Неоднократно «Корабел» писал о серии нефтеналивных судов проекта RST27, которые строятся на заводе «Красное Сормово» и на «Окской судоверфи». В рамках поездки мы планировали посетить лично два завода-строителя и посмотреть героев статей вживую. Но, к сожалению, на «Красном Сормово» делегацию «Корабела» принимать отказались, в Навашино же напротив - провели экскурсию по заводу, а директор по производству Алексей Анатольевич Захаров и коммерческий директор предприятия Владимир Викторович Панкратов рассказали о том, чем предприятие живет сейчас. И, конечно, об истории, благо о ней рассказывать можно много.
Началось все в 1907 году, когда общество Коломенского машиностроительного завода получило крупные заказы на постройку нефтеналивных барж для выполнения которого, правление общества приняло решение создать новую судостроительную верфь, которая находилась бы недалеко от Кулебакского завода, тогдашней основной металлургической базы. Участок для верфи был выбран вблизи деревни Липня и носил название Мордовщик.
Летом того же года начались планировочные работы. А в скором времени на новой Мордовщиковской судоверфи были спущены первые баржи «Екатерина Великая», «Ольга Премудрая» и «Ярославна» и к 1912 году судоверфь стала основным поставщиком речных барж для Волжского бассейна. В 1935 году на верфи была построена цельносварная баржа «Комсомолка Судоплатова» грузоподъемностью 6000 тонн. Таким образом, Мордовщиковская судоверфь стала пионером отечественного крупнотоннажного сварного судостроения.
С тех пор предприятие неоднократно расширялось, оснащалось новым оборудованием, осваивало новое сегменты отрасли. Расцвет завода приходится на 60-е годы прошлого века, когда на стапелях «Мордовщиковской судоверфи», а затем завода «Ока» началось строительство судов смешанного плавания.
Именно на «Окской судоверфи» и на «Красном Сормово» была построена львиная доля сухогрузных судов река-море. Навашинские корабелы изготовляли «Волго-Доны» для перевозки массовых и генеральных грузов проекта 507, а затем 507А и 507Б. Всего заводом было построено около 115 судов этого типа. Помимо «Волго-Донов» на «Окской судоверфи» строились суда проекта 05074 (05074А, 05074М) типа «Волжский» (суммарно выпущено свыше 60 единиц).
На тот момент мощности предприятия позволяли сдавать 6 морских и 12 речных и река-море судов, при штате в 6 тысяч человек. И это помимо военных заказов. Нижегородцы из «Красного Сормово», параллельно с продукцией для ВМФ СССР, строили суда типа «Сормовский» различных серий (проекта 1557). Но начало им положили суда похожей архитектуры типа «Балтийский» (проекта 781) и «Волго-Балт» (проект 791). Всего с 1967 года на заводе «Красное Сормово» было построено 87 единиц «Сормовских», 12 «Балтийских», 38 «Волго-Балтов» и более 40 судов проекта 19610 «Волга».
После массового спада 90-х, серийное производство судов река-море на два завода вернулось только в середине 2000-х. На «Красном Сормово» началось строительство нефтеналивных судов проекта 19614 дедвейтом 5100/5600 тонн типа «Нижний Новгород», а затем серии нефтеналивных судов по проектам «Морского Инженерного Бюро» RST22 («Армада»/модернизированная «Армада») и RST27.
Навашинцы с 2004 года строили сухогрузы типа «Русич», по проекту Нижегородского ЦКБ «Вымпел» (проект 00101). На «Окской судоверфи» было построено 7 судов из 12 этой серии.
Затем верфь, как и их нижегородские коллеги стали плотно сотрудничать с МИБом. В 2010-2011 году навашинские корабелы получили заказ на строительство серии из 10 сухогрузных судов RSD44, названных в честь капитанов Волжского пароходства, которые героически погибли в боях за Сталинград.
Головное судно серии носит имя Петра Федоровича Рузманкина. В навигацию 1942 года пароход «Гастелло», капитаном которого был Петр Федорович, подвозил баржи с боеприпасами для обороняющихся советских войск. В ночь с 26 на 27 июля 1942 года пароход «Гастелло» в районе Капустина Яра подвергся авианалету в результате которого сам капитан, находящийся в рубке, погиб. Вместе с ним погибла его жена и еще пять членов экипажа.
24 ноября 2010 года в церемонии спуска на воду теплохода «Капитан Рузманкин» принимал участие сын капитана - Михаил Петрович Рузманкин. В том бою он, будучи 14-летним матросом парохода «Гастелло» получил осколочные ранения в ногу и был отправлен в госпиталь. Сроки выполнения заказа были очень сжаты, поэтому секции для пяти корпусов из десяти серии RSD44 навашинцы заказывали в Шлиссельбурге, на «Невском судостроительно-судоремонтном заводе».
«Когда началось строительство RSD44, на заводе появились хорошие инвестиции. Инженерный центр у нас, как ни странно, сохранился, кадры тоже, поэтому мы решили направить усилия на модернизацию производства. Закупили новую линию «Rosler» для обработки листа и профиля максимальными габаритами 2,5*12 мм и толщиной 3 мм. Затем купили машину плазменной резки «Messer Griesheim» с поворотной головкой, которая позволяет сразу делать необходимые фаски. Тем самым исключается лишняя операция. В чем ее плюсы? Она не требует пристального внимания, ее не нужно обслуживать между плановыми ремонтами. Меняешь только запчасти, да и то при правильной эксплуатации она практически не ломается. Все делается качественно и очень быстро. При одновременной работе четырех столов в одну смену, машина дает выпуск около 40 тонн обработанного металла. Если пересчитать на год — получается около 10 тыс. тонн металла, а это 5 судов типа RSD49.
Про возможности «Rosler'а» и говорить нечего, эта линия может обработать любое требуемое для нас количество металла.
Под серийный выпуск судов мы сделали специальный накопительный терминал, и уже работаем не по схеме сменно-суточной нормы, а просто накапливаем нужные нам детали», - говорит Алексей Анатольевич.
Но на этом модернизация не остановилась. Исторически сложилось, что на заводе нет закрытых эллингов, поэтому стыковка готовых секций производится на открытом воздухе. Соответственно всегда возникала большая проблема с их окраской. Поэтому в конце 2000-х годов было принято решение о строительстве нового малярного цеха.
«Преимущества его очевидны. Мы перестали зависеть от погодных условий и среды. Для очистки секции мы создаем одни условия, для окраски – другие, для сушки – можем регулировать температуру до 50 градусов. Повышается производительность труда, что немаловажно: например, дробь или шлак быстро собирается, очищается и снова пускается в работу. Средний выпуск цеха – две секции в сутки. Если учесть, что корпус RST27 состоит из 54 секций, то за 27 смен все они будут окрашены. Опять же переводя эти цифры на годовой объем, получаем 20 корпусов в год», - продолжает Алексей Анатольевич.
В эллингах произведено переоборудование системы отопления, установлены инфракрасные обогреватели, что по словам руководства дает существенную экономию средств. Следующая цель обновления – это прессовое оборудование, сейчас рассматриваются различные варианты, выбираются производители. Второе направление, которое традиционно развивала «Окская судоверфь» - изготовление понтонных парков.
Как свидетельствуют архивные документы, работа над первыми понтонными парками на Мордовщиковской судоверфи начались в 1933 году, а свою первую боевую проверку парк прошел в боях с японскими захватчиками на реке Халкин-гол. Принимали они участие и в Великой Отечественной войне, где на всех фронтах обеспечивали переправу наших войск и показали себя с лучшей стороны. В послевоенные годы верфь стала крупнейшим предприятием в юго-западном регионе Нижегородской области специализирующимся по строительству понтонных переправ и автодорожных наплавных мостов.
В настоящий момент «Окская судоверфь» выпускает передвижные понтонные парки ПП-91, которые используются при проведении спасательных и аварийно-спасательных работ, а также для переправ через озера и реки техники и грузов. Переправы могут быть также использованы в районах частых наводнений для быстрого наведения мостов.
По государственному заказу предприятие также сейчас работает над рабочими катерами ледового класса проекта ST23WI для Росморпорта. Проектную документацию на катер выполняла нижегородская фирма «Си Тех». Контрактом предусматривается строительство 3-х подобных судов и сейчас на заводе подготовлены стапельные места, начинаются корпусные работы. В дальнейшем «Окская судоверфь» планирует расширить работу с Росморпортом, поданы документы для участия в тендере на постройку дноуглубительного судна.
Не могли мы обойти и вопрос о китайской рабочей силе. Начиная с 2008 года «Окская судоверфь» начала принимать на работу рабочих из КНР: в основном сварщиков и сборщиков. На тот момент предприятие утверждало, что мера эта вынужденная и что китайская рабочая сила обходится предприятию дешевле, нежели российская. Но сейчас, оценивая тот опыт, Алексей Анатольевич сказал, что он был не удачный и ожидания от китайских рабочих не оправдались. В итоге предприятие вернулось к взаимодействию с «Навашинским судомеханическим техникумом».
Сейчас на предприятии трудятся около двух тысяч сотрудников, плюс в пиковой нагрузке еще тысяча рабочих субподрядных организаций. Но на данный момент все массовые корпусные работы уже завершены, потому численность субподрядчиков снизилась до 300 человек.
«Окская судоверфь» - градообразующее предприятие, таких крупных предприятий в Навашинском районе просто нет. И после того, как завод стал активно развиваться, наши налоговые отчисления в районную и областную казну увеличились, что не осталось незамеченным. Губернатор и правительство Нижегородской области особо заинтересовались нашей деятельностью, стараются помочь с заказами», - говорит о взаимодействии с властями Алексей Анатольевич.
Судостроение для внутренних водных путей — остается наиболее острой проблемой. На протяжении всей поездки по Волге мы наблюдали за судоходством на некогда одной из главных транспортных артерий страны. Река, за исключением некоторых узловых мест, практически пустая, а у тех судов, которые ходят уже видны «ребра». Поэтому для таких предприятий, как «Окская судоверфь» и «Красное Сормово» есть огромное пространство для работы.
В заключении хочется сказать заводу «Окская судоверфь» спасибо за теплый прием. И все-таки жаль, что «Красное Сормово» не захотело нам рассказать о своих успехах.
Летом того же года начались планировочные работы. А в скором времени на новой Мордовщиковской судоверфи были спущены первые баржи «Екатерина Великая», «Ольга Премудрая» и «Ярославна» и к 1912 году судоверфь стала основным поставщиком речных барж для Волжского бассейна. В 1935 году на верфи была построена цельносварная баржа «Комсомолка Судоплатова» грузоподъемностью 6000 тонн. Таким образом, Мордовщиковская судоверфь стала пионером отечественного крупнотоннажного сварного судостроения.
ОАО "Окская судоверфь". Танкер проекта RST-27 / www.korabel.ru |
С тех пор предприятие неоднократно расширялось, оснащалось новым оборудованием, осваивало новое сегменты отрасли. Расцвет завода приходится на 60-е годы прошлого века, когда на стапелях «Мордовщиковской судоверфи», а затем завода «Ока» началось строительство судов смешанного плавания.
Именно на «Окской судоверфи» и на «Красном Сормово» была построена львиная доля сухогрузных судов река-море. Навашинские корабелы изготовляли «Волго-Доны» для перевозки массовых и генеральных грузов проекта 507, а затем 507А и 507Б. Всего заводом было построено около 115 судов этого типа. Помимо «Волго-Донов» на «Окской судоверфи» строились суда проекта 05074 (05074А, 05074М) типа «Волжский» (суммарно выпущено свыше 60 единиц).
На тот момент мощности предприятия позволяли сдавать 6 морских и 12 речных и река-море судов, при штате в 6 тысяч человек. И это помимо военных заказов. Нижегородцы из «Красного Сормово», параллельно с продукцией для ВМФ СССР, строили суда типа «Сормовский» различных серий (проекта 1557). Но начало им положили суда похожей архитектуры типа «Балтийский» (проекта 781) и «Волго-Балт» (проект 791). Всего с 1967 года на заводе «Красное Сормово» было построено 87 единиц «Сормовских», 12 «Балтийских», 38 «Волго-Балтов» и более 40 судов проекта 19610 «Волга».
ОАО "Окская судоверфь" / www.korabel.ru |
После массового спада 90-х, серийное производство судов река-море на два завода вернулось только в середине 2000-х. На «Красном Сормово» началось строительство нефтеналивных судов проекта 19614 дедвейтом 5100/5600 тонн типа «Нижний Новгород», а затем серии нефтеналивных судов по проектам «Морского Инженерного Бюро» RST22 («Армада»/модернизированная «Армада») и RST27.
Навашинцы с 2004 года строили сухогрузы типа «Русич», по проекту Нижегородского ЦКБ «Вымпел» (проект 00101). На «Окской судоверфи» было построено 7 судов из 12 этой серии.
Затем верфь, как и их нижегородские коллеги стали плотно сотрудничать с МИБом. В 2010-2011 году навашинские корабелы получили заказ на строительство серии из 10 сухогрузных судов RSD44, названных в честь капитанов Волжского пароходства, которые героически погибли в боях за Сталинград.
Головное судно серии носит имя Петра Федоровича Рузманкина. В навигацию 1942 года пароход «Гастелло», капитаном которого был Петр Федорович, подвозил баржи с боеприпасами для обороняющихся советских войск. В ночь с 26 на 27 июля 1942 года пароход «Гастелло» в районе Капустина Яра подвергся авианалету в результате которого сам капитан, находящийся в рубке, погиб. Вместе с ним погибла его жена и еще пять членов экипажа.
24 ноября 2010 года в церемонии спуска на воду теплохода «Капитан Рузманкин» принимал участие сын капитана - Михаил Петрович Рузманкин. В том бою он, будучи 14-летним матросом парохода «Гастелло» получил осколочные ранения в ногу и был отправлен в госпиталь. Сроки выполнения заказа были очень сжаты, поэтому секции для пяти корпусов из десяти серии RSD44 навашинцы заказывали в Шлиссельбурге, на «Невском судостроительно-судоремонтном заводе».
«Когда началось строительство RSD44, на заводе появились хорошие инвестиции. Инженерный центр у нас, как ни странно, сохранился, кадры тоже, поэтому мы решили направить усилия на модернизацию производства. Закупили новую линию «Rosler» для обработки листа и профиля максимальными габаритами 2,5*12 мм и толщиной 3 мм. Затем купили машину плазменной резки «Messer Griesheim» с поворотной головкой, которая позволяет сразу делать необходимые фаски. Тем самым исключается лишняя операция. В чем ее плюсы? Она не требует пристального внимания, ее не нужно обслуживать между плановыми ремонтами. Меняешь только запчасти, да и то при правильной эксплуатации она практически не ломается. Все делается качественно и очень быстро. При одновременной работе четырех столов в одну смену, машина дает выпуск около 40 тонн обработанного металла. Если пересчитать на год — получается около 10 тыс. тонн металла, а это 5 судов типа RSD49.
ОАО "Окская судоверфь" / www.korabel.ru |
Про возможности «Rosler'а» и говорить нечего, эта линия может обработать любое требуемое для нас количество металла.
Под серийный выпуск судов мы сделали специальный накопительный терминал, и уже работаем не по схеме сменно-суточной нормы, а просто накапливаем нужные нам детали», - говорит Алексей Анатольевич.
Но на этом модернизация не остановилась. Исторически сложилось, что на заводе нет закрытых эллингов, поэтому стыковка готовых секций производится на открытом воздухе. Соответственно всегда возникала большая проблема с их окраской. Поэтому в конце 2000-х годов было принято решение о строительстве нового малярного цеха.
«Преимущества его очевидны. Мы перестали зависеть от погодных условий и среды. Для очистки секции мы создаем одни условия, для окраски – другие, для сушки – можем регулировать температуру до 50 градусов. Повышается производительность труда, что немаловажно: например, дробь или шлак быстро собирается, очищается и снова пускается в работу. Средний выпуск цеха – две секции в сутки. Если учесть, что корпус RST27 состоит из 54 секций, то за 27 смен все они будут окрашены. Опять же переводя эти цифры на годовой объем, получаем 20 корпусов в год», - продолжает Алексей Анатольевич.
В эллингах произведено переоборудование системы отопления, установлены инфракрасные обогреватели, что по словам руководства дает существенную экономию средств. Следующая цель обновления – это прессовое оборудование, сейчас рассматриваются различные варианты, выбираются производители. Второе направление, которое традиционно развивала «Окская судоверфь» - изготовление понтонных парков.
Как свидетельствуют архивные документы, работа над первыми понтонными парками на Мордовщиковской судоверфи начались в 1933 году, а свою первую боевую проверку парк прошел в боях с японскими захватчиками на реке Халкин-гол. Принимали они участие и в Великой Отечественной войне, где на всех фронтах обеспечивали переправу наших войск и показали себя с лучшей стороны. В послевоенные годы верфь стала крупнейшим предприятием в юго-западном регионе Нижегородской области специализирующимся по строительству понтонных переправ и автодорожных наплавных мостов.
В настоящий момент «Окская судоверфь» выпускает передвижные понтонные парки ПП-91, которые используются при проведении спасательных и аварийно-спасательных работ, а также для переправ через озера и реки техники и грузов. Переправы могут быть также использованы в районах частых наводнений для быстрого наведения мостов.
По государственному заказу предприятие также сейчас работает над рабочими катерами ледового класса проекта ST23WI для Росморпорта. Проектную документацию на катер выполняла нижегородская фирма «Си Тех». Контрактом предусматривается строительство 3-х подобных судов и сейчас на заводе подготовлены стапельные места, начинаются корпусные работы. В дальнейшем «Окская судоверфь» планирует расширить работу с Росморпортом, поданы документы для участия в тендере на постройку дноуглубительного судна.
Не могли мы обойти и вопрос о китайской рабочей силе. Начиная с 2008 года «Окская судоверфь» начала принимать на работу рабочих из КНР: в основном сварщиков и сборщиков. На тот момент предприятие утверждало, что мера эта вынужденная и что китайская рабочая сила обходится предприятию дешевле, нежели российская. Но сейчас, оценивая тот опыт, Алексей Анатольевич сказал, что он был не удачный и ожидания от китайских рабочих не оправдались. В итоге предприятие вернулось к взаимодействию с «Навашинским судомеханическим техникумом».
ОАО "Окская судоверфь". Танкер RST-27. В ходовой рубке / www.korabel.ru |
Сейчас на предприятии трудятся около двух тысяч сотрудников, плюс в пиковой нагрузке еще тысяча рабочих субподрядных организаций. Но на данный момент все массовые корпусные работы уже завершены, потому численность субподрядчиков снизилась до 300 человек.
«Окская судоверфь» - градообразующее предприятие, таких крупных предприятий в Навашинском районе просто нет. И после того, как завод стал активно развиваться, наши налоговые отчисления в районную и областную казну увеличились, что не осталось незамеченным. Губернатор и правительство Нижегородской области особо заинтересовались нашей деятельностью, стараются помочь с заказами», - говорит о взаимодействии с властями Алексей Анатольевич.
Судостроение для внутренних водных путей — остается наиболее острой проблемой. На протяжении всей поездки по Волге мы наблюдали за судоходством на некогда одной из главных транспортных артерий страны. Река, за исключением некоторых узловых мест, практически пустая, а у тех судов, которые ходят уже видны «ребра». Поэтому для таких предприятий, как «Окская судоверфь» и «Красное Сормово» есть огромное пространство для работы.
В заключении хочется сказать заводу «Окская судоверфь» спасибо за теплый прием. И все-таки жаль, что «Красное Сормово» не захотело нам рассказать о своих успехах.
Владислав Букин