Концепт-проект судов для пассажирских и туристических перевозок в Московско-Окском бассейне
Протяженность малых рек России 60 тысяч км
Реки Москва и Ока в верхнем течении относятся к так называемым малым рекам с глубиной до 1,3 м. Протяженность таких рек на территории России 60 тыс. км, а использование этих, подаренных природой водных путей никак не пропорционально их количеству.
В условиях советской экономики мелкосидящий речной флот не получил необходимого развития
Причина в том, что, доставшийся нам в наследство, речной флот состоял в основном из самых крупных и самых мощных судов в мире, а развитие мелкосидящего флота не считалось актуальной задачей.
Вырубка лесов, осушение болот и прекращение дноугубительных работ привели к тому, что в разряд мелководных перешли участки многих магистральных рек.
Наиболее эффективный движитель для мелководья – гребное колесо
Решение проблемы в создании эффективного мелкосидящего флота, приспособленного к естественным условиям. Различные типы судов с осадкой от 0,5 м, предназначенные для перевозки пассажиров и груза могут быть созданы высоком техническом уровне, если для них использовать гребные колеса.
Колесный движительно-рулевой комплекс КДРК
Левое гребное колесо с винтовыми плицами на раме перед установкой на судно.
Пара таких колес, имеющих раздельно управляемый привод, установленных на раме, шарнирно закрепленной на транце судна с устройством подъема-опускания, образует «Колесный ДРК» - признанный изобретением движительно-рулевой комплекс.
Колесо – и движитель, и орган управления судном. Получаем новый тип ДРК.
«Гребные колеса с радиальными, неподвижно закрепленными лопастями,.. в будущем возможно снова найдут применение на судах»
(«Судовые движители». Изд. Водный транспорт. 1938 г.) М.Я. Алферьев
Но не те гребные колеса, сложные по конструкции, уязвимые с поворотными плицами, которые помнят люди старшего поколения, а цельносварные с винтовыми плицами.