реклама

Окраска судов в доке – это симбиоз знаний, опыта и творчества

0 266 4 мин
Окраска судов в доке – это симбиоз знаний, опыта и творчества. Такая подборка качеств специалиста, занимающегося окраской судов в доке, может показаться странной, но это так. К такому убеждению я пришел за 17 лет работы техническим специалистом в российском Jotun, а теперь в Litum.
Станислав Косарев, Технический инспектор ГК
Станислав Косарев, Технический инспектор ГК "Литум" / Фото: Литум

 

За годы работы мне довелось работать на различных проектах и с различными заказчиками. Было много докований и за границей: в Китае, Турции, Болгарии, Корее, на Канарских островах. В этой статье я хочу резюмировать свой опыт в качестве инспектора по доковой окраске.

 

Принято считать, что инспектор по окраске – это такой человек, который следит за неукоснительным выполнением всех правил и стандартов при выполнении окрасочных работ. И это первое – и самое главное – заблуждение! Потому что крайне редко случается так, что все работы в доке выполняются по правилам, так, как было изначально запланировано.

Основная задача докового инспектора – обеспечить надежность покрытия и, что не менее важно, сделать это в короткий срок, отведенный на доковый ремонт. Обычно это несколько дней: одна или максимум две недели. Время тщательно распланировано, любая задержка в выполнении работ может привести к тому, что судно проведет лишнее время в доке, а это большие дополнительные затраты для судовладельца.

 

Представьте, что начался дождь, который шел сутки напролет. Естественно, что все окрасочные работы остановлены, потеряны целые сутки, при этом время выхода из дока не изменилось, и нужно как-то искать возможность нагнать упущенные часы. Форс-мажорные обстоятельства не ограничиваются только дождем – это может быть все, что угодно: затянувшиеся сварочные работы на корпусе, поломка окрасочного оборудования, высокая влажность – список может быть очень длинным. В таких случаях недостаточно просто иметь инспекторский сертификат, нужно обладать опытом, чтобы закончить работу качественно и в срок. И в этом главное отличие инспектора по доковой окраске от других инспекторов: нужно уметь изобретать варианты и справляться с нестандартными ситуациями, применяя все имеющиеся знания и опыт. Из своей практики скажу, что каждая нестандартная ситуация нестандартна по-своему, и каждый раз решение будет в чем-то новым и особенным. Поэтому я считаю, что работа в доке – это, помимо прочего, своего рода творчество.

Одна из компетенций докового инспектора – умение быстро составлять и вносить изменения в окрасочные спецификации. Полномочия менять спецификацию даются неслучайно: на принятие решения есть совсем немного времени и не всегда удается связаться с офисом и запросить изменения в спецификацию через менеджера. Это большая ответственность, которая подразумевает наличие определенных навыков. Сняли старую краску, а под ней подпленочная коррозия и сильный питтинг – что делать? Нужно увеличивать толщину покрытия, иначе защита от коррозии будет недостаточной. А это согласование с судовладельцем и новая спецификация, которой во многих случаях занимается инспектор.

Вообще, я считаю, что способность ориентироваться в сложных ситуациях и быстро находить правильные решения является основным профессиональным качеством инспектора по доковой окраске. Мне приходилось работать и в судостроении, и на промышленных объектах, но пальма первенства в части скорости принятия решений и количества неожиданных ситуаций принадлежит судоремонту.

Фото: Литум
Фото: Литум

 

Приведу пример. Большинство судов, заходящих в док на ремонт, не перекрашиваются полностью. Окраска производится частично только на тех участках, которые требуют ремонта (коррозия, разрушение покрытия и т.п.) – как принято говорить, "пятнами" или "тачапом" (англ. touch up – локальная подкраска). Менеджеры составляют окрасочную спецификацию и согласовывают ее с судовладельцем исходя из предполагаемой площади ремонтных участков, опираясь на существующие практики или договоренности с заказчиком, и ровно на эту площадь рассчитывается количество краски. 

 

При этом фактическая площадь становится известной только после постановки судна и опорожнения дока. Что делать, если фактическая площадь оказалась больше предполагаемой? Как быть с краской, количество которой недостаточно?

 

Описанная ситуация возникает не один раз в жизни каждого докового инспектора, и это типичный пример, когда нужно уметь быстро найти подходящее решение. Решением может стать корректировка спецификации, а также по согласованию с судовладельцем недостающую краску можно поискать в кладовой боцмана или дозаказать со склада. В последнем случае нужна четкая координация действий с менеджером и складом, и здесь как никогда важна командная работа и чувство плеча. Любая задержка поставки или недопонимание выльется в смещение графика работ на судне, а это непозволительно. С гордостью могу сказать, что у нас отличная команда, и в моей практике не было случаев, когда по нашей вине происходила задержка графика ремонта.

 

 

Умение быть частью команды важно не только в отношении своих коллег, но и в отношении тех, кто вместе с тобой работает в доке – я имею в виду подрядчика, суперинтенданта и судовую команду. Лучший результат получается тогда, когда работа идет слаженно, и все участники процесса понимают план и особенности работы. Опять же, по моему опыту, роль лидера часто берет на себя инспектор, и это еще одна компетенция для работы в доке.

Ну и, конечно же, команда – это наш отдел технического сервиса! У каждого из нас обширный опыт, и при необходимости я всегда могу обсудить ту или иную ситуацию с коллегами, чтобы выработать лучшее решение для каждого отдельного случая.

 

Нельзя умалять и ценность технических знаний. Однажды я осматривал подготовленный под окраску участок наружной обшивки корпуса. Дело было осенью, температура была чуть выше нуля, и маляры "ловили погоду", чтобы не допустить появления на поверхности вторичной коррозии. Мое внимание привлекла горизонтальная полоса между пазами обшивки, которая выглядела необычно: качество ее подготовки было заметно выше, чем остальной поверхности, почти Sa3, но что-то не давало мне покоя, и я решил подняться на подъемнике, чтобы рассмотреть эту полосу вблизи. Приблизившись к поверхности, я обнаружил на ней очень тонкий слой инея, который и придавал белесоватый оттенок, – с внутренней стороны обшивки была цистерна, заполненная жидкостью.

 

Практика окраски судов в доке сложилась так, что практически все суда окрашиваются в присутствии инспектора. Инспектор рассматривается как одна из составляющих решения, которое предлагает своим клиентам производитель краски. Сегодня, когда количество докований растет, я ощущаю востребованность своей профессии и вижу насколько полезны могут быть знания и опыт, которыми я обладаю.

"ГК Литум", ООО
Санкт-Петербург
8 (812) 640-00-80



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости