор. Лучше его никто свое предприятие не знает.
Но в ОСК знают об этой проблеме, уверен, что ее будут решать.
– И последний вопрос. Вы уже два года – постоянный клиент "Корабел.ру", и на сайте, и на портале. Расскажите, пожалуйста, для чего вы – крупный завод – размещаетесь у нас? Какие выгоды для вас это приносит?
– Натан Ротшильд, основатель огромной банковской династии Ротшильдов, как-то сказал: кто владеет информацией, тот владеет миром. И сегодня отводится особая роль информации в современном научно - техническом прогрессе. Информация стала ресурсом, столь же важным и необходимым, как энергетические, сырьевые, финансовые и другие ресурсы. И правильный выбор каналов ее распространения играет важную роль в жизнедеятельности любого предприятия.
Беседовал Владислав Букин